№ 2-158/2023
05RS0040-01-2023-000126-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 апреля 2023 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
с участием истца – помощника прокурора Сергокалинского района РД Магомедрасулова Ш.М.,
представителя ответчика – Администрации МР «Сергокалинский район» Мутаева М.О., действующего по доверенности от 20.01.2023 г.,
при секретаре судебного заседания Темирханове А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МР «Сергокалинский район» и МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений,
установил:
Прокурор Сергокалинского района РД Гамидов И.М. обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса к Администрации МР «Сергокалинский район» и МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Сергокалинского района по поручению прокуратуры Республики Дагестан, на основании информации, поступившей из отдела МВД России по Сергокалинскому району, в рамках надзорных полномочий проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Сергокалинский район» и образовательными учреждениями Сергокалинского района требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территории) образовательных учреждений Сергокалинского района. Проведённой проверкой в деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Детский сад №4 с.Сергокала» Сергокалинского района выявлены нарушения требований указанного законодательства, в частности, в нарушение подп. «д» п. 24 Требований не обеспечено функционирование, в исправном состоянии систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В этих целях руководитель образовательного учреждения не организовал работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации указанных систем, обеспечивающие их исправное состояние. В целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, прокуратурой района 10.10.2022 г. в адрес главы администрации муниципального района «Сергокалинский район» внесено обобщенное представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, по настоящее время выявленные нарушения требований законодательства в указанной сфере в полном объеме не устранены, со стороны должностных лиц администрации муниципального района «Сергокалинский район», а также руководства образовательного учреждения действия, направленные на устранение нарушений законодательства, в добровольном порядке не предприняты. В результате невыполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения создаются предпосылки к возникновению угрозы безопасности, причинения вреда жизни и здоровью работников и несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма. В соответствии с уставом МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» учредителем и собственником его имущества является Администрация муниципального района «Сергокалинский район» в лице отраслевого (функционального) органа администрации – МКУ «Управление образования» Сергокалинского района. Таким образом, ответчик является бюджетным образовательным учреждением, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность в рамках предусмотренного бюджетного финансирования, предоставляемого учредителем, его деятельность строго ограничена лимитами денежных средств, предусмотренных на определенные цели, расходование средств на цели, отличные от предусмотренных, запрещено. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет бюджета муниципального района «Сергокалинский район» на основании бюджетной сметы. Из системного толкования вышеуказанных положений следует, что орган местного самоуправления, являясь учредителем образовательного учреждения, обязан обеспечивать его финансирование. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение необходимых мероприятий по устранению нарушений федерального законодательства и приведению условий обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами. Кроме того, изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации, как учредителя образовательного учреждения. Настоящее исковое заявление подано прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц и, в частности, несовершеннолетних детей – учащихся образовательного учреждения, в связи с осуществлением образовательной деятельности в нарушение требований федерального законодательства, длительным бездействием ответчика по устранению выявленных нарушений и значимостью нарушенного права граждан на безопасные условия обучения, охрану и укрепление здоровья. Предъявление настоящего искового заявления обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц, поскольку указанное учреждение является местом массового пребывания людей, а эксплуатация объекта при наличии указанных нарушений требований законодательства затрагивает права учащихся учреждения на безопасные условия обучения, охрану и укрепление здоровья, а также права работников учреждения на безопасные условия труда, влечет за собой негативные последствия, заключающиеся в возможности возникновения угрозы вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних детей, при возникновении террористической угрозы. По смыслу ст. 204 ГПК РФ в резолютивной части судебного решения подлежит указанию порядок и срок исполнения решения суда. С учётом необходимости разработки сметы, подачи заявки на включение в бюджет района расходов для исполнения решения суда, утверждения бюджета, выделения финансирования, проведения аукциона (при необходимости) на выполнение работ и оказание услуг по устранению выявленных нарушений и на выполнение данных работ (услуг), требующих определённых временных затрат, необходимо установить разумные и обоснованные сроки исполнения решения суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 3 и 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит обязать Администрацию муниципального района «Сергокалинский район» в течение трёх месяцев после вступления в законную силу решения суда обеспечить выделение финансирования МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» Сергокалинского района для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и приведению условий обучения и воспитания в соответствии с установленными требованиями указанного законодательства. Обязать МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» Сергокалинского района в течение трёх месяцев после выделения финансирования Администрацией муниципального района «Сергокалинский район» привести условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными требованиями законодательства путем проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, а именно, обеспечить объект защиты работоспособными системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, копию исполнительного листа направить в прокуратуру Сергокалинского района.Истец - помощник прокурора Сергокалинского района РД Магомедрасулов Ш.М. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика - Администрации МР «Сергокалинский район» РД Мутаев М.О., в судебном заседании исковые требования признал полностью и пояснил, что в связи с тем, что для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, финансовые средства не заложены в бюджет района на 2023 год, просит суд указать срок исполнения решения суда до 30.08.2023 года.
Представитель ответчика - директор МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» Сергокалинского района РД Магомедова Х.И. на судебное заседание не явилась, будучи своевременно и надлежаще извещенным судом о времени и месте судебного заседания. Направила в суд заявление о рассмотрении дела без его участия.
Заслушав мнения истца – помощника прокурора Сергокалинского района РД Магомедрасулова Ш.М. и представителя ответчика - Администрации МР «Сергокалинский район» РД Мутаева М.О., исследовав материалы гражданского дела, и оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора района по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 ч.1 и ч.2 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика - Администрации МР «Сергокалинский район» РД Мутаев М.О. исковые требования о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений признал полностью.
Признание иска ответчиком в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия судом признания ответчиком иска.
В силу ч.4.1. ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд признание иска ответчиком принимает, поскольку это не противоречит закону, права сторон и других лиц не нарушает. Позиция ответчика является ясно выраженной.
Материалами дела, исследованными судом, в частности, исх. письмом №44/7-4769 от 05.08.2022 Врио начальника ОМВД России по Сергокалинскому району РД Алиева М.А. прокурору Сергокалинского района РД Гамидову И.М. установлено, что на территории Сергокалинского района во исполнение требований Постановления Правительства РФ от 7 ноября 2019 №1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), сотрудниками ОМВД России по Сергокалинскому району проведена проверка школьных и дошкольных образовательных учреждений на предмет их соответствия антитеррористической защищенности. В ходе обследования МКДОУ «Детский сад №4 с.Сергокала» на техническую укрепленность и антитеррористическую защищенность, установлено, что в данное учреждение имеется беспрепятственный доступ посторонних лиц, что может привести к проносу запрещенных предметов, в том числе оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Согласно представлению об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии терроризму №02-06/01-2022 от 10.10.2022 года прокурор Сергокалинского района РД Гамидов И.М. обратился к главе Администрации МР «Сергокалинский район» Омарову М.А. с требованием в установленный месячный срок принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствовавших.
Из исследованного решения об утверждении муниципальной целевой программы «Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений МР «Сергокалинский район» на 2023-2027 годы» №83 от 30.03.2023 г. усматривается, что собранием депутатов муниципального района «Сергокалинский район» утверждена муниципальная целевая программа «Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений МР «Сергокалинский район» на 2023-2027 годы». Финансирование мероприятий программы производится за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете МР «Сергокалинский район».
Своим признанием иска представитель ответчика Администрации МР «Сергокалинский район» РД Мутаев М.О. подтвердил наличие факта нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, которые не устранены по настоящее время.
Требования истца основаны на ст. 2, ст. 3, ст.5.1, ФЗ от 06.03.2006 №45-ФЗ «О противодействии терроризму», п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, ч.1 ст. 4, ч.1 ст. 9 ФЗ от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п. 2 ч. 6 ст. 28, ч. 7 ст. 28, ст. 41, п.5 ч.1 ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ч. 13 ст.30 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.5, п. 13, пп. «б», «г», п. 18, пп. «а», «в», «г», «д» п. 19, пп. «а» п. 20, пп. «в», «г», «д», «м», п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, ст. 15, п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3 и 45 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. ст. 27 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», суд
решил:
Исковые требования прокурора Сергокалинского района РД в защиту интересов неопределенного круга лиц – участников образовательного процесса к Администрации МР «Сергокалинский район» и МКДОУ «Детский сад №4 с. Сергокала» Сергокалинского района РД о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «Сергокалинский район» РД до 30.08.2022 года обеспечить выделение финансирования МКДОУ «Детский сад №4 с. Сергокала» Сергокалинского района РД для проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности и приведению условий обучения и воспитания в соответствии с установленными требованиями указанного законодательства.
Обязать МКДОУ «Детский сад №4 с. Сергокала» Сергокалинского района в течение трёх месяцев после выделения финансирования Администрацией муниципального района «Сергокалинский район» привести условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными требованиями законодательства путем проведения необходимых мероприятий по устранению нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, а именно, обеспечить объект защиты работоспособными системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
По вступлении решения суда в законную силу исполнительный лист направить для принудительного исполнения в Сергокалинский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, копию исполнительного листа направить в прокуратуру Сергокалинского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца через районный суд со дня его принятия в окончательной форме.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьёй и приобщен к материалам дела.
Резолютивная часть объявлена 04.04.2023 г.
Мотивированное решение составлено 05.04.2023 г.
Судья Ю.А. Магомедов