Дело № 2-116/2024
УИД 32RS0004-01-2023-001478-03
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Брянск
Володарский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Мастеровой О.Н.,
при секретаре Ежове Н.П., с участием помощника прокурора Гусейновой О.В., представителя ответчика Фатеевой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Володарского района г. Брянска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Володарского района г.Брянска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска о понуждении к совершению действий, ссылаясь на то, что
при проведении прокуратурой Володарского района г. Брянска проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при реализации законодательства, регламентирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок на придомовых территориях Володарского района г.Брянска, было проведено обследование детских игровых площадок, расположенных на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой установлены нарушения требований ГОСТ Р 52169-2012, которые создают угрозу безопасности и представляют угрозу для использующих их лиц. Указанная детская площадка и находящееся на ней детское игровое оборудование расположена на придомовых территориях многоквартирных домом и является их общим имуществом, а управляющей компанией МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, осуществляющей управление указанными домами, не приняты меры по надлежащему содержанию общего имущества собственников указанных домов. Истец, с учетом уточненных требований, просил суд обязать МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска принять меры по устранению выявленных нарушений по содержанию детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, путем приведения ее в соответствие с требованиями государственных стандартов, а именно: восстановить целостность ограждения комплекса «Футбольное поле», установить табличку, содержащую информацию о правилах пользования оборудованием, сведения о возрастных группах, номера телефонов экстренных служб спасения, скорой помощи, номера телефонов эксплуатанта, по которым следует сообщать в случае неисправности и поломки оборудования.
Помощник прокурора Володарского района г.Брянска Гусейнова О.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска Фатеева М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что детские площадки в общую собственность собственников помещений в многоквартирных домах не принимались. Работы по обслуживанию детской площадки в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, не включены.
Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Управления Росреестра по Брянской области, в судебное заседание не явились, извещены о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Брянской области, в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом №...., с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом №.....
На придомовой территории в непосредственной близости от указанных многоквартирных жилых домов оборудована детская игровая площадка.
Прокуратурой Володарского района г. Брянска была проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при реализации законодательства, регламентирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок на придомовых территориях Володарского района г.Брянска.
Согласно акту проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при реализации законодательства, регламентирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок на придомовых территориях Володарского района г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ, было проведено обследование детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории дома №.... по адресу: <адрес> и дома №.... по адресу: <адрес>, в ходе которой установлены нарушения требований ГОСТ Р 52169-2012 «Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», а именно: нарушена целостность ограждения комплекса «Футбольное поле» и на детской площадке не установлена табличка, содержащая информацию о правилах пользования оборудованием, сведения о возрастных группах, номера телефонов экстренных служб спасения, скорой помощи, номера телефонов эксплуатанта, по которым следует сообщать в случае неисправности и поломки оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно положениям части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно Методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденным Приказом Минстроя России №897/пр № 1128 от 27.12.2019, формирование технического задания на благоустройство территорий, проведение торгов, выбор подрядчиков, осуществление финансирования работ по благоустройству и их приемка возложены на органы Местного самоуправления (пункт 1.5); проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию площадок различного функционального назначения рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями по охране и поддержанию здоровья человека (пункт 2.7).
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе, благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила).
Согласно подпункту «ж» пункта 2 Правил в состав общего имущества входят иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 и подпунктом «ж» пункта 11 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 3.5.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, территория каждого домовладения, как правило, должна иметь детскую площадку, а в перечень работ по содержанию жилых домов входят работы по ремонту детских площадок.
Таким образом, поскольку детские площадки относятся к элементам благоустройства, содержание в надлежащем состоянии которых относится к обязанности управляющей компании, суд приходит к выводу о том, что спорная детская площадка является общедомовым имуществом собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>, управление которыми осуществляется МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, расположены на дворовой и придомовой территории данных домов, в связи с чем, в силу вышеприведенных норм права именно на ответчике лежит обязанность устранять обнаруженные на детской игровой площадке нарушения.
Согласно требованиям ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант. Регулярный визуальный осмотр позволяет обнаружить очевидные неисправности и посторонние предметы, представляющие опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма. Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают: проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглащающих покрытий и сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности. Ремонтные работы включают: замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобок горок); замену структурных элементов оборудования. Для обеспечения безопасности на детской игровой площадке эксплуатант разрабатывает и устанавливает информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием; номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номер (а) телефона (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломке оборудования.
Как следует из ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», оборудование и элементы оборудования должны соответствовать общим требованиям безопасности и мерам защиты по ГОСТ Р ИСО/МЭК 50, соответствовать возрастной группе детей, для которой они предназначены, быть такими, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка и он мог его предвидеть, обеспечить доступ взрослых для помощи детям внутри оборудования, не допускать скопления воды на их поверхностях и обеспечивать свободный сток и просыхание. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменность. Элементы оборудования из древесины не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены. Сварные швы должны быть гладкими. Углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Крепление элементов оборудования должно исключать возможность их демонтажа без применения инструментов. Концы труб должны быть закрыты.
Бездействие ответчика по не исполнению требований жилищного и земельного законодательства относительно указанных обязанностей создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Доводы ответчика об отсутствии у управляющей компании обязанности по содержанию в надлежащем состоянии оборудования детских площадок ввиду не отнесения их к общему имуществу многоквартирного жилого дома, суд считает необоснованными, поскольку детские площадки находятся на придомовой территории и находящееся на них оборудование является общим имуществом.
Факт отсутствия или наличия государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным домом имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детских площадок как элемента благоустройства.
Согласно ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает разумным и не нарушающим прав ответчика срок для исполнения решения суда в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Володарского района г. Брянска (ИНН №....), действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Жилкомсервис» Володарского района г. Брянска (ИНН №....) о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска принять меры по устранению выявленных нарушений по содержанию детской игровой площадки, расположенной на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, путем приведения в соответствие с требованиями государственных стандартов, а именно: восстановить целостность ограждения комплекса «Футбольное поле», установить табличку, содержащую информацию о правилах пользования оборудованием, сведения о возрастных группах, номера телефонов экстренных служб спасения, скорой помощи, номера телефонов эксплуатанта, по которым следует сообщать в случае неисправности и поломки оборудования в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме через Володарский районный суд г. Брянска.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) О.Н. Мастерова