РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
28 ноября 2023 года г. Геленджик, ул. Ленина,7
Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Соловьянова С.В.,
с участием: представителя юридического лица ООО «Забота» Павлова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Забота» на постановление главного государственного инспектора г. Геленджика по пожарному надзору № 21/72 от 11 августа 2023 года о привлечении ООО «Забота» к административной ответственности, за нарушение ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора г. Геленджика по пожарному надзору № 21/72 от 11 августа 2023 года ООО «Забота» привлечено к административной ответственности, за нарушение ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, представитель ООО «Забота» обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что 04 июля 2023 года прокуратурой города Геленджика с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, а также территориального отдела Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю в г. Геленджике, в здании, расположенном по адресу: г. Геленджик, ул. Серафимовича, д. 38 проведена проверка доводов обращений ФИО1 и ФИО2 о предоставлении услуг социального обслуживания с нарушениями санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства.
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения, которые нашли свое отражение в исковом заявление о запрете деятельности до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, врученном представителю 21.07.2023 года прокурором города старшим советником юстиции А.В. Штык.
С актом проверки отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, с результатами выявленных нарушений - ознакомлен не был.
Предписание об устранении выявленных нарушений с установленным сроком для устранения последствий совершенных правонарушений - не получал.
28.07.2023 года, на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, был проведен комплекс мер, направленный на устранение выявленных нарушений, в том числе повышение уровня противопожарной безопасности и защищенности объекта, о чем представитель заявителя сообщил в заявлении о выполнении требований искового заявления от 28.07.2023, представив все необходимые доказательства, а именно:
1) в соответствии с ч.2 ст.4, ч.3 ст.5, п.3 ст.52 Закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в помещениях здания, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. Серафимовича, д. 38 (далее - Помещения), согласно акту приемки установки в эксплуатацию ООО «Геленджик-Стройпожпроект» от 24.07.2023 №б/н, установлена пожарная автономная сигнализация.
2) в соответствии с ч.2 ст.4, ч.3 ст.5, п.3 ст.52 Закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в Помещениях, согласно акту приемки установки в эксплуатацию ООО «ГСПП» от 24.07.2023 №б/н установлены громкоговорители «Соната2-2» и прибор оповещения людей о пожаре «Рокот -2».
3) в соответствии с ч.7 ст. 83 Закона от 22.07.2008 №123-Ф3 произведены технические работы по подключению пожарной автономной сигнализации к единой системе территории юридического лица, которая в свою очередь выведена на пульт подразделения пожарной охраны для обеспечения дублирования сигнала о возникновении пожара без участия работников объекта.
4) в соответствии с п.2 и разделом XVIII Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» приказом Общества №002 от 05.07.2023 утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности в ООО «Забота», с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений.
5) в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» к работе на объекте допускаются только лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности. Факт прохождения обучения зафиксирован в журнале регистрации о прохождении первичного инструктажа на рабочем месте.
6) в соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» издан приказ от 05.07.2023 №002 о назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
7) в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» планы эвакуации людей при пожаре, для помещений, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, размещены на видных местах.
8) в соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» Приказом от 05.07.2023 №004 определены лица, осуществляющие дежурство в ночное время суток. Указанные в приказе лица обеспечены исправными ручными электрическими фонарями и средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, сведения о приобретенных средствах внесены в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
9) Общество не является владельцем здания лит. М по адресу: г. Геленджик, ул. Серафимовича, д. 38, общей площадью 512,8 кв.м., с кадастровым №, а владеет только нежилыми помещениями здания на основании договора аренды нежилого помещения от 01.06.2023 №85-2023 и акта приема передачи от 01.06.2023 общей площадью - 325,4 кв.м. Чердачные и подвальные пространства не принадлежат Обществу, а находятся в пользовании собственника здания - АО «Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова».
10) в соответствии с п.17_1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» Обществом обеспечивается ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
11) в соответствии с п.п. «б» п.27 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» пути эвакуации, двери эвакуационных и аварийных выходов освобождены от мебели и иных предметов.
12) в соответствии с п. 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» проверка наружного водопровода на водоотдачу приведена собственником помещений АО «Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова». Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначено указателями со светоотражающей поверхностью с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
13) в соответствии с п. 60 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» приобретены в необходимых количествах и объемах огнетушители. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
14) в соответствии с п. 84 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» в помещениях объекта защиты вывешены планы эвакуации на случай пожара.
На момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, не учтены следующие обстоятельства:
- в нарушение части 1 статьи 25.1 КоАП РФ Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю не были приняты во внимание объяснения, а также представленные доказательства о факте устранения выявленных нарушений;
- административное правонарушение совершено впервые, что подпадает под действие части 2 статьи 3.4 КоАП РФ;
- отсутствуют доказанные факты причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинение имущественного ущерба.
- ООО «Забота» относится к категории микропредприятия, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ);
- наказание, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, за совершенное Обществом административное правонарушение, не попадает под действие статьей 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8—19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ, согласно которым отсутствует такая мера пресечения, как предупреждение.
Вследствие перечисленных оснований считает, что наложение штрафа на Общество с ограниченной ответственностью «Забота» в данном случае не является справедливой и адекватной мерой административного воздействия.
На основании изложенного, просит суд отменить постановление Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Геленджика от 11 августа 2023 года по делу № 21/72 об административном правонарушении. Заменить Обществу с ограниченной ответственностью «Забота» административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей на предупреждение.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Забота» Павлова А.В. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
По части 1 статьи 20.4 КоАП РФ наступает административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Абзацем 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) определено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов публичной власти федеральных территорий, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Закона № 69-ФЗ требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статей 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Исходя из положений статей 4 и 6 Федерального закона 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «О требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила); под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно статье 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Геленджика с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Геленджика Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, а также территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Геленджике, Туапсинском районе проведена проверка доводов обращений ФИО1 и ФИО2 о предоставлении услуг социального обслуживания с нарушениями санитарно-эпидемиологического, противопожарного законодательства.
Установлено, что на территории АО «Базовый Санаторий им. М.В. Ломоносова» по адресу: г. Геленджик, ул. Серафимовича, 38 осуществляется предоставление услуг социального обслуживания граждан преклонного возраста и инвалидов с круглосуточным их пребыванием.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что указанные услуги за денежное вознаграждение предоставляет ООО «Забота», генеральным директором является Павлов А.В.
Установлено, что АО «Базовый санаторий им. М.В. Ломоносова» на основании договора аренды от 01.06.2023 № 85-2023 ООО «Забота» передано нежилое помещение для использования в качестве учреждения с круглосуточным пребыванием граждан. Согласно техническому паспорту арендуемое нежилое помещение (здание) литер М кад. № 23:40:0402020:34 площадью 512,8 кв.м. является рабочей столовой, расположено по адресу: г. Геленджик, ул. Серафимовича, 38 (ранее адрес: г. Геленджик, ул. Маячная, 1). На момент проведения проверки (04.07.2023) выявлены факты переустройства здания (увеличение количества помещение путем монтажа гипсокартонных стен).
Пунктом 2.2.6 указанного договора закреплены обязанности арендатора выполнять требования противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
По состоянию на 04.07.2023 в учреждении находилось 22 человека, в том числе 8 малоподвижных лиц.
По результатам проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В частности установлено, что объект имеет класс функциональной пожарной опасности Ф1.1 в связи с чем, нарушены следующие требования пожарной безопасности:
- в нарушение требований п.п. «н» п. 16 ППР допускается эксплуатация здания после изменения его класса функциональной пожарной опасности, не отвечающая нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 5, п. 3 ст. 52 Закона № 123-ФЗ, п. 6.1 табл. А.1 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25.03.2009 № 171 (далее – СП 1.13130.2009), п. 2 табл. А.1 Свода правил СП 484.1311500.2020 «Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.07.2020 № 582 (далее – СП 484.1311500.2020) отсутствует система автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 5, п. 3 ст. 52 Закона № 123-ФЗ, п. 3 табл. 2 СП 3.13130.2009 отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре;
- в нарушение требований ч. 7 ст. 83 Закона № 123-ФЗ не обеспечено дублирование сигнала и возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта;
- в нарушение требований п. 2 Постановления № 1479 отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Постановления № 1479;
- в нарушение требований п. 3 Постановления № 1479 к работе на объекте допускаются лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности;
- в нарушение требований п. 4 Постановления № 1479 отсутствует распорядительный документ о назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты;
- в нарушение требований п. 5 Постановления № 1479 в здании для размещения 10 и более человек не организована разработка планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах;
- в нарушение требований п. 6 Постановления № 1479 отсутствует распорядительный документ о дежурстве персонала в ночное время суток, а также не обеспечено наличие, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного. С внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в нарушение требований п. 5.4.5 Свода правил СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.11.2012 № 693 стропила и обрешетка кровли здания не подвержена обработке огнезащитными составами;
- в нарушение требований п.п. «б» п. 16 Постановления № 1479 допускается использование подвального помещения для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;
- в нарушение требований п.17(1) Постановления № 1479 руководитель организации не обеспечивает внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;
- в нарушение требований п.п. «б» п. 27 Постановления № 1479 на путях эвакуации допускается размещение мебели и иных предметов;
- в нарушение требований п. 48 Постановления № 1479 не организовано проведение проверок наружного водопровода противопожарного водоснабжения не реже 2 раз в год (весной и осенью), кроме того отсутствуют указатели направления движения со светоотражающей поверхностью к источникам противопожарного водоснабжения, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- в нарушение требований п. 60 Постановления № 1479 в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты не ведется учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей;
- в нарушение требований п. 84 Постановления № 1479 в комнатах, где располагаются постояльцы отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре;
- в нарушение требований п. 9.10. Санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий и сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 (далее - СП 2.1.3678-20) в комнатах в № 11, № 12 находилось по 4 человека;
- в нарушение требований ст.ст. 11, 32 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ), п. 2.3 СП 2.1.3678-20 отсутствует программа производственного лабораторного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов качество воды, используемой в хозяйственно-питьевых, производственных, бытовых целях, для соблюдения правил личной гигиены, мытья посуды и оборудования;
- в нарушение требований ст. 24 Закона № 52-ФЗ, п. 2.4 СП 2.1.3678-20 потолочное покрытие в коридоре имеет дефекты и повреждения.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения заместителем прокурора г. Геленджика дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Обжалуемым постановлением главного государственного инспектора г. Геленджика по пожарному надзору от 11.08.2023 ООО «Забота» признано виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства и дела, и вина ООО «Забота» подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.07.2023, решением о проведении проверки от 03.07.2023, информацией Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 06.07.2023, объяснениями генерального директора ООО «Забота» Павлова А.В.
При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка деянию Общества, правильно квалифицированному по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае у ООО «Забота» имелась возможность для соблюдения законодательства в области пожарной безопасности, за нарушение которого частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем Общество обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы об устранении нарушений к моменту возбуждения дела об административном правонарушении отмену состоявшегося постановления не влекут, поскольку данные нарушения имели место в момент обнаружения, образуя событие административного правонарушения.
Ссылка подателя жалобы на то, что он не является субъектом правонарушения, так как объекты недвижимости, в отношении которых была проведена проверка, не принадлежат ему на праве собственности, не принимается судом.
Субъектами ответственности за нарушение правил пожарной безопасности могут быть как собственники имущества, так и лица, владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся имуществом.
Как установлено судом, объект, расположенный по адресу: г. Геленджик, ул. Серафимовича, 38, в отношении которого проводилась проверка, используется обществом для своей деятельности (предоставление услуг социального обслуживания).
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Между тем необходимо учесть, что санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
С учетом установленных при рассмотрении настоящей жалобы обстоятельств, прихожу к выводу, что характер совершенного Обществом административного правонарушения, обстоятельства совершенного административного правонарушения, совершение правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принятие мер к устранению нарушений и иные обстоятельства, не свидетельствуют о наличии в рассматриваемом случае такой существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которые вызывали бы необходимость применения такого сурового наказания, как административный штраф. Кроме того, учитывая небольшой период времени, прошедший с момента заключения договора аренды - 01.06.2023 до обнаружения административного правонарушения - 04.07.2023, полагаю, что имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания и замене административного штрафа в размере 300 000 рублей на предупреждение.
Данное наказание в полной мере отвечает целям административного наказания и требованиям справедливости.
В остальной части указанное постановление должностного лица подлежит оставлению без изменения как соответствующее нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление главного государственного инспектора г. Геленджика по пожарному надзору № 21/72 от 11 августа 2023 года о привлечении ООО «Забота» к административной ответственности, за нарушение ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить: административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей заменить на предупреждение. В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу законного представителя ООО «Забота» удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья: