Дело № 2-483/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2019 года г. Николаевск
Николаевский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Клименко С.В.,
при секретаре Шелекето О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белоусова Николая Георгиевича и Белоусовой Натальи Владимировны к Администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> о признании права собственности на жилой дом и приусадебный земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд по следующим основаниям: ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации в собственность Белоусова Николая Георгиевича, Белоусовой Натальи Владимировны и Тараненко Ольги Михайловны был передан дом, расположенный по адресу: <адрес>. На момент передачи им жилого помещения общая площадь составляла 73,4 кв. метра. После приобретения жилого помещения они возвели пристройку, и общая площадь дома стала 90,3 кв. метра. В настоящее время оформить документы на дом не могут, так как нет разрешения на строительство пристройки, реконструкцию и переоборудование дома. Таким образом, дом имеет признаки самовольной постройки и иным путем, кроме обращения в суд, они не могут признать за собой право собственности на дом. Кроме того, Тараненко О.М. (мать Белоусовой Н.В.) умерла ДД.ММ.ГГГГ. После её смерти Белоусова Н.В. вступила в права наследования, обратившись с заявлением к нотариусу, получила свидетельство о праве на наследство в виде денежных вкладов, а в выдаче свидетельства на дом было отказано ввиду несоответствия площади дома.
Истцы просят суд признать за ними право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 90,3 кв. метров, в следующих долях: за Белоусовым Н.Г. - 1/3 долю, за Белоусовой Н.В. - 2/3 доли.
Также просят признать за ними в этих же пропорциях право собственности на приусадебный земельный участок площадью 589 кв. метров по указанному адресу, считая, что земельный участок они приватизировали вместе с домом.
Истцы в судебное заседание представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и поддержали свои требования.
Ответчик в судебное заседание представил заявление о признании иска и рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ в собственность Белоусова Николая Георгиевича, Белоусовой Натальи Владимировны и Тараненко Ольги Михайловны была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>. На момент передачи им жилого помещения общая площадь составляла 73,4 кв. метра.
Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по <адрес> в <адрес> является жилым домом, и общая площадь жилого дома составляет 90,3 кв. метра, в неё включена пристройка.
Строительство пристройки к жилому дому было осуществлено без специального разрешения, не прошло регистрацию и имеет признаки самовольной постройки.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Часть 1 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, объектом которых является недвижимое имущество, призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Между тем данная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению о состоянии несущих строительных конструкций жилого <адрес>, выполненного Николаевским отделением Нижневолжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», следует, что указанный жилой дом не превышает предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, конструктивно не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Учитывая, что органом, которому в силу требований закона принадлежит право обращения о сносе самовольной постройки, является ответчик - Администрация <адрес>, ответчик признал исковые требования о признании за истцами права собственности на данную недвижимость, суд приходит к выводу о возможности признания за истцами права собственности на жилой дом.
Жилое помещение было приобретено в общую собственность согласно ст. 1 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 3.1 Закона РФ № (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) доли участников общей собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, признаются равными. Таким образом, Белоусов Н.Г. Белоусова Н.В. и Тараненко О.М. являлись собственниками жилого дома в равных долях.
Согласно свидетельства о смерти Тараненко О.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 218 п.2 абзац 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и местом открытия наследства согласно ст. 1115 ГК РФ является его последнее место жительства. Согласно ст. 1112 п. 1 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. И в силу требований ст.1112 ГК РФ это имущество подлежит включению в состав наследственного имущества.
На момент открытия наследства Тараненко О.М. принадлежала на праве собственности 1/3 доля указанного выше жилого дома, которая и подлежит включению в состав наследства.
Истица Белоусова Н.В. является наследником по закону.
Согласно ст. 1153 п. 1 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно сообщению нотариуса <адрес> Белоусова Н.В. обратилась с заявлением о принятии наследства после смерти Тараненко О.М. и получила свидетельство о праве на денежные вклады умершей.
Таким образом, истица, приняла в установленном порядке наследство после смерти её матери в виде принадлежащей той доли жилого дома.
Согласно ст. 1152 п. 4 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, суд признает за Белоусовой Н.В. право собственности на 2/3 доли жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, а за Белоусовым Н.Г. право собственности на 1/3 долю указанного жилого дома.
Заявленные требования о признании за истцами права собственности на доли в земельной участке по <адрес> в <адрес> удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
По договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ истцам не передавался в собственность земельный участок по <адрес> в <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН правообладатель земельного участка по указанному адресу не определен.
Приобретение земельных участков физическими лицами регулируется ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ч.5 и 6 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Белоусовым Николаем Георгиевичем право собственности на 1/3 долю жилого дома, общей площадью 90,3 кв. метра, с кадастровым номером 34:18:140118:98, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Белоусовой Натальей Владимировной право собственности на 2/3 доли жилого дома, общей площадью 90,3 кв. метра, с кадастровым номером 34:18:140118:98, расположенного по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Белоусова Николая Георгиевича и Белоусовой Натальи Владимировны о признании права собственности на доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Волгоградский облсуд с подачей жалобы через Николаевский районный суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья: