Дело №2-257/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2024 года г. Енисейск
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Рыбниковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края, администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности организовать мероприятия по расселению жильцов из многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с учетом уточнений к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района, администрации Енисейского района с требованиями о возложении обязанности организовать мероприятия по расселению жильцов многоквартирного дома. Требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка, по результатам которой в деятельности администрации Енисейского района выявлены нарушения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийных жилых домов. Установлено, что 14.02.2020 постановлением администрации Енисейского района № 120-п с учетом внесенных изменений постановлением № 1143-п от 25.12.2022, жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31.12.2024, срок для расселения жильцов установлен до 30.11.2024. Однако по экспертному заключению ООО «Башар» № 40 т 16.11.2022, жилой дом не соответствует требованиям санитарно-технических, противопожарных и других действующих норм, не обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, физический износ здания составляет 99 %.
Поскольку в настоящее время проживание граждан в жилых помещениях многоквартирного дома создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, находящихся вблизи жилого дома, а также для самих жильцов дома, прокурор просил возложить обязанность на администрацию Верхнепашинского сельсовета, администрацию Енисейского района организовать мероприятия по расселению жильцов из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>1, в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 19.01.2024 прекращено производство по делу в части заявленных изначально требований прокурора о возложения обязанности на администрацию Енисейского района установить срок переселения жильцов из многоквартирного жилого дома в течение одного месяца после вступления решения в законную силу, в связи с отказом прокурора от заявленных требований.
В судебном заседании прокурор - Колмакова Т.Н., поддержала уточненные исковые требования.
Представители ответчиков администрации Енисейского района - Башурова Д.Д., администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района – Чапига Е.И., в судебном заседании возражений против заявленных исковых требований прокурора с учетом уточнений, не представили, просили разрешить спор по усмотрению суда. Дополнительно пояснили, что жилой дом по адресу: <адрес> в 2020 г. признан аварийным, в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. В текущий момент управление многоквартирным домом не осуществляется, управляющая компания отсутствует. В доме имеется одна квартира под номером десять, правообладателем которой является Верхнепашинский сельсовет, остальные квартиры находятся в собственности граждан. В настоящее время на территории МО Верхнепашинский сельсовет Енисейского района, маневренный фонд состоит лишь из одного жилого помещения, маневренный фонд МО Енисейский район обладает возможностью для расселения остальных жильцов из аварийного дома.
Информация о рассмотрении гражданского дела в судебном заседании доведена до сведений жильцов МКД по адресу: <адрес>, путем ее размещения на информационных стендах подъездов МКД, что подтверждается фотоматериалом, имеющимся в деле.
Выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 87 ЖК РФ.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп ч. жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Права собственников жилых помещений, расположенных в признанном аварийном и подлежащем сносу доме, обеспечиваются с учетом требований Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которым обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Как следует из содержания ч. 3.1 ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что по адресу: <адрес>, расположен деревянный, двенадцатиквартирный жилой дом. Правообладателем квартиры № 10 в МКД является МО Верхнепашинский сельсовет Енисейского района, остальные квартиры находятся в собственности граждан, управляющая компания отсутствует.
14.02.2020 постановлением администрации Енисейского района № 120-п с учетом внесенных изменений постановлением № 1143-п от 25.12.2022, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31.12.2024, срок для расселения жильцов установлен до 30.11.2024.
Как следует из экспертного заключения ООО «Башар» №40 от 16.11.2022, «Об ухудшении технического состояния объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>1», физический износ здания составляет 99%, объект не только исчерпал свой временной ресурс, но и физический, таким образом, по всем показателям объект является аварийным.
Зафиксированы прогрессирующие дефекты и деформации, на дату обследования физический износ оценивается 99%, что позволяет сделать вывод, что дефекты и деформации прогрессируют, что значительно ухудшает техническое состояние объекта в целом, кроме причины появления дефектов и деформаций, выявленных в 2019 году, актуальны и на 2022 г.:
-фундаменты здания; находятся в крайне аварийном состоянии: имеющиеся повреждения свидетельствуют об исчерпании несущей способности, существует опасность обрушения стен и перекрытий- не пригодно для дальнейшей эксплуатации;
-цокольное перекрытие по всему периметру здания находится в крайне аварийном состоянии, не пригодно для эксплуатации. Несущая способной к элементов исчерпана, существует опасность обрушения, это имеет негативные последствия для дальнейшей эксплуатации объекта (проживания). По всей поверхности перекрытия имеется грибковые споры, которые вышли на поверхность пола в жилых помещениях (квартирах), расположенных на первом этаже данного объекта — это грубое нарушение санитарных и эпидемиологических норм;
-стены находятся в крайне аварийном состоянии: стены вышли из плоскости, имеется общий крен здания равный почти толщине стен, грибковью повреждения, которые привели к снижению несущей способности, к потере способности сохранять тепло. Несущая способность элементов исчерпана, существует опасность обрушения, это имеет негативные последствия для дальнейшей эксплуатации объекта (проживания);
-междуэтажное, чердачное перекрытие находятся в крайне аварийном состоянии. Дефекты свидетельствуют об исчерпании несущей способности и эксплуатационных характеристик. Несущая способность элементов исчерпана, существует опасность обрушения, это имеет негативные последствия для дальнейшей эксплуатации объекта (проживания);
-стропильная система имеет значительные деформации: конструкция крыши имеет следы от атмосферных осадков, прогибы стропильных йог, элемент конструкции крыши «конёк» полностью отсутствует, покрытие кровли не защищает здание от атмосферных осадков, находится в ограниченно работоспособном состоянии.
Несущая способность элементов исчерпана, существует опасность обрушения, это имеет негативные последствия для дальнейшей эксплуатации объекта (проживания).
Фундаменты, цокольное, междуэтажное и чердачное перекрытия, стены находятся в крайне аварийном состоянии. Дефекты свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкций и опасности обрушения, ограждающие конструкции не защищают от холода, не соответствуют требованиям СНиП по теплотехнике. Существует опасность для дальнейшего проживания и порчи имущества. Дальнейшая эксплуатация объекта в качестве жилого дома невозможна.
По результатам обследования специалистом ООО «Башар» сделаны выводы о том, что исследуемый объект капитального строительства – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет ухудшение технического состояния основных несущих конструкций; ухудшение технического состояния основных несущих конструкций данного объекта капитального строительства имеют место быть, они критичны, способны нанести вред здоровью или лишить жизни как проживающих лиц, так и третьим лицам, требуется немедленное расселение данного дома, и в последующем снос.
Как следует из пояснений Службы строительного надзора и жилищного контроля края от 21.03.2023, по результатам осмотра в указанном доме установлены нарушения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2002 № 170. На момент, осмотра конструкции, находящиеся в аварийном состоянии, не обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение. Безопасное проживание не обеспечено.
Разрешая заявленные исковые требования прокурора суд учитывает, что при рассмотрении настоящего дела необходимо принимать во внимание конституционные гарантии права на жилище, закрепленные в ст. 40 Конституции РФ, и действовать в соответствии с целями Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ), федеральный законодатель предусмотрел в ст. 32 ЖК РФ, а также в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в качестве меры социальной поддержки для собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания (в том числе вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), предоставление им взамен изымаемых жилых помещений возмещения за счет бюджетных средств либо жилых помещений в натуре.
Данные меры, объем которых непосредственно зависит от имеющихся в наличии у соответствующего публично-правового образования финансовых ресурсов и свободного жилищного фонда, не подменяют и не отменяют общей обязанности граждан - собственников жилых помещений нести бремя их содержания, как это предусмотрено статьей 210 ГК РФ и статьей 30 ЖК РФ, и не могут расцениваться в качестве законодательной переадресации риска случайной гибели или случайного повреждения с собственников на других лиц (ст. 211 ГК РФ).
При этом согласно п. 2 ч 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В свою очередь, п. 3.1 статьи 95 ЖК РФ предусматривает возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Такой комплексный подход законодателя обеспечивает реализацию конституционного принципа справедливости, а также баланс частных и публичных интересов в данной сфере общественных отношений.
Принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>1, признан аварийным, в адресную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен, меры, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ, администрацией Енисейского района до настоящего времени не приняты, в настоящее время проживание граждан в жилых помещениях многоквартирного дома создает реальную угрозу для жизни и здоровья самих жильцов дома, равно как и для неопределенного круга лиц находящихся вблизи жилого дома, суд полагает необходимым возложить обязанность на администрацию Верхнепашинского сельсовета, администрацию Енисейского района, поскольку у последних имеется манёвренный жилой фонд для расселения граждан, организовать мероприятия по расселению жильцов из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
При этом срок, в который истец просит суд обязать произвести определенные действия, с учетом угрозы для жизни и здоровья граждан, в течении одного месяца после вступления решения суда в законную силу, суду представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края, администрации Енисейского района Красноярского края о возложении обязанности организовать мероприятия по расселению жильцов из аварийного многоквартирного дома - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Верхнепашинского сельсовета Енисейского района Красноярского края, администрацию Енисейского района Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу организовать мероприятия по расселению жильцов из аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Енисейский район, с. Верхнепашино, ул. Пролетарская, д. 1.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Енисейский районный суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Филипов В.А.
Решение изготовлено в окончательной форме 19.01.2024