Дело №2-742/2022 УИД 21RS0012-01-2022-000983-62
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
29 ноября 2022 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Гришина С.И.,
ответчика ИП Романова Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Романову ФИО6 о возложении обязанности получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта – стационарного резервуара,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Романову ФИО7 об обязании в течение семи месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта – стационарного резервуара – сосуда для хранения СУГ V=20 м3 одностенного, наземного 20-1,57-1600-Н-1-СУГ, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 518 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, установлен один стационарный резервуар для сжиженного углеводородного газа (СУГ). При въезде на территории АЗС и на операторской указаны цены на реализуемое топливо, в том числе на СУГ. АГЗС, расположенная по вышеуказанному адресу, имеет признаки опасного производственного объекта согласно приложению 1 Федерального закона №116-ФЗ. Сосуд для хранения СУГ V=20 м3 одностенный, наземный 20-1,57-1600-Н-1-СУГ относится к категории опасных производственных объектов согласно пункта 2 Приложения 1 Федерального закона №116-ФЗ, а именно ИП Романовым Д.М. используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапескаля. АГЗС не идентифицирована и не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, а также осуществляет деятельность без лицензии, в связи с чем в отношении ИП Романова Д.М. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ИП Романов Д.М. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей, который оплачен частично ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Гришин С.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Ответчик ИП Романов Д.М. исковые требования признал в полном объеме.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела представитель третьего лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился.
С учетом мнения сторон, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также лиц, которые ввиду своего возраста не в состоянии самостоятельно сделать это.
Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее также Федерального закона №99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
В этой связи к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ установлено, что деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежат лицензированию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее также Федерального закона №116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ).
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 2 статьи 3 Федерального закона №116-ФЗ).
Кроме этого, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона №116-ФЗустановлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов на автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе которой обнаружено, что указанная АГЗС имеет признаки опасного производственного объекта, не идентифицирована и не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, а также осуществляет деятельность без лицензии.
Как установлено проверкой, ИП Романов Д.М. в целях реализации топлива использует оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля, которое согласно пункта 2 Приложения 1 Федерального закона №116-ФЗ относится к категории опасных производственных объектов.
В ходе судебного разбирательства ответчик данный факт не оспаривал, подтвердил, обязался в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения.
На основании проведенной проверки постановлением заместителя прокурора Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя Романова ФИО8.
Из постановления главного государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по Чувашской Республике Приволжского управления Ростехнадзора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что индивидуальный предприниматель Романов Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта – стационарного резервуара в отсутствие лицензии создает угрозу причинения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью гражданам, окружающей среде.
Выявленные нарушения требований федерального законодательства свидетельствуют об отсутствии контроля за соблюдением требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения в течение 7 месяцев после вступления решения суда в законную силу. С учетом пояснений участников судебного разбирательства, суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать индивидуального предпринимателя Романова ФИО9 получить лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта стационарного резервуара – сосуда для хранения СУГ V=20 м3 одностенного, наземного 20-1,57-1600-Н-1-СУГ, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 518 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес: <адрес>, в течение 7 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2022 года.
Судья А.Н. Турхан