Дело № 2-213/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Комсомольск-на-Амуре 9 апреля 2024 года
Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе председательствующего судьи Вальдес В.В.,
при секретаре судебного заседания Лушниковой О.Ю.,
с участием представителя ответчика ФИО1 Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решение об отказе в изменении группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1), Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 (далее – бюро №) о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении группы инвалидности.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 Н.М. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент проведения медико-социальной экспертизы в отношении ФИО2 оснований для изменения группы инвалидности не имелось.
Выслушав представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 Н.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (статья 7 Закона № 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 181-ФЗ Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №).
В соответствии с пунктом 2 Правил № признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
Согласно пункту 3 Правил № медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил № условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил №).
В соответствии с пунктом 7 Правил № в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил (пункт 23 Правил №).Согласно пункту 24 Правил № главное бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина в случае обжалования им (его законным или уполномоченным представителем) решения бюро, при осуществлении контроля за решением, принятым бюро, в том числе в части обеспечения техническим средством реабилитации - протезом с микропроцессорным управлением при обращении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также по направлению бюро в случаях, требующих консультации специалистов главного бюро, в том числе с проведением специальных видов обследования.
В соответствии с пунктом 59 Правил № решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ впервые установлена III группа инвалидности с ежегодным переосвидетельствованием, ДД.ММ.ГГГГ году установлена III группа инвалидности бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ на основании направления на медико-социальную экспертизу, выданного КГБУЗ «Городская больница» им. ФИО5, специалистами бюро № проведено освидетельствование ФИО2
По результатам изученных медицинских документов, медико-экспертных документов выявлены <данные изъяты>, что послужило основанием для установления III группы инвалидности бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для утяжеления группы инвалидности не установлено.
В связи с несогласием ФИО2 с принятым решением, ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой оснований для утяжеления III группы инвалидности без срока переосвидетельствования не установлено, решение бюро № признано обоснованным.
Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1.
Согласно выводам, изложенным в заключение судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, экспертная комиссия в составе руководителя экспертного состава № смешанного профиля, врачей по медико-социальной экспертизы, проведя заочную судебную медико-социальную экспертизу пришла к выводу о том, что оснований для изменения группы инвалидности ФИО2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеется, выявленные по результатам проведенной медико-социальной экспертизы нарушения здоровья являются основанием для установления III группы инвалидности.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав их с учетом положений статей 56, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает в качестве доказательства по делу заключение судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заключение выполнено с соблюдением требований закона, с применением нормативных, методических и справочных материалов, используемых при проведении судебной экспертизы, содержит подробное описание произведенных исследований. В обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в их распоряжении документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности медицинскую документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе. Выводы экспертов мотивированы, не содержат неясностей, противоречий, исключают вероятностный характер заключения, основаны на результатах проведенного исследования представленных документов.
При этом суд учитывает отсутствие иных достоверных и допустимых доказательств, опровергающих выводы экспертов.
Оснований не доверять выводам экспертов, сомневаться в них у суда не имеется, поскольку эксперты, проводившие исследование, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и не имеют заинтересованности в исходе дела. Сторонами таких оснований также не приведено и не представлено доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы. О назначении повторной, дополнительной экспертизы стороны ходатайства не заявляли.
Данным заключением экспертов объективно подтверждается, что на момент проведения медико-социальной экспертизы в бюро № оснований для изменения группы инвалидности ФИО2 не имелось.
При этом при изменении состояния здоровья истца, с учетом данных медицинских документов и обследований, последовавших после направления медицинских документов ФИО2 на медико-социальную экспертизу, истец при наличии соответствующих данных после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий не лишен возможности обратиться в медицинскую организацию для решения вопроса о направлении решения врачебной комиссии медицинской организации на МСЭ.
Таким образом, учитывая, что законность выводов бюро № по результатам медико-социальной экспертизы в отношении ФИО2 об отсутствии оснований для изменения (утяжеления) группы инвалидности подтверждена результатами проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизы, выполненной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» ФИО1, суд полагает, что исковые требования ФИО2 о признании незаконным решение об отказе в изменении группы инвалидности удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро медико-социальной экспертизы № Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решение об отказе в изменении группы инвалидности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Вальдес