Дело №2-664/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2023 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Недобор С.Н.
с участием представителя истца – пом.прокурора Гук К.В.
при секретаре Кузменко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Сафонову Вадиму Владимировичу о признании незаконным действия, обязании разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский транспортный прокурор в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Сафонову В.В. о признании незаконным действия, обязании разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности, в обоснование требований указав, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, по результатам которого установлено, что собственником воздушного судна авиации общего назначения Сафоновым В.В. не соблюдаются требования, предъявляемые к субъектам транспортной инфраструктуры. По информации Западно-Сибирского МТУ Росавиации собственником воздушного судна «Огонек» с регистрационным № № является ответчик, в адрес ЗС МТУ Росавиации паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (указанных воздушных судов) не предоставлялись. В соответствии с прилагаемой картой данных к сертификату летной годности гражданского воздушного судна максимальная взлетная масса воздушного судна «Огонек» с регистрационным № № 800 кг.
Таким образом, вопреки вышеуказанным требованиям законодательства в области транспортной безопасности, Сафоновым В.В. до настоящего времени не представлено в ЗС МТУ Росавиации полной и достоверной информации об указанном транспортном средстве, не утвержден и не направлен в ЗС МТУ Росавиации паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, не разработаны и не утверждены организационно-распорядительные документы, подлежащие указанию в приложении к паспорту транспортного средства, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства. Эксплуатация воздушного судна «Огонек» с регистрационным № № Сафоновым В.В. без паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как может привести к негативным последствиям, аварийным ситуациям, актам незаконного вмешательства на борт воздушного судна, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Истец просит признать незаконными действия собственника воздушного судна «Огонек» с регистрационным № № Сафонова В.В. по эксплуатации воздушных судов в отсутствие паспортов транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта, обязать собственника воздушного судна «Огонек» с
регистрационным №№ Сафонова В.В. разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности указанного воздушного судна и направить его в Западно-Сибирское МТУ Росавиации, обязать собственника воздушного судна «Огонек» с регистрационным №№ Сафонова В.В. разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту транспортного средства, реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства.
Представитель истца – пом.прокурора Карасукской районной прокуратуры Гук К.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Сафонов В.В. в судебное заседание не явился, извещался судом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями законодательства. Почтовая корреспонденция возвращена в связи с истечением срока хранения. Суд считает Сафонова надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Представители третьих лиц Западно-Сибирское МТУ Росавиации, МТУ Ространснадзора по СФО в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела. Представитель третьего лица Западно-Сибирского МТУ Росавиации просил рассмотреть дело без участия представителя, возражений против удовлетворения иска не имеет, указал в ходатайстве о том, что паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в адрес Западно-Сибирского МТУ Росавиации не направлялся.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъект транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно части 1.1 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1.3 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 731 (далее - Требования), вступили в законную силу 01.09.2022.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Требований настоящий документ применяется в отношении воздушных судов авиации общего назначения, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом «в» пункта 11 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2020 № 1157 «О воздушных судах авиации общего назначения» определено, что в соответствии с подпунктом «в» пункта 11 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ в понятие «транспортные средства» включаются воздушные суда авиации общего назначения с максимальной взлетной массой более 495 килограммов.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «е» пункта 4 Требований субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны: - представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ; - утвердить в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящего документа паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства воздушного транспорта (далее - паспорт транспортного средства), разработанный в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона № 16-ФЗ по типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) воздушного транспорта, используемого для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, согласно приложению JST» 1, и (или) по типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) воздушного судна авиации общего назначения согласно приложению № 2. Для однотипных транспортных средств, эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться на группу транспортных средств; - направлять в Федеральное агентство воздушного транспорта 2 экземпляра утвержденного паспорта транспортного средства и его электронную копию в течение 7 дней со дня его утверждения в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «г» и абзацем третьим подпункта «и» настоящего пункта.
Согласно Приложению № 1 к Требованиям в паспорте обеспечения транспортной безопасности транспортного средства указываются общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (эксплуатанте); сведения о транспортном средстве (группе транспортных средств) и об осуществляемых перевозках; сведения об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства; описание реализуемых мер по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, направленных на исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Требованиями; сведения о лицах, назначенных субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком) ответственными за обеспечение транспортной безопасности.
В соответствии с подпунктами «в», «ж» пункта 4 Требований субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчики в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны: разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту транспортного средства, реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства, не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего документа для эксплуатируемых транспортных средств, а для вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа транспортных средств - не позднее 9 месяцев со дня введения их в эксплуатацию.
В судебном заседании установлено, что Сафонов В.В. является собственником воздушного судна – самолета марки «Огонек», регистрационный номер № №, СЛГ № с датой выдачи 11.04.2023, действительно до 11.04.2025, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно и реестром зарегистрированных на территории Новосибирской области воздушных судом авиации общего назначения взлетной массой более 495 килограммов.
На указанное воздушное судно имеется сертификат летной годности гражданского воздушного судна №№. Списком вылетов подтверждается дата и время вылета воздушного судна, принадлежащего ответчику.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения.
Из ходатайства ЗС МТУ Росавиации следует, что паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства Сафоновым В.В. в адрес Западно-Сибирского МТУ Росавиации не направлялся.
Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым установить ответчику срок для выполнения требований до 1.12.2023.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконными действия собственника воздушного судна «Огонек» с регистрационным № № Сафонова Вадима Владимировича по эксплуатации воздушных судов в отсутствие паспортов транспортной безопасности транспортных средств воздушного транспорта.
Обязать собственника воздушного судна «Огонек» с регистрационным №№ Сафонова Вадима Владимировича разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности указанного воздушного судна и направить его в Западно-Сибирское МТУ Росавиации.
Обязать собственника воздушного судна «Огонек» с регистрационным №№ Сафонова Вадима Владимировича разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту транспортного средства, реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом транспортного средства.
Взыскать с Сафонова Вадима Владимировича госпошлину в доход бюджета в размере 300 рублей 00 копеек (триста рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 19 июля 2023 года.
СУДЬЯ: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела №2-664/2023, которое находится в производстве Карасукского районного суда Новосибирской области.