Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2024 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При помощнике судьи ФИО6
С участием представителя административного истца Каретниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-69/2024 по административному исковому заявлению ФИО7 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помещений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9 обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просила суд установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 1456,1 кв.м., номер, тип этажа: этаж 1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 20 183 043 рубля,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 759,1 кв.м., номер, тип этажа: этаж 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 4 688 972 рубля,
установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 589,5 кв.м., номер, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 134 243 рубля.
Требования мотивированы тем, что указанные объекты недвижимости на праве собственности принадлежат административному истцу, кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество.
На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил заявленные требования удовлетворить.
Определением Самарского областного суда от 18.04.2024 прекращено производство по данному административному делу в части оспаривания кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, в связи с принятием в этой части отказа от административного иска.
В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца по доверенности Каретникова А.А. уточнила заявленные административные исковые требования, просила суд установить кадастровую стоимость помещений равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере: в отношении помещения с кадастровым номером № – 8 540 214 рублей 81 копейка, с кадастровым номером № – 7 595 954 рубля 34 копейки, в соответствии с результатами проведенной по делу судебной экспертизы.
Представитель административного истца по доверенности Каретникова А.А. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные административные исковые требования по вышеизложенным основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск с дополнением, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Рыловой О.А. на праве собственности принадлежат:
помещение с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 589,5 кв.м., номер, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>,
помещение с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 759,1 кв.м., номер, тип этажа: этаж 2, местоположение: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451, по состоянию на 01.01.2021 определена кадастровая стоимость помещения с кадастровым номером № в размере 15403652 рубля 68 копеек, помещения с кадастровым номером № в размере 18158453 рубля 87 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец в обоснование своих требований представил отчеты об оценке ФИО11 от 30.08.2023 №№ 2883/2, 2883/1, согласно которым по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость помещений составляет: с кадастровым номером № – 4 688 972 рубля, с кадастровым номером № – 6 134 243 рубля.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению ФИО12 от 29.03.2024 № 29968-Э, по состоянию на 01.01.2021 года рыночная стоимость помещений составляет: с кадастровым номером № – 7 595 954 рубля 34 копейки, с кадастровым номером № – 8 540 214 рублей 81 копейка.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость помещений не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объекта недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено. Кроме того, представитель административного истца уточнил заявленные административные исковые требования в соответствии с выводами заключения судебной экспертизы.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости помещений в соответствии с отчетами об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости помещений равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2021, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что дата обращения административного истца с иском в суд 04.10.2023, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
ФИО13 просит возместить понесенные расходы по проведению судебной экспертизы в размере 70 000 рублей. В подтверждение размера стоимости проведенной экспертизы представлен счет от 02.04.2024 № 8, акт приема-передачи выполненных работ от 05.12.2023 № 29968-Э.
Частью 1 статьи 109 КАС РФ предусмотрено, что денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам или предназначенные для оплаты других признанных судом необходимыми расходов, связанных с рассмотрением административного дела, предварительно вносятся на открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством, счет соответственно Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если такая просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.
На депозит Самарского областного суда от ГБУ СО ЦКО поступили денежные средства в размере 70 000 рублей, оплата за судебную экспертизу не производилась, что подтверждается бухгалтерской справкой Самарского областного суда.
В соответствии с частью 3 статьи 108 КАС РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
Суд полагает возможным перечислить с депозита Самарского областного суда в пользу экспертной организации 70 000 рублей в счет возмещения расходов, понесенных при проведении экспертизы.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости помещений удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: часть объекта, назначение: нежилое, площадью 589,5 кв.м., номер, тип этажа: этаж -1, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 8 540 214 рублей 81 копейка.
Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером №, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое, площадью 759,1 кв.м., номер, тип этажа: этаж 2, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 595 954 рубля 34 копейки.
Перечислить с депозита Самарского областного суда в пользу ФИО14 за проведение судебной экспертизы по административному делу № 3а-69/2024 (3а-2243/2023) в размере 70 000 рублей.
Реквизиты для перечисления денежных средств: ИНН 6321115413, р/с 40702810354280102822 в ПАО Сбербанк г.Самара, к/с 30101810200000000607, БИК 043601607.
Дата подачи административного иска в суд 04.10.2023.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2024.
Судья: М.А.Панкова