УИД 74RS0021-01-2023-000143-20
Дело № 2-268/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Карталы 16 марта 2023 года
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Смирных И.Г.
при секретаре Шадриной И.О.
с участием прокурора Трякшина Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Карталинский опытно-механический завод» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Карталинский опытно-механический завод» о возложении обязанности обеспечить разработку проекта санитарно-защитной зоны на эксплуатируемых объектах негативного воздействия на окружающую среду ООО «Карталинский опытно-механический завод» и представить его для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, обосновав свои требования тем, что ответчик осуществляет производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей на производственной площадке по адресу <адрес>, эксплуатируя объект негативного воздействия на окружающую среду III категории. В нарушение действующего законодательства ответчик не обеспечил проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды, осуществляя эксплуатацию объекта негативного воздействия в отсутствие проекта расчетной санитарно-защитной зоны, получившего санитарно-эпидемиологическое заключение. В сентябре 2022 года было внесено представление об устранении нарушений, которое исполнено не было. При этом выбросы неблагоприятно влияют на окружающую среду, опасны для жизни и здоровья граждан, в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Трякшин Д.С. подержал иск Магнитогорского природоохранного прокурора и просил его удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Федотова Н.В. исковые требования признала, указывая на то, что в течение 5 месяцев требования иска исполнить не представляется возможным, поскольку ООО «КОМЗ» заключен договор с целью установления санитарно-защитной зоны на разработку проекта СЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения которого установлен ДД.ММ.ГГГГ.В настоящее время проект уже разработан, длительность согласования срока договора и лабораторных исследований обоснована, при этом согласно проектных расчетов ожидаемого загрязнения окружающей среды, жизни и здоровья граждан не имеется, реальной угрозы деятельность предприятия не создает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск Магнитогорского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются бездействием ООО «Карталинский опытно-механический завод» невозможно индивидуализировать, то есть четко определить, указав в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с п. п. 1, 2, 3 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Согласно п.3.1, п.4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п. 68, п. 73 СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" Расчет канцерогенных и неканцерогенных рисков должен осуществляться хозяйствующими субъектами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью при установлении, изменении, прекращении существования санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющими порядок установления таких зон. Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля.
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Карталинский опытно-механический завод» (далее ООО «КОМЗ») является - ОКВЭД-029-2014- производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей в <адрес>. (л.д.76-77)
Предприятие осуществляет вредные выбросы в атмосферный воздух 1,2 класса опасности-бенз(а)пирен,3,4-бензапирен, марганец и его соединения, что следует из проведенной инвентаризации, эксплуатирует объект, обладающий признаками III категории негативного воздействия на окружающую среду, состоит в связи этим на учете в Министерстве экологии Челябинской области. (л.д.11,14).
Эксплуатация объекта осуществляется ответчиком в отсутствие проекта расчетной санитарно-защитной зоны, получившего санитарно-эпидемиологическое заключение, чем нарушаются требования вышеперечисленных нормативных актов(ст. 16 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», СанПин 2.1.3684-21, СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В судебном заседании не оспаривалось, что Магнитогорской природоохранной прокуратурой проведена проверка в отношении ответчика, в ходе которой установлено, что ООО «КОМЗ» допускаются нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, которое до настоящего времени не исполнено.
Между тем, бездействие ответчика нарушает право, предоставленное гражданам ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на обеспечение права человека на благоприятную окружающую среду. Невыполнение ответчиком обязанностей по соблюдению требований природоохранного законодательства нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
Ответчиком исковые требования признаны, представлен договор №-СЗЗ, заключенный с ООО «Адитум» о разработке проекта санитарно-защитной зоны от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, проект СЗЗ, а также договор № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении лабораторно-инструментального контроля атмосферного воздуха на четырех контрольных точках СЗЗ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письма руководителя Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года изменена категория риска деятельности ООО «КОМЗ» с высокого на средний по результатам проведенной проверки.
Поскольку выполнение мероприятий по охране окружающей среды невозможно без проекта СЗЗ и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, исковые требования о возложении соответствующих обязанностей на ответчика являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд считает установленным факт нарушения ответчиком природоохранного законодательства, в связи с чем считает подлежащим удовлетворению требования Магнитогорского природоохранного прокурора к ответчику и возложении на ООО «КОМЗ» обязанность обеспечить разработку проекта санитарно-защитной зоны на эксплуатируемых объектах негативного воздействия на окружающую среду и представить его для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ истец просит суд установить срок 5 месяцев для устранения нарушений законодательства со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным с учетом опасности указанных нарушений для окружающей среды, значительного объёма необходимых работ.
При определении срока для устранения имеющихся нарушений действующего законодательства, суд принимает во внимание те обстоятельства, что разрешение заявленных требований, хотя не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий вообще, однако учитывает реальную возможность ответчика совершить указанные в судебном решении действия, длительность разработки указанных мероприятий, сроки заключенных договоров и периоды, на которые они заключены, в связи с чем полагает установить срок исполнения решения в до ДД.ММ.ГГГГ, что отвечает требованиям разумности и реальной возможности исполнить судебное решение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Карталинский опытно-механический завод» ИНН 7458001150 обязанность обеспечить разработку проекта санитарно-защитной зоны на эксплуатируемых объектах негативного воздействия на окружающую среду ООО «Карталинский опытно-механический завод» и представить его для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Решение подлежит исполнению в срок до 25 декабря 2023 года
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Смирных И.Г.
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2023 года.