дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 ноября 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре ФИО10, с участием истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, указав, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать М У.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец М умер ДД.ММ.ГГГГ Состоит на очереди для получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди в настоящее время 920. В 2015 г. им получено высшее образование. До настоящего времени ему жилье не предоставлено. Также на иждивении имеет двоих малолетних детей М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Просит обязать ответчиков предоставить благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке.
На судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители ответчиков – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва, представители третьих лиц - мэрии <адрес> и органа опеки и попечительства мэрии <адрес> на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В отношении не явившихся участников суд рассматривает дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва» Министерство труда и социальной политики Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних переданы Министерству образования Республики Тыва. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Постановлениями Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № и 291 внесены изменения в положения Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва.
Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда (п.51 раздела III), формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва (п.52 раздела III).
Из материалов дела следует, что ФИО3 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, матерью является М М С-ооловна, отцом является М.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ №, М М С-ооловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ №, М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ вс. Хондергей <адрес> Республики Тыва.
На основании постановления отдела опеки и попечительства Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № С-ооловна назначена попечителем несовершеннолетнего ФИО2.
Из регистрационно-контрольной карточки следует, что ФИО3 поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ как сирота, оставшийся без попечения родителей, лицо из их числа. Имеются отметки о прохождении регистрации в 2021, 2022 годах.
Согласно диплому с регистрационным номером 07/1065 ФИО3 освоил программу бакалавриата по направлению подготовки – промышленная теплоэнергетика.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, у ФИО2 отсутствует недвижимое имущество.
Согласно свидетельствам о рождении М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отцом является ФИО3
Согласно уведомлению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Республики Тыва по договорам найма специализированных жилых помещений на территории городского округа «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиками не приводится. При этом, право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ему жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>» установлена норма площади жилого помещения для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, в размере менее 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Таким образом, поскольку Министерству образования Республики Тыва переданы полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, также учитывая то, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на ответчика Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. на территории <адрес>.
В части исковых требований к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва следует отказать, поскольку уполномоченным органом предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.
Оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке не усматривается, поскольку положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия свободных предназначенных для предоставления по договору социального найма специализированных жилых помещений, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из положений части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Однако процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 23).
Следовательно, ответчик по делу не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.
Таким образом, с ответчика – Министерства образования Республики Тыва в пользу истца подлежат взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить М (паспорт серии 0414 №) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования - городской округ «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
В остальной части исковых требований в удовлетворении отказать.
Взыскать с Министерства образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) в пользу ФИО2 (паспорт серии 04 14 №) 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней)
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: _________________ А.В. Монгуш