Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-5709/2020 от 27.05.2020

Судья: Навроцкая Н.А. № 33-5709/2020

Гр. дело № 2-320/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 июля 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Неугодникова В.Н.,

судей – Пинчук С.В., Чемерисовой О.В.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куликовой Н.И. на решение Советского районного суда города Самары от 17.02.2020, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Куликовой Н.И. к АО «Предприятие тепловых сетей» о защите прав потребителя отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Неугодникова В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Куликова Н.И. обратилась в Советский районный суд г. Самары с иском к Акционерному обществу «Предприятие тепловых сетей» (АО «ПТС»), с учетом последующих уточнений просила произвести перерасчет в части суммы повышающего коэффициента в сумме 1 328 рублей 75 копеек, убрать из квитанции и расчетов повышающий коэффициент с 01.01.2019 по 01.07.2019.

В обоснование заявленных требований указала, что является ветераном труда, потребителем и плательщиком жилищно-коммунальных услуг жилого помещения по адресу: ***. Ей приходят квитанции от АО «ПТС» для оплаты отопления, холодного водоснабжения для ГВС и горячее водоснабжение. В квитанциях об оплате услуг за период с января 2019 по июнь 2019 включительно ответчик незаконно, по мнению истца, выставляет суммы к оплате за холодную воду для ГВС с учетом повышенного коэффициента. Также считает, поскольку в доме проведено центральное отопление, то никакого подогрева воды не происходит и этого не требуется.

Утверждает, что в связи с неверным начислением платы за коммунальные услуги у нее имеется переплата на сумму 1 932 рублей 43 копеек, а долг, выставляемый в квитанциях в размере 4 719 рублей 95 копеек является незаконно начисленным.

Направленная в адрес АО «ПТС» претензия о возврате излишне уплаченной суммы оставлена без удовлетворения, в связи с чем она обратилась в суд.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Куликова Н.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Указывает на несогласие с выводами суда о возможности применения повышающего коэффициента к нормативу потребления в отсутствие нормативного акта.

В заседание судебной коллегии истец Куликова Н.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Настаивала на незаконности применения повышающего коэффициента в спорном периоде, считает, что он должен применяться только с 01.07.2019.

Представитель ответчика АО «ПТС» в судебное заседание не явился, в представленном ранее отзыве просил жалобу рассмотреть в свое отсутствие. Согласился с решением суда первой инстанции, считает начисленные коммунальных платежей законным и обоснованным, в том числе, в части применения повышающего коэффициента.

Третье лицо Куликов А.Б. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (пункт 3 части 2).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).

Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 1).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2).

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила №354).

Согласно пункту 4(б) Правила № 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Частью 4 статьи 13 Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 81 Правилами № 354 на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по оборудованию помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам.

Согласно пункту 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.

Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.

В Самарской области установлен двухкомпонентный тариф.

Согласно пункту 38 Правила № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????™???????�??????????�???????�???????�???????�???????�????????????�??????????�???????�???????�???????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�������������?�?????????R?�?????????????�???????????�????????????�?�?�?�������������������������������������������������������

Из материалов дела следует, что квартира, расположенная по адресу: *** принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве каждому) Куликовой Н.И. и Куликову А.Б.

Из квитанций за январь-июнь 2019 следует, что получателем являлось ООО «Центр-СБК-Самара», исполнителем АО «Предприятие тепловых сетей», потребителю Куликовой Н.И. выставляется расчет платы за коммунальные услуги по указанной квартире общей площадью 55,40 кв.м., жилой площадью 40,40 кв.м., зарегистрировано 4 человека, проживает 4 человека: отопление, т/энергия на ГВС, хол. вода для ГВС, хол. вода для ГВС (повыш. коэф.).

Куликова Н.И. осуществляет оплату выставленных ей счетов не в полном объеме, а исходя из своих расчетов.

Материалами дела подтверждается, что расчет платы за услугу по горячему водоснабжению в период с 01.01.2019 по 01.07.2019 осуществляется с применением повышающего коэффициента.

В связи с несогласием произведенных расчетов Куликова Н.И. неоднократно в 2019 обращалась в ГЖИ по Самарской области с жалобами, в том числе на начисления за услуги ГВС, выставляемых АО «ПТС».

В ответе от 11.10.2019 № 033738 ГЖИ по Самарской области указывает, что в обращении Куликовой Н.И. отсутствуют вопросы, относящиеся к компетенции управления. Также ей разъяснены правовые положения по вопросу начисления платы за горячее водоснабжение, и о том, что по вопросам применения тарифов на коммунальные услуги она вправе обратится в департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, собственники жилых помещений вправе обратится с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, в случае невозможности урегулирования имущественного спора с исполнителем услуг, он может быть разрешен в суде.

В ответ на обращение Куликовой Н.И. ООО «Центр-СБК-Самара» сообщило в письме от 15.11.2019 о том, что по многоквартирному № 89 по улице Энтузиастов начисления за горячую воду ведутся по двухкомпонентному тарифу, начисления по квартире №* дома №* по улице *** производится на основании нормативных актов, перерасчету не подлежат. Сумма долга подлежит уплате.

19.11.2020 Куликова Н.И. обратилась к руководителю АО «ПТС» с претензией, содержащей требование о перерасчете в выставляемых квитанциях на сумму 1 932 рублей 43 копейки, убрать из квитанций по ее лицевому счету №* сумму долга 4 719 рублей 95 копеек, не выставлять впредь счет за холодную воду на ГВС, которое оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд.

Установлено, что многоквартирный дом по адресу: ***, имеет открытую систему водоснабжения, индивидуальные приборы учета не установлены, доказательства обратного, равно как и доказательств отсутствия технической возможности их установки суду не представлено.

Согласно взаимосвязанным положениям части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 3 Правил №* полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337, Министерство является исполнительным органом государственной власти Самарской области, осуществляющим государственную политику в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию.

Нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению утверждены Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 № 447. Они вступили в силу в г.о.Тольятти, г.о. Новокуйбышевск, г.о. Сызрань, г.о. Кинель с 01.10.2016, в г.о.Самара – с 01.07.2019.

Оспаривая применение повышающего коэффициента при расчете платы за услугу по горячему водоснабжению в период с 01.01.2019 по 01.07.2019 истец ссылается на то, что повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальной услуги по водоснабжению установленным органами местного самоуправления в рассматриваемом случае не применяются до момента вступления в силу нормативов, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 № 447.

Вместе с тем, до 01.07.2019 на территории г.о. Самара применяются нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан, установленные в размере, утвержденном приложением № 4 к постановлению Главы г.о. Самара от 18.12.2007 № 1153 «Об оплате гражданами жилых помещений, коммунальных услуг в городском округе Самара».

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ), действовавшей на момент принятия Главой городского округа Самара постановления от 18.12.2007 № 1153, размер платы за коммунальные услуги рассчитывался исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – органом местного самоуправления, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно преамбуле постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Согласно Правил № 306 (в редакции Федерального закона от 23.05.2006), действовавшей на момент принятия Главой г.о. Самара постановления от 18.12.2007 №1153, они определяли порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В настоящих Правилах использовались следующие основные понятия: «уполномоченные органы» - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению – органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применялись при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Таким образом, на момент принятия Главой городского округа Самара постановления от 18.12.2007 № 1153 органам мастного самоуправления были делегированы права по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению.

Приложением № 4 к Постановлению Главы г.о. Самара от 18.12.2007 №1153 были установлены нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан г.о. Самара, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета.

Указанные нормативы применялись до утверждения нормативов в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.

Следовательно, новые нормативы потребления коммунальных услуг, в данном случае, нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению, утвержденные Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.11.2015 № 447, не отменяют ранее принятые до тех пор, пока не приняты новые.

Как указывалось выше новые нормативы потребления коммунальной услуги по водоснабжению вступили в силу в г.о. Самара с 01.07.2019.

Таким образом, до 01.07.2019 в городском округе Самара действовали нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для граждан г.о. Самара, проживающих в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, утвержденные постановлением Главы г.о. Самара от 18.12.2007 № 1153.

Нормативы потребления тепловой энергии и горячего водоснабжения для предоставления коммунальной услуги не могут рассматриваться как исключение применения до указанной в нем даты ранее установленных нормативов.

Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при расчете платы за коммунальные услугу в спорный период с 01.01.2019 по 01.07.2019 истец законно и обоснованно применял повышающего коэффициента.

Доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном применении применен повышенного коэффициента, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, основаны на неверном толковании законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Самары от 17.02.2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Куликовой Н.И. - без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-5709/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Куликова Н.И.
Ответчики
АО Предприятие тепловых сетей
Другие
Куликов А.Б.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.05.2020[Гр.] Передача дела судье
02.07.2020[Гр.] Судебное заседание
30.07.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее