Дело № 2-484/2024
УИД 59RS0008-01-2024-000721-18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2024 года Пермский край, г.Верещагино
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Мохнаткиной И.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой С.П.,
с участием представителя истца прокурора Сказочкина И.В.,
представителей ответчика Артемовой О.В., Паршаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верещагинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верещагинский образовательный комплекс», администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс», администрации Верещагинского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности по адресам:
1. Детский сад СП Зюкайская школа, <адрес>;
2. Детский сад СП Зюкайская школа, <адрес>;
3. Детский сад СП Кукегская основная школа, <адрес>;
4. Детский сад. СП Кукетская школа, <адрес>;
5. Детский сад СП Кукетская школа, <адрес>;
6. Детский сад СП Путинская школа, <адрес>;
7. Детский сад СП Сепычевская школа, <адрес>;
8. Детский сад СП Сепычевская школа, <адрес>;
9. СП Детский сад №1, корпус 1, <адрес>;
10. СП Детский сад №1, корпус 4, <адрес>;
11. СП Детский сад №1, корпус 4, <адрес>;
12. СП Детский сад №2, корпус 3, <адрес>;
13. СП Детский сад №2, корпус 4, <адрес>;
14. СП Станция юных техников, <адрес>.
Требования мотивированы следующими обстоятельствами: прокуратурой Верещагинского на основании решения коллегии прокуратуры Пермского края 13.02.2024 проведена контрольная проверка по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, в части комплексной безопасности антитеррористической защищенности объектов образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Верещагинский образовательный комплекс» (далее - МБОУ «ВОК»), в ходе установлено следующее. В августе 2022 года в ходе проверки было установлено, что во всех структурных подразделениях МБОУ «ВОК» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, а также источники бесперебойного электропитания, необходимые для её автономного функционирования. 29.08.2022 прокуратурой района по выявленным нарушения в адрес директора МБОУ «ВОК» внесено представление. В марте 2023 года в ходе повторной проверки установлено, что выявленные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в полном объеме не устранены, что подтверждается ответом на запрос МБОУ «ВОК» от 21.03.2023. В мае 2024 года в рамках контроля устранения нарушений по ранее принятым актам прокурорского реагирования установлено, что до настоящего времени не на всех объектах МБОУ «ВОК» имеется система оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ). По состоянию на 16.05.2024 СОУЭ установлена в 21 здании, в 11 зданиях планируется установить в мае - июле 2024, выделено соответствующее финансирование, в 14 зданиях планируется оборудовать системой только в 2025 году. Таким образом, по состоянию на 16.05.2024 в 14 зданиях структурных подразделений МБОУ «ВОК» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, а также источники бесперебойного электропитания, необходимые для её автономного функционирования, надлежащие меры по её установке не приняты, финансирование отсутствует.
Несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет угрозу возникновения кризисных ситуаций при попытке реализации террористических актов, невозможность создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Просит возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс» в срок до 31.12.2024 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, оборудовать здания учреждения системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации по 14 адресам осуществления деятельности. Возложить обязанность на муниципальное образование Верещагинский городской округ Пермского края, при недостаточности средств у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верещагинский образовательный комплекс» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию зданий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верещагинский образовательный комплекс», системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика Артемова О.В. пояснила, что на уровне администрации Верещагинского городского округа ведется работа по установлению системы управления эвакуацией в образовательных учреждениях. Вместе с тем это дорогостоящие мероприятия и из 46 образовательных учреждений не установлено в 14 образовательных учреждения. В связи с необходимостью выделения дополнительного финансирования для закупки оборудования, просит установить срок до конца 1 квартала 2025 года.
Представитель ответчика Паршакова А.А. пояснила, что денежные средства на финансирование указанных мероприятий в 2024 году отсутствуют.
Суд, заслушав представителя истца, представителей ответчика, изучив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Судом установлено, что прокуратурой Верещагинского на основании решения коллегии прокуратуры Пермского края 13.02.2024 проведена контрольная проверка по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму, в части комплексной безопасности антитеррористической защищенности объектов образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Верещагинский образовательный комплекс» (далее - МБОУ «ВОК»), в ходе установлено следующее. В августе 2022 года в ходе проверки было установлено, что во всех структурных подразделениях МБОУ «ВОК» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, а также источники бесперебойного электропитания, необходимые для её автономного функционирования. 29.08.2022 прокуратурой района по выявленным нарушения в адрес директора МБОУ «ВОК» внесено представление. В мае 2024 года в рамках контроля устранения нарушений по ранее принятым актам прокурорского реагирования установлено, что до настоящего времени не на всех объектах МБОУ «ВОК» имеется система оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ). По данным МБОУ «ВОК» от 20.02.2024, 26.02.2024, 16.05.2024 по состоянию на 16.05.2024 СОУЭ установлена в 21 здании, в 11 зданиях планируется установить в мае - июле 2024, выделено соответствующее финансирование, в 14 зданиях планируется оборудовать системой в 2025 году. Таким образом, по состоянию на 16.05.2024 в 14 зданиях структурных подразделений МБОУ «ВОК» отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, а также источники бесперебойного электропитания, необходимые для её автономного функционирования, надлежащие меры по её установке не приняты, финансирование отсутствует:
1. Детский сад СП Зюкайская школа, <адрес>;
2. Детский сад СП Зюкайская школа, <адрес>;
3. Детский сад СП Кукетская основная школа, <адрес>;
4. Детский сад СП Кукетская школа, <адрес>;
5. Детский сад СП Кукетская школа, <адрес>;
6. Детский сад СП Путинская школа, <адрес>;
7. Детский сад СП Сепычевская школа, <адрес>;
8. Детский сад СП Сепычевская школа, <адрес>;
9. СП Детский сад №1, корпус 1, <адрес>;
10. СП Детский сад №1, корпус 4, <адрес>;
11. СП Детский сад №1, корпус 4, <адрес>;
12. СП Детский сад №2, корпус 3, <адрес>;
13. СП Детский сад №2, корпус 4, <адрес>;
14. СП Станция юных техников, <адрес>.
Разрешая требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктами 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Комплекс мер, направленных на антитеррористическую защищенность объектов (территорий) образования, содержится в п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление № 1006). Их достижение обеспечивается посредством выполнения ряда мероприятий (п.п. 18-31), одним из которых является оснащение объектов инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (п. 29).
Согласно п. 1ч. 13 ст. 30 названного Закона для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.п. «д» п. 24 Постановления №1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу п. 31 Постановления №1006, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Объекты (территории) образования являются охраняемыми объектами, обязанными принимать меры по защите своего периметра от криминальных проявлений и (или) террористических угроз.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс» является юридическим лицом ОГРН 1205900001515, ИНН 5933012300, осуществляет деятельность 85.14 Образование среднее, 85.11 Образование дошкольное.
В соответствии с Уставом МБОУ «Верещагинский образовательный комплекс» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Верещагинского городского округа Пермского края. Функций и полномочия учредителя Учреждения и собственника имущества осуществляет от имени муниципального образования Верещагинский городской округ - администрация Верещагинского городского округа Пермского края.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Судом установлено, что по состоянию на 16.05.2024 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей, а также источники бесперебойного электропитания, необходимые для её автономного функционирования, надлежащие меры по её установке не приняты, финансирование отсутствует в указанных выше 14 зданиях структурных подразделений МБОУ «ВОК».
Поскольку факт нарушения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения нашел подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия устанавливается срок исполнения обязательства. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда до 31.12.2024.
Суд, с учетом доводов истца и ответчиков, в том числе обоснованных необходимостью соблюдения ответчиком обязательных требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающие порядок и сроки выполнения услуг и работ, определяет срок исполнения решения суда – до 01.04.2025.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Верещагинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс», ОГРН 1205900001515, ИНН 5933012300, в срок до 01.04.2025 устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, оборудовать здания учреждения системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации по адресам осуществления деятельности:
1. Детский сад СП Зюкайская школа, <адрес>;
2. Детский сад СП Зюкайская школа, <адрес>;
3. Детский сад СП Кукетская основная школа, <адрес>;
4. Детский сад. СП Кукетская школа, <адрес>;
5. Детский сад СП Кукетская школа, <адрес>;
6. Детский сад СП Путинская школа, <адрес>;
7. Детский сад СП Сепычевская школа, <адрес>;
8. Детский сад СП Сепычевская школа, <адрес>;
9. СП Детский сад №1, корпус 1, <адрес>;
10. СП Детский сад №1, корпус 4, <адрес>;
11. СП Детский сад №1, корпус 4, <адрес>;
12. СП Детский сад №2, корпус 3, <адрес>;
13. СП Детский сад №2, корпус 4, <адрес>;
14. СП Станция юных техников, <адрес>.
Возложить обязанность на муниципальное образование Верещагинский городской округ Пермского края, ОГРН 1195958041840, ИНН 5933012211, в срок до 01.04.2025 обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию зданий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верещагинский образовательный комплекс», системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Мохнаткина
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2024.