Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-170/2022 ~ М-147/2022 от 01.07.2022

Дело № 2-170/2022                                                                      14RS0013-01-2022-000192-35 Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

п. Сангар                                                   25 июля 2022 года

Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Черноградской Е.Е., единолично, с участием

представителя истца помощника прокурора Кобяйского района РС(Я) Конощук Е.К.,

при секретаре Степановой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <Адрес обезличен> Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению «<Данные изъяты>», Администрации муниципального района «<Данные изъяты>)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора района Эверстов Е.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в МКОУ «<Данные изъяты>», в результате которой установлено, что здание школы не оборудовано пандусом. <Дата обезличена> прокуратурой было внесено представление, которое до сих пор не исполнено. Бездействие ответчика по неисполнению требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов препятствует обеспечению инвалидам условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и созданию им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Просит обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «<Данные изъяты> установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) при входе в здание в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию муниципального района <Данные изъяты>» Республики Саха (Якутия) в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия, направленные на установление пандуса для беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) при входе в здание Муниципального казенного образовательного учреждения «<Данные изъяты>

Стороны о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.

<Дата обезличена> и.о. прокурора <Адрес обезличен> Эверстов Е.Е. обратился в суд с ходатайством об изменении исковых требований, просит обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение «<Данные изъяты>» установить пандус для беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) при входе в здание в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Администрацию муниципального района <Данные изъяты>)» Республики Саха (Якутия) в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия, направленные на установление пандуса для беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) при входе в здание Муниципального казенного образовательного учреждения «<Данные изъяты>».

Представитель ответчика МКОУ «<Данные изъяты>» Новгородов А.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика Кондратьев В.Е. в судебное заседание не явился, ходатайством просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признают в полном объеме.

Помощник прокурора Конощук Е.К. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме и пояснил, что установление срока исполнения решения суда продлен до 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, т.к. требуется время для выделения денежных средств, проведения торгов и для строительства самого пандуса.

Суд, заслушав помощника прокурора Конощук Е.К., ходатайство представителя ответчика Кондратьев В.Е., материалы дела, исследовав представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В силу ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации <Дата обезличена>, меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП <Номер обезличен>. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП <Номер обезличен>, утвержденных Приказом Минстроя России от <Дата обезличена> N 904/пр (далее – Свод правил).

Согласно п. 1.1 Свода правил, свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

В силу пункта 4.1 Свода правил, требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

Согласно п. 4.4 Свода правил, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 4.5 Свода правил, проектные решения объектов, доступных для МГН, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

В соответствии с п. 5.1.8 Свода правил, в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 или обустраивают пандусами бордюрными согласно 5.4.

В соответствии с п. <Дата обезличена> Сводных правил, у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <Адрес обезличен> Республики Саха (Якутия) проведена проверка здания Муниципального казенного образовательного учреждения «<Данные изъяты>» в результате которой установлено, что здание не соответствует требованиям для беспрепятственного входа маломобильных групп населения, т.е. не обеспечена пандусом.

<Дата обезличена> на имя директор МКОУ «<Данные изъяты>» было направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно информации директора МКОУ «<Данные изъяты>» от <Дата обезличена> составляется дефектный акт капитального ремонта школы, в котором включена установка пандуса.

Таким образом, судом установлено, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам и маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Бездействие ответчиков нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц по созданию им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию школы.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Согласно Своду правил СП <Номер обезличен> СНиП <Номер обезличен> «<Данные изъяты>» в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус.

В федеральном законе от <Дата обезличена> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом положения ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

В соответствии с МКОУ «<Данные изъяты>», утвержденным постановлением Администрации МР «Кобяйский улус (район)» РС(Я) от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П, учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.11.).

Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления, печать, штамп, бланк, эмблему и другие реквизиты (п. 1.12.).

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления Учредителем, отражается на его отдельном балансе и является муниципальной собственностью МР «<Данные изъяты>)» РС (Я) (п. 6.1.).

Учреждение обязано использовать закрепленное за ним муниципальное имущество по назначению в соответствии со своими уставными целями и предметом деятельности (п. 6.4.1.).

Учреждение обязано осуществлять материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 6.4.3.).

Источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах являются средства соответствующего бюджета; регулярные и единовременные поступления от учредителя; другие, не запрещенные законом поступления (п. 6.7.).

Главным распорядителем бюджетных средств является Администрация муниципального района «<Данные изъяты>)» Республики Саха (Якутия) (п. 6.8.).

Финансовое обеспечение выполнение муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального района «<Данные изъяты>)» Республики Саха (Якутия) (п. 6.9.).

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, МКОУ «<Данные изъяты>» владеющее зданием, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>, на праве оперативного управления, относящимся к объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение, а учредитель Администрация МР «<Данные изъяты>)» РС(Я) обязан обеспечить учреждение финансированием. При этом само по себе оборудование входной группы пандусом, поручнями и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, и не повлияет на объем прав собственника.

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

В соответствии ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Представитель ответчика Администрации МР «<Данные изъяты>» РС(Я) Кондратьев В.Е. исковые требования в части возложения на них обязанности профинансировать мероприятия, направленные на установление пандуса для беспрепятственного доступа маломобильных групп (инвалидов) при входе в здание признал полностью.

Признание иска представителем ответчика судом принимается.

В силу положений ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В силу ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Установленный прокуратурой срок в пять месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения, суд находит разумным, поскольку несоблюдение требований, установленных указанными нормативными правовыми актами, посягает на конституционные права инвалидов, направленные на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, что требует незамедлительного устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) (░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) (░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, <░░░░░ ░░░░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░), (░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░;

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>)» ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).

                                                                                        ░░░░░: ░/░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                                              ░,░. ░░░░░░░░░░░░░

2-170/2022 ~ М-147/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кобяйского района Республики Саха (Якутия)
Ответчики
Администрация МР "Кобяйский улус (район)" РС(Я)
МКОУ "Ситтинская средняя общеобразовательная школа им. В.Е. Колмогорова"
Суд
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Черноградская Елена Егоровна
Дело на сайте суда
kob--jak.sudrf.ru
01.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Подготовка дела (собеседование)
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2022Дело оформлено
26.08.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее