УИД- №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года № 2-209/2020
с. Онгудай
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иркитова Е.В.,
при секретаре Тоновой У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Шашикманская СОШ» об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению зданий вывесками с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Онгудайского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ «Шашикманская СОШ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению здания, расположенного по адресу: <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне и об обязании обеспечить здание МБОУ «Шашикманская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, в котором находится МБОУ «Шашикманская СОШ», отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Отсутствие указанных вывесок нарушает провозглашенный законодательством Российской Федерации принцип доступности, предоставляющий возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, а также право инвалидов на получение необходимой информации об учреждении. В обоснование требований прокурор сослался на нормы ст. 2, ч. ст. 7, ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, п. 7 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст.ст. 2, 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «о социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ».
В судебном заседании помощник прокурора Онгудайского района Степанов В.В. поддержал исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Шашикманская СОШ» Чадина А.С. исковые требования не признала.
Суд, выслушав помощника прокурора района Степанова В.В., представителя ответчика Чадину А.С., исследовав доказательства в их совокупности, находит иск прокурора Онгудайского района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите инвалидов в РФ" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В частности, в силу п.п.5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержаться в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 605. В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.
В силу п.п. «а» п. 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Из материалов дела следует, что наличие такой информации на входе в здание ответчика на момент рассмотрения дела отсутствует. Доказательств исполнения требований пп. «а» п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» в судебное заседание не представлено.
С учетом изложенных положений суд приходит к выводу о том, что здание МБОУ «Шашикманская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, как административное здание является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком как образовательным учреждением, осуществляющим на основании лицензии образовательную деятельность на территории МБОУ «Шашикманская СОШ» должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа яинвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является ФИО1, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Онгудайского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шашикманская СОШ», выразившееся в непринятии мер по обеспечению здания, расположенного по адресу: <адрес>, вывеской с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шашикманская СОШ» обеспечить здание МБОУ «Шашикманская СОШ», расположенное по адресу: <адрес> вывеской с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.В. Иркитов
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2020 года