Дело № 2-2175/2024
Поступило 10.01.2024г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«17» апреля 2024 года г.Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе председательствующего судьи Ханбековой Ж.Ш., с участием секретаря судебного заседания Адольф И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беднарской Г. Г. к мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на жилой дом,
Установил:
Истица обратилась в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований о том, что является дочерью Костюковой А.Я., которой был выделен земельный участок № для индивидуальной застройки. Костюкова А.Я. ДД.ММ.ГГГГ выстроила дом площадью 40 кв.м., а ДД.ММ.ГГГГ сделала пристройку к нему и второй этаж. Реконструированный дом состоит из помещений: кухня-ниша площадью 1,8 кв.м., гостиная – 21,2 кв.м., сан.узел – 1,3 кв.м., лестница – 0,7 кв.м., жилая комната – 25,4 кв.м., жилая комната – 11 кв.м., общей площадью 61,4 кв.м.
Костюкова А.Я. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем, это не лишает наследников требовать права признания за ними права собственности на самовольную постройку. Истица обращалась в администрацию Кировского района г. Новосибирска с уведомлением об окончании реконструкции, однако ответа не поступило. Иным путем, кроме обращения в суд, истец лишена возможности признать право собственности на реконструированный дом.
На основании изложенного истец просит признать право собственности за Беднарской Г. Г. на индивидуальный жилой дом площадью 61,4 кв.м. по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации индивидуального жилого дома, имеющий характерные точки
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Истица в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя по доверенности, которая в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Ответчик – мэрия города Новосибирска в судебное заседание не явились, извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица – администрации Кировского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с запросом Новосибирского оловянного комбината от ДД.ММ.ГГГГ за № исполнительным комитетом Новосибирского городского Совета народных депутатов разрешительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано место расположения индивидуальных жилых домов с полным инженерным обеспечением на земельном участке примерной площадью 12га в Кировском районе г. Новосибирска. За основу архитектурно-планировочного решения принята схема генплана в масштабе 1:1000.
Решением исполнительного комитета Новосибирского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано расположение индивидуальной и высокоплотной жилой застройки с полным инженерным обеспечением и учреждениями соцкультбыта с учетом проектируемой и для существующей застройки Новосибирского оловянного комбината на земельном участке площадью до 12 га в Кировском районе.
Архитектурно-планировочным заданием № предусмотрено согласование места расположения строительных объектов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Рабочий проект строительства поселка индивидуальной застройки в масштабе 1:1000 был разработан в соответствии с действующими нормами, что подтверждается справкой, предоставленный земельный участок в 12 га был разделен на 108 участков.
На основании заявления инженера Костюковой А. Я. от ДД.ММ.ГГГГ о вступлении в члены кооператива и выделении земельного участка, Костюкова А.Я. вступила в Жилищно-строительный кооператив Новосибирского оловокомбината и ей выделен участок № общей площадью 0,06 га. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно, членской книжкой и справкой председателя ЖСК «НОК» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.1 Устава, Жилищно-строительный кооператив индивидуальной застройки «НОК» организован на оловокомбинате с целью удовлетворения членов ЖСК жильем путем строительства жилых домов своими силами и средствами (с помощью предприятия и государственного кредита) на основе личной собственности.
Согласно п. 2.5 Устава, член ЖСК «НОК» имеет право получать в пожизненное владение земельный участок в пределах застройки. Закон о земле.
Согласно п. 2.13 Устава, член ЖСК «НОК» обязан нести расходы по эксплуатации своего жилого дома.
Костюкова А.Я. построила на предоставленном ей земельном участке жилой дом площадью 40 кв.м., в 2009 году сделала пристройку к нему и второй этаж.
Заключением кадастрового инженера ООО «Гео плюс» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно космическим снимкам жилой дом (до реконструкции) как минимум с ДД.ММ.ГГГГ уже был построен, то есть существует на местности более 18 лет. Согласно Схеме контур жилого дома располагается в территориальной зоне – зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-6). На земельном участке с таким видом разрешенного использования разрешается возводить объекты капитального строительства с видом разрешенного использования «Индивидуальные жилые дома». Площадь земельного участка равна 973 кв.м.
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Новосибирска предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (2.1)» составляет 450 кв.м., максимальный – 1000 кв.м., то есть площадь земельного участка находится в необходимом диапазоне. Для вида разрешенного использования «Индивидуальные жилые дома» установлены минимальный и максимальный проценты застройки в границах земельного участка, равные 7% и 30% соответственно, а также установлен минимальный отступ от границ земельного участка для объектов капитального строительства – 3 м. (для проекций балконов, крылец, приямков, подземных частей – 1 м.). Согласно Схеме жилой дом полностью находится в границах земельного участка. Минимальный отступ от контура жилого дома до границ земельного участка составляет 1.0 м. (со стороны земель неразграниченной государственной собственности), максимальный – 34.4 кв.м. Количество надземных этажей составляет 2 этажа и не превышает предельное количество этажей зданий.
Согласно выводам кадастрового инженера Индивидуальный жилой дом общей площадью 61.9 кв.м. возведен и реконструирован в фактических границах земельного участка, который по своим параметрам не противоречит требованиям п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Пересечение границ (контура) жилого дома и границ иных земельных участок не выявлено.
Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ реконструированный дом состоит из помещений: кухня-ниша площадью 1,8 кв.м., гостиная – 21,2 кв.м., сан.узел – 1,3 кв.м., лестница – 0,7 кв.м., жилая комната – 25,4 кв.м., жилая комната – 11 кв.м., общей площадью 61,4 кв.м.
Из технического заключения ООО Архитектурная мастерская «Тектоника» № следует, что несущие и ограждающие конструкции и объемно-планировочное решение здания не создают угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан, не нарушают права и законные интересы третьих лиц. Индивидуальный жилой дом по <адрес> соответствует строительным, противопожарным и санитарно-гигиеническим нормам, предъявляемым к объектам индивидуального строительства и пригоден для дальнейшей эксплуатации.
Заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что размещение жилого дома на фактически занимаемом земельном участке по адресу: <адрес> соответствует: 1.СанПиН 2.1.3684 – 21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий». Раздел VIII. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений, п. 124 абз. 1.
Из экспертного заключения ООО «Автоматика-АСО» следуют выводы: индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> в части путей эвакуации, систем вентиляции, водоснабжения, применения отделочных материалов в помещениях соответствует требованиями норм и правил пожарной безопасности (Федеральный закон РФ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ, Правила противопожарного режима в РФ (ППР), ст. 8 Федерального закона РФ № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью (ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса РФ, ст. 222 ГК РФ). Соблюдены требования пожарной безопасности ст. 69 п. 1 Федерального закона РФ от 22.07.2008 «Технический регламент о требования пожарной безопасности», требования по отступам от жилого дома или хозяйственных построек до границ смежных земельных участков нормами пожарной безопасности не предусмотрены.
Истец Беднарская (до замужества Костюкова) Г.Г. является дочерью Костюковой А.Я., что подтверждается свидетельством о рождении.
Костюкова А.Я. умерла ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению истца было открыто наследственное дело № к имуществу Костюковой А.Я., наследнику выданы свидетельства о праве собственности на иное имущество наследодателя. Принадлежащий Костюковой А.Я. спорный жилой дом, в отношении которого истец просит признать право собственности, не был зарегистрирован в установленном законом порядке, однако принадлежал наследодателю, что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Судом установлено, что права на возведенный в результате реконструкции жилого дома объект за Костюковой А.Я. не был зарегистрирован.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения требований о целевом назначении земельного участка с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Согласно пункту 26 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае судом установлено, что в истец Беднарская Г.Г. предпринимала попытки к легализации реконструированного объекта путем обращения в администрацию Кировского района г. Новосибирска, однако ответа на обращение не получила.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Обстоятельства того, допущены ли при осуществлении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, предпринимало ли лицо меры к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, является ли отказ уполномоченного органа в выдаче соответствующих документов правомерным, нарушает ли сохранение объекта права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли этот объект угрозу жизни и здоровью граждан, являются юридически значимыми по делам о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости, подлежащими установлению и определению в качестве таковых судом в силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявляя требования о признании права собственности на жилой дом в порядке его реконструкции, истица предоставила доказательства указанных выше юридически значимых обстоятельств. Заинтересованными лицами не предоставлено доказательств отсутствия оснований для признания права собственности на самовольно реконструированный жилой дом.
Судом установлено, что объект недвижимого имущества – индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в границах предоставленного земельного участка, соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и правилам, не нарушает прав и законных интересов других лиц, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Беднарской Г. Г. удовлетворить.
Признать за Беднарской Г. Г. право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 61,4 кв.м. по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации индивидуального жилого дома, имеющий характерные точки:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца через Кировский районный суд г. Новосибирска.
Мотивированное решение суда изготовлено 27.04.2024г.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна:
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-2175/2024 (УИД 54RS0005-01-2024-000123-86) Кировского районного суда г. Новосибирска.
На 27.04.2024г. решение в законную силу не вступило.
Судья Ханбекова Ж.Ш.