№ 91RS0008-01-2023-000633-75
№ 2-1610/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Джанкой 6 июля 2023 года
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе
председательствующего судьи Пиун О.А.,
при секретаре Никитенко Ж.А.,
с участием представителя ответчика Бужениновой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рубан Н.Б. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи, понуждении совершить определенные действия, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Государственного казённого учреждения Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обеспечения и занятости в Республике Крым», Министерства труда и социальной защиты Республики Крым»,
установил:
16 марта 2023 года Рубан Н.Б. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ответчика об отказ в назначении государственной социальной помощи (ГСП) ежемесячно от 17.01.2023, обязать ответчика назначить ей МСП «Государственная социальная помощь» ежемесячно, начиная с 01.12.2022.
В обоснование требований указала, что 18.12.2022 она необходимые собрав документы в электронной форме обратилась с заявлением к ответчику с целью получения государственной социальной помощи в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 № 10 ЗРК «О государственной социальной помощи в Республике Крым». Решением ответчика от 17.01.2023 ей отказано в назначении МСП ежемесячно на основании п. 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия № 587 от 23.12.2014, так как член малоимущей семьи (сын заявителя ФИО7) трудоспособного возраста в течении трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия, не работает, в установленном порядке не признан безработным, не служит. Ответчик указывает, что при определении права семьи на госпомощь рассматривался расчетный период – сентябрь, октябрь, ноябрь 2022 года – три месяца, которые предшествовали месяцу обращения. Однако, ответчиком не принято во внимание, что ФИО7 до 31.10.2022 проходил службу в ВС РФ. 31.10.2022 поставлен на воинский учет Военным комиссариатом г. Джанкой, Джанкойского и Первомайского районов Республики Крым, в ноябре 2022 года зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. Учитывая, что на 18.12.2022 (момент обращения с заявлением) у Рубан Н.Б. имелись все основания и документы для получения государственной социальной помощи в виде социального пособия, считая отказ ответчика незаконным и необоснованным, истец обратилась в суд с данным иском.
В судебное заседание истец и её представитель не явились, предоставили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие на основании представленных ими пояснений и документов, просят удовлетворить исковые требования в полном объеме (л.д. 74-75, 102, 103-105).
Представитель ответчика Буженинова Н.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 45-49, 90-93). Дополнительно пояснила, что в соей деятельности при назначении социальной помощи руководствуются Законом Республики Крым и Порядком №587, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым. Поскольку у ФИО7 отсутствует доход от трудовой или иной деятельности, а правило нулевого дохода, которое в соответствии с законодательством должно быть обосновано объективными жизненными обстоятельствами, не подтверждено.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом, направили в адрес суда возражения относительно исковых требований, в которых просили отказать в удовлетворении иска, дело рассмотреть в отсутствие представителей (л.д. 38-40, 71, 81-83, 85).
В соответствии со статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив предоставленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Так, объем, размер и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки определены законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, постановлениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является, в частности, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой помощи, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении или об отказе в ее предоставлении, прекращении предоставления субсидии).
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления пособия уполномоченный орган обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым установлены Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 г. № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым».
В соответствии со ст.6 указанного Закона от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым и назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 587 утверждён Порядок предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее – Порядок №587).
В соответствии с п. 2 Порядка № 587 государственная социальная помощь в виде социального пособия (далее - пособие) назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
Пунктом 3 Порядка № 587 установлено, что пособие назначается в случае, если член малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста, неработающий и не зарегистрированный в Государственном казенном учреждении Республики Крым «Центр занятости населения» и его территориальных отделениях в качестве безработного на день обращения за пособием:
осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;
осуществляет уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или за ребенком, который требует ухода в течение времени, определенного в медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста;
обучается по очной форме по основным общеобразовательным программам, по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях Российской Федерации и не достиг возраста 23 лет;
является беременной женщиной;
является женщиной или одиноким родителем, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет;
является получателем любого вида пенсии независимо от возраста, трудоспособности и ведомства, в котором назначена пенсия;
находится на длительном лечении (лечение продолжительностью более двух месяцев подряд, подтверждаемое документом медицинской организации).
осуществляет уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
обучается по очной форме по основным общеобразовательным программам, по основным профессиональным образовательным программам и (или) программам профессиональной подготовки про профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях Российской Федерации и не достиг возраста 23 лет;
является женщиной или одиноким родителем, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет.
В соответствии с указанным Порядком №587, в заявлении о предоставлении государственной социальной помощи указываются: фамилия, имя, отчество без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность; сведения о месте жительства указываются на основании записи в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность (если предъявляется не паспорт), о месте пребывания на основании документа, подтверждающего регистрацию по месту пребывания; сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры); сведения о совместно проживающих с заявителем членах семьи (для малоимущей семьи): фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения в соответствии с документом, удостоверяющим личность, сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи); сведения о принадлежности к гражданству; сведения о месте жительства (почтовый индекс, наименование города, улицы, номера дома, корпуса, квартиры) указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства.
Для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период (пункт 9 Порядка № 587).
Согласно п. 17 Порядка на основании заявления и представленных документов органом социальной защиты населения определяется среднедушевой доход малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления пособия.
Пунктом 4 Порядка №587 установлено, что пособие не назначается, в частности, в случае, когда: члены малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста в течении трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия, не работают(ет), в установленном порядке не признаны(ан) безработным(ым), признанные(ан) безработными(ым), но нарушают(ет) законодательство о занятости, не служат(ит).
Судом установлено, что семья Рубан Н.Б. состоит из семи человек (заявитель, дочь ФИО3, сын ФИО2, дочь ФИО4, дочь ФИО5, дочь ФИО6, сын ФИО7) (л.д. 17, 18, 19, 20, 21, 50).
18.12.2022 Рубан Н.Б. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, как малоимущей семье, в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», предоставив все необходимые документы (л.д. 9-12, 50-52, 53, 54, 55-56, 57, 58, 59).
17.01.2023 Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым принято решения об отказе в назначении Рубан Н.Б. государственной социальной помощи в виде социального пособия, как малоимущей семье, в соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия № 587 от 23.12.2014, так как члены малоимущей семьи трудоспособного возраста не работают, в установленном порядке не признаны безработными, признанные безработными, но нарушают законодательство о занятости, не служат в течении трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия (л.д. 13, 60).
Из ответа Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым от 28.02.2023, направленного на имя Рубан Н.Б. на её обращение в телефонном режиме, усматривается, что по заявлению от 18.12.2022 Рубан Н.Б. отказано в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании п. 4 Порядка №587 – так как члены малоимущей семьи (сын заявителя ФИО7) трудоспособного возраста в течении трех месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением госпомощи, не работают, в установленном порядке не признаны безработными, не служат. При определении права семьи на госпомощь рассматривается расчетный период: сентябрь, октябрь и ноябрь 2022 года – три месяца, которые предшествует месяцу обращения (декабрь 2022 года) за назначением госпомощи. Согласно предоставленным сведениям, ФИО7 поставлен на воинский учет Военным комиссариатом г. Джанкой, Джанкойского и Первомайского районов РК 31.10.2022. В качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход ФИО7 зарегистрирован с 16.11.2022. В период с 01.11.2022 по 15.11.2022 ФИО7 не работал, в установленном порядке не признан безработным, не служил. Для рассмотрения права семьи Рубан Н.Б. на госпомощь ей предложено обратиться в марте 2023 года, предоставив необходимые документы (л.д. 14-15).
Ранее, в судебном заседании, а в последующем в своих пояснениях представитель истца - адвокат Шарафутдинов М.С., ссылаясь на аналогию закона, указал, что истец имеет право «нулевого дохода», как указано в разъяснениях Министерства труда и социальной защиты РФ. Данное право предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи заработка (стипендии, доходов от трудовой или предпринимательской деятельности или пенсии) или отсутствие доходов обосновано объективными жизненными обстоятельствами. Основаниями для отсутствия доходов, в том числе, могут быть срочная служба в армии и 3-месячный период после демобилизации. ФИО7 до 31.10.2022 проходил воинскую службу в ВС РФ, 31.10.2022 встал на учет после демобилизации, поэтому он имеет право на нулевой доход ввиду службы в армии и 3-месячный период после демобилизации, т.е. до 31.01.2023.
Материалами дела подтверждается, что согласно воинского билета серии №, ФИО7 29 октября 2022 года уволен с военной службы, 31 октября 2022 года поставлен на воинский учет в Военном комиссариате г. Джанкой, Джанкойского и Первомайского районов РК (л.д.22-23).
В соответствии со справкой о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2022 год № от 17.01.2023, ФИО7 поставлен на учет в Межрайонную ИФНС № по Республике Крым 16.11.2022 (л.д. 24).
Согласно справки № о состоянии расчетов (доходов) по налогу на профессиональный доход на 2022 год от 16.12.2022, доход, облагаемый налогом на профессиональный доход ФИО7, составил <данные изъяты> рублей (л.д.25).
В свою очередь представитель ответчика указывает, что правило нулевого дохода - это условное название одного из критериев для назначения некоторых пособий семьям с детьми, которым предусмотрено, что не является основанием для отказа в назначении ГСП отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи доходов за расчетный период в случае прохождения военной службы (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации). Данные критерии предусмотрены пп. 7 п. 17 Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 30.04.2020 № 253 (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Законом Республики Крым от 06.04.2020 г. № 53-3PK/2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»); пп. л) п. 23 Основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9.04.2022 № 630 (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»); пп. л) п. 31 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330 (в соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»). В то время, как Порядок № 587, в соответствии с которым истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, таких критериев не содержит.
Суд соглашается с данными доводами представителя ответчика.
Каждый отдельный вид государственной помощи прямо урегулирован законодательством – приняты специальные Указы Президента Российской Федерации, законы Российской Федерации и Республики Крым, постановления Правительства Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым.
Как указывалось выше, отношения по назначению государственной социальной помощи в виде социального пособия для малообеспеченных семей урегулированы Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом Республики Крым от 27.11.2014 №10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 №587.
Положения Порядка № 587 не содержат исключения для назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия в случае отсутствия у членов малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) доходов по причине прохождение военной службы (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации).
Перечень случаев, когда пособие назначается членам малоимущей семьи (малоимущим одиноко проживающим гражданам), перечислены в п. 3 Порядка № 587, перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежат.
Из письма-разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 08.06.2018 №17.1-17/02-2130 усматривается, что ДТСЗН в работе при применении абзаца 1.2 п. 4 Порядка № 587 необходимо учитывать, что заявитель обратившийся за назначением государственной социальной помощи в виде социального пособия должен работать (в установленном порядке быть признанным безработным, служить) в течении трех полных месяцев, которые предшествуют месяцу обращения (л.д. 61).
Отсутствие сведений о доходах члена семьи Рубан Н.Б. – трудоспособного члена семьи ФИО7 согласно действующему законодательству, регламентирующему порядок предоставления вышеуказанной меры социальной поддержки, является самостоятельным основанием для отказа в ее назначении.
Суд не принимает во внимание договор возмездного оказания услуг, заключенный между ФИО7 и ФИО12, по установке теплицы для выращивания сельхоз продукции, предоставленный стороной истца в подтверждение периода работы её сына ФИО7 с 01.11.2022 по 15.11.2022, поскольку данный договор датирован 01 ноября 2023 года, срок действия договора указан: начало 01 ноября 2023 года, окончание 20 ноября 2023 года, что не соответствует спорному периоду. Кроме того, даже с учетом возможно допущенной опечатки в написании года заключения договора, суд не находит оснований для принятия данного договора в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку данный договор в декабре 2022 года истцом с заявлением о назначении ГСП предоставлен не был, предметом рассмотрения и оценки не являлся.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у Департамента труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым не имелось правовых оснований для удовлетворения заявления Рубан Н.Б. и назначения ей государственной социальной помощь в виде социального пособия, как малоимущей семье, в виду чего в удовлетворении требований Рубан Н.Б. отказывает в полном объеме.
Доказательств, которые могли бы послужить основанием для иных выводов, суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 12,56, 68, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Рубан Н.Б. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Джанкойского района Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи, понуждении совершить определенные действия, – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Пиун
Решение принято в окончательной форме 12.07.2023 г.