Дело№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 декабря 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Галимовой Р.С., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.А., с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Омарова М.М., представителей ответчика Алибекова К.Б., Газимагомедова К.Б., третьего лица – представителя ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м Мажидова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ИП Э.Ж. о приостановлении деятельности по эксплуатации АЗС до фактического устранения нарушений,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Э.Ж. о приостановлении деятельности автозаправочной станции «F-1», расположенной по адресу: с.афыркумух, 30 км. трассы «Махачкала-Гуниб» Буйнакского <адрес> РД на земельном участке с кадастровым №, до фактического устранения указанных в иске нарушений законодательства о противопожарной и промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> на основания поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, КУ Ростехнадзора и органа муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.
В ходе проверки автозаправочной станции «F-1», расположенной по адресу: <адрес>, 30 км трассы «Махачкала-Гуниб» Буйнакского <адрес>, установлено, что индивидуальный предприниматель Э.Ж. эксплуатирует указанную АЗС со следующими нарушениями противопожарного законодательства:
1. АЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору п при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей- накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
2. На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива не нанесены полосы желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью "ОГНЕОПАСНО", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 91 НПБ 11-98*; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
3. Для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог не нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
4. Выход из помещений МАЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ составляет менее 15 м. (В случае, если выход из помещений зданий МАЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.29 * НПБ 11-98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);
5. На заправочном островке с СУГ не предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Высота должна быть не менее 2 м., а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом МАЗС.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15 СП 156.13130.2014);
6. На заправочном островке СУГ отсутствуют очистные сооружения, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, для исключения возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка (имеются частично) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 18 НПБ 111-98*; п. 8.20 СП 156.13130.2014);
7. Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК с СУГ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК с ЛВЖ до проезжей части дороги - менее 25 м, от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 — менее 60 м (АЗС и др.), от ТРК до здания сервисного обслуживания водителей и пассажиров - меньше 12 м, от (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от 22.07.2008 №; приложение 6 таб.П.6.1 НПБ 11-98*; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.20014);
8. Собственник не организует проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п. 48 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
9. Противопожарное расстояние от МАЗС и ее установок до близлежащих зданий и дороги не соответствует нормативному (таб. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; таб. П. 6.4 НПБ 111-98*; табл. 5 СП 156.13130.20014 );
10.Устройство заправочных островков для СУГ должно исключать возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.14 СП 156.13130.2014);
11. Отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 м3, объем имеющегося водоема не соответствует требованиям. МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом объемом не менее 200 м3, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
12.Собственник не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет), (п. 12 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
13.Собственник не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, (п. 17 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
14.Собственник не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (не представлены документы), (п. 373 60 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №)
15. Резервуары для хранения СУГ не расположены подземно. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На МАЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на МАЗС, независимо от места размещения, допускается увеличивать не более чем в 2 раза при обеспечении подачи воды на наружное пожаротушение и орошение с требуемым настоящим сводом правил расходом в течение времени полного выгорания СУГ из наибольшего резервуара (в том числе АЦ), применяемого на этой МАЗС. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
16. Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
17. ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.29 СП 156.13130.2014).
В ходе проверки также выявлены следующие нарушения законодательства о промышленной безопасности:
Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №;
2. Клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий.(п. 1 ст. 9
Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
3. Отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
4. Положение о производственном контроле не переработано и не изменено в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля.(п.5 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
5. Не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Проверкой также установлены нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, в том числе:
1. В нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены.
2. В нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпиде-миологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены.
Также в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены.
3. Не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией.
4. В нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения.
5. На автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
Допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
Неисполнение собственником АЗС «F-1», расположенной по адресу: <адрес>, 30 км трассы «Махачкала-Гуниб» Буйнакского <адрес> на земельном участке с кадастровым №, установленных федеральным законодательством обязанностей может привести к наступлению неблагоприятных последствий, в том числе, к гибели людей в случае ЧП и (или) аварий.
Прокуратурой в ходе рассмотрения дела исковые требования дополнены, согласно которым в ходе дополнительной проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, которые не были отражены в исковом заявлении, а именно:
- не соблюдено расстояние от ТРК до помещений МАЗС. Выход из помещений МАЗС в сторону ТРК и площадок для АЦ составляет менее 15 м. (В случае, если выход из помещений зданий МАЗС в сторону площадок АЦ, ТРК и резервуаров для хранения топлива расположен на расстоянии менее 15 м от перечисленных сооружений и оборудования, то следует предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.29 * НПБ 11- 98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);
- не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара.
Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.35* НПБ 111-98*; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014);
- система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от [ДД.ММ.ГГГГ №; п.71 НПБ 111-98*; п. 7.35 СП 156.13130.2014);
- наполнение резервуаров ЛВЖ осуществляется с нарушением требований ПБ. Наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется не через трубопроводы проложенные подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.7.24 СП 156.13130.2014);
- заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара).
При срабатывании сигнализаторов до взрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) ( при наличии датчиков документы на испытание работоспособности системы газоанализаторов) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.20.9 НПБ 111-98*;8.40 СП 13130.2014);
- для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоцистерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования, приложение(ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; 6 п.22 НПБ 111-98*; п. 8.50 СП 156.13130.20014);
- руководитель организации не организует проведение проверки работоспособности, не реже 2 раза в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (п. 48 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения, (п. 407 1111 РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
- не разработана и не представлена декларация пожарной безопасности объекта, (ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
- не допускается превышение допустимых норм вместимости резервуара СУГ. На МАЗС общая вместимость резервуара превышает допустимые нормы (при визуальном осмотре видно что вместимость данного резервуара составляет более 40 м3), т.е. более 10 м3 (На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 20.1* НПБ 111-98*; ; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
- руководитель организации не обеспечил исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности объекта защиты, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарного защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения (п.48 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.19.4* НПБ 111-98*; п. 8.23 СП 156.13130.2014);
- подачу воды на наружное пожаротушение и орошение указанных АЗС допускается осуществлять посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 м3 (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от 22.07.2008 №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
- не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме: подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала МАЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой МАЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на МАЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 8.54 СП 156.13130.2014);
- отсутствует приказ руководителя о назначении ответственного за пожарную безопасность (п. 2 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
- лица допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п.3 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- в местах установки приёмно-контрольных приборов пожарных не размещена информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п.10 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- собственник не обеспечил проверку состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердачного помещения (не представлен акт пропитки) (п.13 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- не обслужена пожарная сигнализация, не представлен договор обслуживания (ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- система орошения не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения (не представлен гидравлический расчет) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, п.25 НПБ 111-98*, п. 8.52 СП 156.13130.2014);
- не предусмотрено расстояние до противопожарного водоема АСЗ. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости, до оборудования, содержащего легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также горючие газы, должно быть не менее 30 м. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 10.5 СП 8.13130.2020).
Также прокуратурой <адрес> с привлечением специалиста ТКУ «Дагестанавтодор» проведена проверка соблюдения АЗС «F-1», расположенной на участке <адрес>, 30 км трассы «Махачкала-Гуниб требований законодательства об автомобильных дорогах при строительстве и эксплуатации автозаправочных станций.
Из представленной ТКУ «Дагестанавтодор» информации следует, что при эксплуатации данной АЗС допускаются нарушения требований п. 8 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проведенной проверкой выявлены нарушения требований пунктов 14,15 Правил установления и использования придорожных полос территориальных автомобильных дорог общего пользования Республики Дагестан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.14 названных Правил решение о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по письменному согласованию Государственного учреждения «Дагестанавтодор» и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Дагестан.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах придорожных полос лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить в органы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Кроме того, допущены нарушения требований пунктов 6.3,6. 4 и 6.5 ГОСТ Р58404. Из справки ГКУ «Дагестанавтодор» следует, что стела установлена с нарушением технических требований, разработанных ФДА «Росавтодор».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Омаров М.М. уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что в АЗС «F-1» нарушения законодательства противопожарной и промышленной безопасности устранены частично, большинство нарушений не устранены. Что касается нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, то первые два пункта нарушений, указанных в справке начальника ТУ Роспотребнадзор не устранены, однако они угрозу жизни и здоровью граждан не представляют. Просил исковые требования удовлетворить, приостановить деятельность АЗС, поскольку на момент рассмотрения дела в суде выявленные нарушения ответчиком полностью не устранены.
Представители ответчика Алибеков К.Б. и Газимагомедов К.М. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что ведутся работы по устранению выявленных прокуратурой нарушений. Прокуратурой <адрес> с участием других структур была проведена повторная проверка АЗС, в ходе которой установлено, что около восьми нарушений указанных в дополнении к иску устранены, в частности, на боковых поверхностях резервуаров нанесены полосы желтого цвета с надписью «ОГНЕОПАСНО», имеется договор на составление проекта пожарных рисков. Также в АЗС имеется журнал учета первичных средств пожаротушения, огнетушители пронумерованы, декларация пожарной безопасности объектов АЗС имеется, как и инструкция о мерах пожарной безопасности. Что касается нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, то данные нарушения ответчиком по утверждению Исаева А.Н. и представителей ответчика устранены, в подтверждение суду представлены договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019г. и договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД на проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением СПМ, программы (плана) производственного лабораторного контроля оставшиеся нарушения угрозу жизни и здоровью граждан не создают, в связи с чем просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому <адрес> Мажидов И.В. в судебном заседании пояснил, что во исполнение поручения суда их ведомством с выездом на место повторно проведена проверка устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. На момент рассмотрения дела ответчиками по делу из ранее выявленных нарушений устранены лишь часть нарушений (8).
Ответчик Э.Ж. , надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителей.
Представитель третьего лица – Кавказского Управления Ростехнадзора, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, представил письменный ответ по результатам исполнения поручения суда о повторной проверке устранения нарушений требований промышленного законодательства.
Представитель третьего лица - ГКУ «Дагестанавтодор», ТУ Роспотребнадзор» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела представителя для участия в деле не направили, также направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Статьей 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям.
В соответствии с требованиями ст.37 Федерального закона от N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть, должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.
Как следует из материалов дела, собственником АЗС «F-1», расположенной на участке <адрес>, 30 км трассы «Махачкала-Гуниб является Э.Ж. , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией МР «<адрес>» Э.Ж. выдано разрешение на строительство АЗС на 30 км трассы «Махачкала-Гуниб с<адрес> что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Проведенной прокурорской проверкой соблюдения требований действующего законодательства на АЗС «F-1» выявлены нарушения, которые отражены в актах проверок.
В частности, ответчиком осуществляется предпринимательская деятельность на АЗС «F-1» в нарушение вышеуказанных требований о пожарной и промышленной безопасности, а также законодательства о санитарном эпидемиологическом благополучии населения.
Указанные нарушения зафиксированы в справках ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ, государственного инспектора отдела общепромышленного и горного надзора по <адрес> управления Ростехнадзора Мухидинова Ш.М. от ДД.ММ.ГГГГ и начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> Исаева А.Н.
По поручению суда ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м проведена дополнительная проверка АЗС по результатам которой установлено и в ходе судебного заседания подтверждено, что на объекте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ частично устранены вышеуказанные нарушения, в частности:
- для маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции для каждого транспортного средства на покрытие дорог нанесены отличительные разметки или иные визуальные указатели (п.п. «в» п. 384 ПП РФ от 16.09. 2020 ППР №);
- имеющиеся огнетушители пронумерованы. Заведен журнал учета первичных средств пожаротушения, (п.407 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР № ППР №);
- представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п.392 ПП РФ от 16.09. 2020 ППР №);
- обеспечено ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, (п.17 ПП РФ от 16.09. 2020 ППР №);
- обеспечено в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п. 373 60 ПП РФ от 16.09. 2020 ППР №);
- на заправочном островке с СУГ предусмотрены защитные экраны из негорючего материала (например, металл, бетон, кирпич). (Высота должна быть не менее 2 м., а ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом МАЗС.) (ст.4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.13* НПБ 111-98*; п. 8.15 СП 156.13130.2014);
- резервуары для хранения топлива оборудованы системами контроля их герметичности (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
- ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.29 СП 156.13130.2014).
Кроме того, проведенной по поручению суда начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> дополнительной проверкой установлено, что на АЗС ранее выявленные нарушения устранены, в частности, ответчиком разработана программа производственного контроля, заключен договор с аккредитованной организацией на проведение лабораторных исследований на границе СЗЗ, а также вредных производственных факторов на рабочих местах, заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, АЗС оборудована нецентрализованной (автономной) системой водоотведения со спуском сточных вод в локальное водонепроницаемое сооружение, оборудована централизованная система водоотведения, со спуском сточных вод в локальное непроницаемое сооружение, установлен уголок потребителя с информацией о продавце, режиме его работы, наименовании организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме работы, о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа, номере лицензии, сроке действия лицензии, о паспорте качества топлива.
При рассмотрении дела в судебном заседании представителями ответчика суду дополнительно представлены доказательства частичного устранения нарушений, а именно: договор возмездного оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД на проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением СПМ, программы (плана) производственного лабораторного контроля и договор 5Р/000215/А/2019-РО от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами. По утверждению представителя ТОУ Роспотребнадзора по РД Исаева А.Н. в деятельность АЗС угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Инспектором отдела общепромышленного и горного надзора по РД Кавказского управления Ростехнадзора Мухидиновым Ш.М. совместно с прокуратурой <адрес> проведена дополнительная проверка АЗС по результатам которой установлено, что на объекте по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ частично устранены вышеуказанные нарушения, в частности:
1. Перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв.приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
2. Клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п.1ст.9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
3. Отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанные выше обстоятельства ответчиком в данном случае не оспорены, поскольку эти обстоятельства подтверждаются представленными в суд письменными доказательствами.
Кроме того, представителями ответчика какие-либо доказательства о полном устранении выявленных нарушений законодательства о противопожарной безопасности, законодательства о промышленной безопасности в суд не представлено.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав. По данному виду иска доказыванию подлежит: само наличие опасности причинения вреда в будущем; опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность; вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем); способ причинения вреда; отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается); последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).
Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.
Пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ определяет отношения, связанные с причинением вреда, влекущим его возмещение; с последующим применением превентивных мер, в качестве которых выступает прекращение или приостановление вредоносной деятельности, в результате совершения которой был причинен вред.
Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).
Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.
Исходя из диспозиции статьи 1065 Гражданского кодекса РФ в системном толковании с п.1 статьи 56 ГПК РФ возможность причинения вреда в будущем и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, то есть, истце.
По смыслу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность предприятия может причинить в будущем вред, в чем конкретно он будет выражен.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся на АЗС «F-1» нарушения не создают угрозу здоровью и благополучию населения, деятельность АЗС связана с обеспечением граждан (потребителей) жизненно необходимыми продуктами потребления в связи с чем необходимости в приостановлении деятельности ответчика до устранения выявленных при этом нарушений закона при том, что АЗС «F-1» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного промышленного объекта, не усматривается.
Таким образом исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц с учетом проведенных ответчиком работ по устранению выявленных прокуратурой нарушений подлежат удовлетворению в части возложении на последнего обязанности устранить нарушения законодательства без приостановления его деятельности по эксплуатации АЗС, поскольку ее деятельность не представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что имеющиеся на АЗС нарушения касаются только реализации СУГ, что не отрицалось в суде, при этом по утверждению стороны ответчика ими принимаются меры к демонтажу оборудования, связанного с реализацией газа (СУГ), демонтаж указанного оборудования приостановлен лишь по указанию службы судебных приставов во исполнение принятых судом обеспечительных мер по настоящему делу.
Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающей при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, право суда установить определенный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая необходимость устранения нарушений в определенный во времени срок, суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для устранения выявленных не устраненных на день вынесения решения суда нарушений законодательства - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ИП Э.Ж. удовлетворить частично.
Обязать индивидуального предпринимателя Э.Ж. в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить на АЗС «F-1», расположенной по адресу: <адрес>, 30 км на земельном участке с кадастровым номером № следующие нарушения действующего законодательства Российской Федерации:
- оснастить АЗС очистными сооружениями для атмосферных осадков (которые могут быть загрязнены нефтепродуктами), которые должны отвечать следующим требованиям: оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору п при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей- накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.39* НПБ 111-98; п. 6.21, п. 6.22 СП 156.13130.2014);
- предусмотреть противопожарное расстояние от ТРК до помещений АГЗС не менее 15 м или предусмотреть дополнительный эвакуационный выход, размещаемый на расстоянии более 15 м от указанных выше сооружений и оборудования или в противоположную от них сторону. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.29 * НПБ 11-98; п. 6.18 СП 156.13130.2014);
- оборудовать площадку для АЦ с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм, пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ, привести в соответствие с требованиями ПУЭ систему заземления для АЦ, то есть для контроля заземления АЦ применить специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.7.35 СП 156.13130.2014);
- осуществить наполнение резервуаров топливом из АЦ через трубопровод налива, проложенный подземно и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара; оборудовать заправочный островок СУГ на МАЗС сигнализатором довзрывоопасных концентраций, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.); организовать проведение проверки работоспособности, не реже 2 раза в год (весной и осенью), наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов;
-предусмотреть устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования, для обеспечения охлаждения надземного оборудования с СУГ и автоцистерны в СУГ в случае пожара;
- руководителю организации обеспечить исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности объекта защиты, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарного защиты;
- исключить возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку;
- предусмотреть, при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС, автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии, (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п.19.4* НПБ 111-98*; п. 8.23 СП 156.13130.2014);
- обеспечить подачу воды на наружное пожаротушение и орошение АЗС посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от 22.07.2008 №; п.23 НПБ 111-98*; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
- обязать лиц, допущенных к работе пройти обучение мерам пожарной безопасности; п.3 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- в местах установки приёмно-контрольных приборов пожарных разместить информацию с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п.10 ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
- провести проверку состояния огнезащитного покрытия деревянных конструкций чердачного помещения;
- расположить резервуары для хранения СУГ подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.30 СП 156.13130.2014);
- обеспечить обслуживание пожарной сигнализации и обязать представить договор обслуживания; оборудовать резервуары для хранения топлива системами контроля их герметичности;
- предусмотреть расстояние до противопожарного водоема АСЗ;
- принять меры по установлению санитарно-защитной зоны для объекта, являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, предусмотренные пунктами 1, 13, 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
- обеспечить проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;
- установить перед въездом на территорию заправочной станции табличку, предупреждающую владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- обеспечить защиту клиновидных ремней передач насосов от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий (п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
- не допускать к применению манометры, установленные на сосуде СУГ, при отсутствии информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- провести проверку параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировку (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 62 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
- переработать и изменить Положение о производственном контроле в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля.(п.5 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);
- обязать представить план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В удовлетворении остальной части иска прокурора отказать.
Меры по обеспечению иска, принятые на основании определения судьи Буйнакского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменить по вступлению настоящего решения в законную силу, о чем уведомить уполномоченный орган.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Дагестан через Буйнакский районный суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.С. Галимова