УИД № 31 RS 0017-01-2021-000787-2 № 2-559/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 29 октября 2021 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Марковского С.В.
при секретаре Козменковой Е.В.,
с участием помощника прокурора Прохоровского района Труфанова А.Ю.,
представителя ответчиков – администраций сельских поселений муниципального района «Прохоровский район» Иванова С.М.,
представителя ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» Коноплянко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Береговского сельского поселения, Журавского сельского поселения, Ржавецкого сельского поселения, Плотавского сельского поселения, Вязовского сельского поселения, Лучковского сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области, областному государственному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» и Управлению автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области об обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Прохоровского района Белгородской области проведена проверка исполнения градостроительного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области.
В ходе проверки выявлено, что в деятельности должностных лиц администраций Береговского, Журавского, Ржавецкого, Плотавского, Вязовского и Лучковского сельских поселений муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области, а также областного государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» и Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, имеются нарушения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, а также ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", выразившиеся в отсутствии стационарного искусственного освещения у ряда пешеходных переходов, находящихся на автомобильных дорогах местного значения и автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значений, расположенных в границах муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области.
Ранее прокуратурой района в адрес ответчиков вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, нарушения закона до настоящего времени не устранены.
В связи с этим прокурор Прохоровского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать вышеуказанные администрации сельских поселений муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на участках дороги местного значения, расположенных в границах соответствующих поселений, а также областное государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» и Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на участках дороги общего пользования регионального и межмуниципального значений, расположенных в границах муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области.
Представитель ответчика Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении иска в связи с отсутствием в бюджете Белгородской области на 2021 год денежных средств для обустройства пешеходных переходов стационарным освещением. Также указал, что мероприятия по обустройству пешеходных переходов стационарным освещением требуют временных затрат не менее 8 месяцев.
Представитель ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» предоставил возражение на иск, считая его необоснованным. Поскольку ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» является казенным учреждением и его деятельность финансируется исключительно из средств бюджета Белгородской области. Тот факт, что бюджетом области на 2021 года расходы на обустройство пешеходных переходов стационарным освещением не предусмотрены, препятствует ответчику осуществить требуемые прокурором работы на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значений, расположенных в границах муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области. Для выполнения исковых требований прокурора необходимо провести ряд подготовительных мероприятий и дорожно-строительных работ, что займет не менее 11 месяцев.
В судебном заседании прокурор Труфанов А.Ю. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков – администраций сельских поселений муниципального района «Прохоровский район» Иванов С.М. согласился с заявленными требованиями, полагая их обоснованными. Пояснил, что выявленные нарушения на участках дорог местного значения района будут устранены до конца 2022 года.
Представитель ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» Коноплянко А.А. возражал против иска, указывая на отсутствие достаточного финансирования для устранения выявленных нарушений. В случае удовлетворения иска просил установить срок исполнения решения до окончания 2022 года.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
В связи с этим прокурор имеет полномочия на предъявление настоящего иска.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителями ответчиков, на территории муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области расположены автомобильные дороги местного значения и дороги общего пользования регионального и межмуниципального значений.
Постановлением Правительства Белгородской обл. от 09.12.2013 N 502-пп (ред. от 25.01.2021) "Об урегулировании использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений" в целях регулирования отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значений области, разграничения полномочий между собственниками автомобильных дорог в целях своевременного обслуживания, ремонта, реконструкции, развития и строительства автодорог, на основании статей 5, 8, 9, 10, 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", во исполнение Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 7 февраля 2007 года N 16 "Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров" и согласно материалам инвентаризации автомобильных дорог, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений, относящихся к государственной собственности Белгородской области и находящихся на праве оперативного управления областного государственного казенного учреждения "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области".
Данным перечнем осуществлено разграничение автомобильных дорог общего пользования на дороги местного значения и дороги регионального и межмуниципального значений.
Согласно представленным истцом актам выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленным государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по Прохоровскому району, на автомобильных дорогах местного значения в границах Прохоровского района Белгородской области выявлены недостатки в виде отсутствия стационарного освещения пешеходных переходов на следующих участках дорог местного значения:
- на пересечении ул.Административная и ул.Центральная с.Журавка;
- по ул.Центральная 23 с.Ржавец;
- по ул.Школьная 25 с.Плота;
- по ул.Губина д.3 и на проезде к храму Князя Владимира с.Вязовое;
-по ул.Центральная д.4 с.Лучки Прохоровского района Белгородской области.
Также выявлены недостатки в виде отсутствия стационарного освещения пешеходных переходов на следующих участках дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений:
-в с.Береговое по ул.Молодежная 39, ул.Ветеранов 38, ул.Садовая 24, поворот на ул.Заводская, автомобильная дорога Береговое-Пригорки-Ельниково на 1 км+300 метров и на 7 км+730 метров, автомобильной дороге Прохоровка-Береговое-Карташовка на пересечении с ул.Школьная;
-в х.Верхняя Ольшанка в районе автобусной остановки «Береговое» и автобусной остановки «Пригорки»;
-в с.Журавка по ул.Административная 1;
- в с.Ржавец по ул.Тенистая 3, по ул.Дорожная (координаты 50.873061, 36.841105), на пересечении ул.Тенистая с ул.Дорожная;
- в с.Плота по ул.Центральная 17;
- в с.Вязовое по ул.Молодежная (в районе автобусной остановки)
- в с.Лучки на автодороге Яковлево-Прохоровка-Скородное-Лучки поворот на ул. Центральная с.Лучки.
Отсутствие стационарного освещения пешеходных переходов на данных участках дорог ответчиками не оспаривается и признается судом доказанным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что безопасность дорожного движения - состояние процесса защищенности (степени защищенности) его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
На основании ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с пп. 4.5.2.4. "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой и иметь освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Положениями пп.4.6.1.1 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на пешеходных переходах в разных уровнях с проезжей частью.
Кроме того, пп. 5.2.1 "СП 323.1325800.2017. Свод правил. Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения" установлено, что освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать людям безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для предупреждения водителей и пешеходов рекомендуется применять в зоне перехода освещение другой цветности. Согласно пп. 5.2.2 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий А и Б следует предусматривать повышение освещения не менее чем в 1,5 раза по сравнению с освещением пересекаемой проезжей части. Увеличение освещения достигается за счет уменьшения шага опор, установки дополнительных или более мощных осветительных приборов, применения осветленного покрытия на переходе и т.п.
Таким образом, отсутствие стационарного освещения на указанных в исковом заявлении пешеходных переходах является нарушением Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, ГОСТ Р 52766-2007" и СП 323.1325800.2017.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам, и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Не смотря на указанные нарушения лицами, осуществляющих содержание автомобильных дорог, меры, направленные на надлежащее обустройство и содержание автомобильных дорог не принимаются, что может привести к аварийной ситуации, а также создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом абзацами 2 и 3 части 4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Такое соглашение заключено 01.01.2021 года между администрацией муниципального района «Прохоровским район» и администрациями сельских поселений района. Согласно которому администрация района передает, а администрация сельского поселения принимает часть полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения муниципального района «Прохоровский район» Белгородской области.
Таким образом, обязанность по содержанию дорог местного значения на территории муниципального района «Прохоровский район» возложена на администрации Береговского сельского поселения, Журавского сельского поселения, Ржавецкого сельского поселения, Плотавского сельского поселения, Вязовского сельского поселения и Лучковского сельского поселения в границах каждого из поселений.
Обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений, расположенных в границах муниципального района «Прохоровский район» постановлением Правительства Белгородской обл. от 09.12.2013 N 502-пп (ред. от 25.01.2021) "Об урегулировании использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений" возложена на областное государственное казенное учреждение "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" (далее по тексту ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области").
Согласно Уставу ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области", учредителем и собственником учреждения является Белгородская область, функции и полномочия учредителя осуществляет ответчик –Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области. Учреждение находится ведомственном подчинении Учредителя. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета по утвержденной Учредителем бюджетной смете (пункты 1.2, 1.3,1.5 1.14 Устава).
Одной из целей действий ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" является обеспечение безопасного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значений (пункт 2.2 Устава), во исполнение которой Учреждение обеспечивает установку, замену, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на указанных автомобильных дорогах (пункт 3.15 Устава).
При этом к исключительной компетенции Учредителя относится вопрос определения основных направлений деятельности Учреждения, согласование годовой бюджетной сметы и внесение в нее изменений; осуществление финансового обеспечения деятельности Учреждения (пункт 6.1 Устава).
Таким образом, поскольку представитель ответчика ссылается на отсутствие достаточного финансирования для проведения работ по устранению выявленных нарушений, то суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность исполнить требования прокурора на двух ответчиков, а именно на ОГКУ «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" и Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо сформировать бюджет с учетом дополнительных расходов, провести аукцион с целью выполнения работ и определения лиц, оказывающих соответствующие услуги, заключить с ними контракты, совершить иные необходимые процедуры, что предполагает необходимость ответчикам дополнительного времени, суд приходит к выводу о необходимости в силу ст.206 ГПК РФ установления срока исполнения решения до 31.12.2022 года, о котором ходатайствуют ответчики. Данного срока, по мнению суда, будет достаточно ответчикам для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Прохоровского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Береговского сельского поселения, Журавского сельского поселения, Ржавецкого сельского поселения, Плотавского сельского поселения, Вязовского сельского поселения, Лучковского сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области, областному государственному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» и Управлению автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области об обязании совершить действия, - удовлетворить.
Обязать администрацию Журавского сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на следующих участках дороги: на пересечении ул. Административная и ул.Центральная с.Журавка Прохоровского района Белгородской области;
Обязать администрацию Ржавецкого сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на следующих участках дороги: на участке дороги по ул.Центральная 23 с.Ржавец Прохоровского района Белгородской области;
Обязать администрацию Плотавского сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на следующих участках дороги: по ул.Школьная 25 с.Плота Прохоровского района Белгородской области;
Обязать администрацию Вязовского сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на следующих участках дороги: по ул.Губина д.3 и на проезде к храму Князя Владимира с.Вязовое Прохоровского района Белгородской области;
Обязать администрацию Лучковского сельского поселения муниципального района «Прохоровского района» Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на следующих участках дороги: по ул.Центральная д.4 с.Лучки Прохоровского района Белгородской области.
Обязать областное государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области» и Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области обеспечить стационарное освещение пешеходных переходов на следующих участках дороги:
-в с.Береговое Прохоровского района Белгородской области: по ул.Молодежная 39, ул.Ветеранов 38, ул.Садовая 24, поворот на ул.Заводская, автомобильная дорога Береговое-Пригорки-Ельниково на 1 км+300 метров и на 7 км+730 метров, автомобильной дороге Прохоровка-Береговое-Карташовка на пересечении с ул.Школьная,
-в х.Верхняя Ольшанка Прохоровского района Белгородской области в районе автобусной остановки «Береговое» и автобусной остановки «Пригорки»
- в с.Журавка Прохоровского района Белгородской области по ул.Административная 1;
- в с.Ржавец Прохоровского района Белгородской области по ул.Тенистая 3, по ул.Дорожная (50.873061, 36.841105), на пересечении ул.Тенистая с ул.Дорожная;
- в с.Плота Прохоровского района Белгородской области по ул.Центральная 17;
- в с.Вязовое Прохоровского района Белгородской области по ул.Молодежная (в районе автобусной остановки)
- в с.Лучки Прохоровского района Белгородской области на автодороге Яковлево-Прохоровка-Скородное-Лучки поворот на ул. Центральная с.Лучки.
Установить срок исполнения судебного решения - до 31.12.2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд.
Судья С.В. Марковской
Мотивированное решение изготовлено 8.11.2021