Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-368/2024 ~ М-1530/2023 от 27.12.2023

Дело № 2-368/2024         *

УИД 33RS0015-01-2023-003101-55

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Петушки                                                                         24 апреля 2024 года

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Басовой Е.С.,

при секретаре судебного заседания Грицаенко А.Р.,

с участием помощника прокурора Петушинского района Карабинской М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района, действующего в интересах Горенковой Е. А., к Министерству здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Прокурор Петушинского района обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Петушинского района проведен анализ обслуживания рецептов на выдачу лекарственных препаратов и медицинских изделий, находящихся на отсроченном обслуживании в аптеке ООО «Медилон-Фармимэкс».

В ходе проведения проверки установлено, что рецепт серии 1722 на выдачу лекарственного препарата таб. Метформин 850 мг Горенковой Е.А. выбран из разнарядки Министерства здравоохранения Владимирской области на 2022 год по региональной льготе, в результате чего Горенкова Е.А. не обеспечена необходимым лекарственным препаратом. Данный факт подтверждается актом приема-передачи рецептов на выдачу лекарственных препаратов.

В результате необеспечения Министерством здравоохранения Владимирской области Горенковой Е.А. льготным лекарственным препаратом нарушены ее права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни.

Вследствие ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» по организации своевременного обеспечения лекарственным препаратом, жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, в связи с чем Горенковой Е.А. были причинены нравственные страдания, моральный вред.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница в пользу Горенковой Е.А. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей за несвоевременное обеспечение необходимым лекарственным препаратом.

Помощник прокурора Карабинская М.Б. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Горенкова Е.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась.

Ответчики Министерство здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела в судебное заседание своих представителей не направили, об уважительных причинах своей неявки не сообщил, в связи с чем, судом, в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

В ранее направленных письменных возражениях ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области полагало заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истцом не представлено доказательств ненадлежащего исполнения Министерством и ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» обязанности по своевременному обеспечению лекарственным препаратом, в результате чего жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность, причинены нравственные страдания, моральный вред. В реестре рецептов по льготнику Горенкова Е.А. за период с дата по дата отсутствуют сведения о предъявлении рецепта серии 1722 на выдачу лекарственного препарата «Метформин». Факт наступления нравственных и физических страданий Горенковой Е.А. в результате преступных умышленных действий Министерства отсутствует. Таким образом, полагает, что отсутствуют основания для взыскания с Министерства компенсации морального вреда за несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом материального истца, а прокурором Петушинского района выбран неверный способ защиты прав Горенковой Е.А.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» Симакин А.Н. ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Полагал, что действиями ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» права истца Горенковой Е.А. не нарушались. Рецепт на необходимый лекарственный препарат был выписан лечащим врачом, который в дальнейшем был отменен. После очередного обращения Горенковой Е.А. в лечебное учреждение ей был выписан новый рецепт. Льготник обеспечен необходимым лекарственным препаратом.

Третьи лица ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ООО «Медилон-Фармимэкс», врач терапевт ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница Асваров Р.З., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).

В силу статей 10 и 19 указанного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются гражданину, в том числе предоставлением гарантированного объема медицинской помощи, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Положениями ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 года № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее - Положение).

Согласно пункту 1 данного Положения им устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

В силу подпункта 2.1 пункта 2 указанного Положения бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Так, в разделах Перечня № 890 «Группы населения» и «Категории заболеваний» названы «инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы», в соответствующей им графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» указано - «все лекарственные средства». В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства по рецептам врачей отпускаются бесплатно, также относится «сахарный диабет».

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Указом Губернатора Владимирской области от 05 декабря 2022 года
№ 242 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области согласно которому Министерство здравоохранения Владимирской области, являясь правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области, осуществляет полномочия по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; организует предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункты 2.1, 2.2, 2.11, 2.15 Положения).

Из вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.

Организация такого обеспечения на территории Владимирской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.

Непринятие таких мер либо ненадлежащее исполнение обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями и лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме.

Судом установлено следующее.

Горенкова Е. А., дата года рождения, находится на диспансерном учете в ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» с диагнозом Е11.9. Инсулиннезависимый сахарный диабет без осложнений. дата Горенковой Е.А. был выписан рецепт серии 1722
на лекарственный препарат Метформин, табл. п.п.о. пролонг.,
850 мг, в количестве трех упаковок. Срок действия рецепта до дата, аннулирован дата, причина: неправильно выбрана доза медикамента в рецепте.

Из пояснений ООО «Медилон-Фармимэкс» от дата следует, что рецепт 17 22 поступал дата в аптечное учреждение города Петушки Владимирской области, поставлен на отсроченное обслуживание и возвращен в лечебное учреждение, поскольку на момент предъявления рецепта лекарственный препарат был полностью выбран по разнарядке РЛО (региональная льгота) на 2022 год.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленным прокурором актом приема-передачи документов от дата, согласно которому ООО «Медилон-Фармимэкс» передало ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» рецепт 1722 7105658 в отношении Горенковой Е.А. с указанием «Лекарственный препарат полностью выбран из разнарядки по РЛО ДЗ на 2022 год».

Таким образом, указание в отзывах Министерства здравоохранения Владимирской области о том, что рецепт 1722 7105658 в отношении Горенковой Е.А. в аптечное учреждение не поступал и не обслуживался не соответствует действительности и опровергается актом от дата, составленного ООО «Медилон-Фармимэкс» и ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница».

При этом, суд также учитывает, что согласно реестру рецептов ООО «Медилон-Фармимэкс» в отношении Горенковой Е.А. с дата по дата ей выписывался и выдавался препарат «Метформин 1000 », в том числе дата, что свидетельствует о возможности ее обеспечения данным лекарственным препаратом со стороны Министерства здравоохранения Владимирской области, в том числе в апреле 2022 года.

Также суд принимает во внимание тот факт, что препарат «Метформин» включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от дата -р, что свидетельствует об особой необходимости и важности своевременного обеспечения истца данным лекарственным препаратом.

Вместе с тем, данный рецепт исполнен не был, Горенкова Е.А. указанным лекарственным препаратом по данному рецепту не обеспечена. В период с дата по дата данный лекарственный препарат Горенковой Е.А. не выдавался.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Исходя из того, что отсутствие своевременного обеспечения необходимыми лекарственным препаратом нарушило права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, поставило под угрозу жизнь и здоровье истца, суд полагает, что в данном случае Горенковой Е.А. причинены нравственные страдания, в связи с чем заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.

С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей, поскольку отсутствие своевременного обеспечения истца указанным выше лекарственными препаратами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерством здравоохранения Владимирской области. При определении данной суммы суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и характер нарушенных прав, а также индивидуальные особенности горенковой Е.А. и ее возраст.

При этом, данная обязанность в силу закона лежит на органе власти субъекта РФ - Министерстве здравоохранения Владимирской области, в связи с чем обязанность по исполнению решения должна быть возложена судом на него. Оснований для удовлетворения иска к ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Петушинского района в интересах Горенковой Е. А. (паспорт гражданина Российской Федерации ) удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области () в пользу Горенковой Е. А. компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ ВО «Петушинская районная больница» отказать.

Разъяснить, что в силу статьи 237 ГПК РФ ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

В заявлении об отмене заочного решения суда ответчику необходимо указать уважительность причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение суда в апелляционном порядке может быть обжаловано ответчиком во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Председательствующий                   *                           Е.С. Басова

2-368/2024 ~ М-1530/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Горенкова Елена Александровна
прокурор Петушинского района Сигаев В.М.
Ответчики
ГБУЗ ВО "Петушинская районная больница"
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
ООО "Медилон-Фармимэкс"
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области "
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Басова Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
petushinsky--wld.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2023Передача материалов судье
09.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее