Дело № 2-540/2022
УИД: 23RS0049-01-2022-000841-29
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Тбилисская 23 июня 2022 года
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Гулова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Беликовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района о признании бездействия администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района в части не утверждения порядка проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организации входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином, а также в части не принятия мер, направленных на приведение муниципальных нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством, незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
В Тбилисский районный суд обратился прокурор Тбилисского района с иском к администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района о признании бездействия администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района незаконным, в котором просит суд признать бездействие администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района, в части не утверждения порядка проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином, а также в части не принятия мер, направленных на приведение муниципальных нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством, незаконным; обязать администрацию Ловлинского сельского поселения Тбилисского района устранить выявленные в ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки нарушения, в части не принятия соответствующих нормативных правовых актов, а также не внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере муниципальной службы.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Тбилисского района проведена проверка в части соответствия муниципальных актов действующему законодательству в сфере муниципальной службы и противодействии коррупции, по результатам которой выявлены нарушения. администрацией своевременно не приняты меры, направленные на приведение муниципальных нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством, соответствующие нормативные акты о внесении изменений и дополнений не разработаны, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не поступали. До настоящего времени не утверждены: порядок проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином. 15.04.2022 в адрес администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Согласно поступившему в прокуратуру района ответу администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района от 11.05.2022 выявленные в ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки нарушения, до настоящего времени, не устранены, нормативные правовые акты не приняты. По мнению истца, отсутствие нормативного регулирования в указанной сфере способствует коррупционным проявлениям, в связи с чем выявленные нарушения подлежат незамедлительному устранению и недопущению впредь. Изложенное стало возможным в результате бездействия и ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками администрации, ответственными за разработку муниципальных правовых актов, а также в результате отсутствия должного контроля за подчиненными сотрудниками со стороны непосредственного руководства. В связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Помощник прокурора Тбилисского района в судебное заседание не явился, но был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу. Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства и вынести заочное решение.
Суд, исследовав письменные доказательства, считает, что гражданское дело подлежит рассмотрению в порядке заочного судопроизводства и исковые требования прокурора Тбилисского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Пунктом 2 ст. 19 Конституции РФ установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 6 Закона № 273-ФЗ одной из мер профилактики коррупции является предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан сообщать в письменной форме представителю нанимателя (работодателю) о прекращении гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, в день, когда муниципальному служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации либо гражданства (подданства) иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, а ч. 1 ст. 12 дополнена п. 9.1, обязывающим муниципального служащего сообщать в письменной форме представителю нанимателя (работодателю) о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда муниципальному служащему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
Перечень ограничений, связанных с муниципальной службой, установленный ст. 13 Закона № 25-ФЗ, дополнен запретом на наличие вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона № 25-ФЗ).
Из перечня оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим исключены положения, связанные с прекращением гражданства (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 25-ФЗ).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Законом Краснодарского края от 30.04.2021 № 4457-КЗ «О регулировании вопросов, связанных с представлением уведомления о наличии цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых прав, цифровой валюты» определен перечень лиц, обязанных представлять в период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) по форме, утвержденной Указом № 778. К такой категории лиц отнесены, в том числе, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, не предусмотренные перечнями должностей, при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и претендующие на замещение должностей муниципальной службы, предусмотренных этими перечнями (ст. 2 Закона края от 30.04.2021 № 4457-КЗ).
Указанное уведомление предоставляется по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения соответствующей должности (ст. 3 Закона края от 30.04.2021 № 4457-КЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, что администрацией своевременно не приняты меры, направленные на приведение муниципальных нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством, соответствующие нормативные акты о внесении изменений и дополнений не разработаны, в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не поступали.
В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с гг п. «б, в» п. 2 ч. 1 ст. 1, 13 Закона № 273-Ф3 противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Коррупцией является злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Граждане Российской Федерации за совершение коррупционных правонарушений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Закона № 131) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 12 Закона 273-ФЗ дополнена частью шестой, в которой закреплены требования о проверке соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что администрацией Ловлинского сельского поселения Тбилисского района не утверждены порядок проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора с таким гражданином, данный факт не оспаривается ответчиком, что отражено в ответе главы администрации Ловлинского сельского поселения, в котором указано, что в настоящее время рассматривается вопрос о приведении муниципальных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что выявленные в ходе проведенной прокуратурой Тбилисского района проверки, возникли в результате бездействия и ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками администрации, ответственными за разработку муниципальных правовых актов, а также в результате отсутствия должного контроля за подчиненными сотрудниками со стороны непосредственного руководства, в связи с чем требования прокурора
о признании бездействия администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
ЗАОЧНО РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района о признании бездействия администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района в части не утверждения порядка проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организации входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином, а также в части не принятия мер, направленных на приведение муниципальных нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством, незаконным – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ловлинского сельского поселения Тбилисского района, в части не утверждения порядка проверки соблюдения гражданином, замещавшим должность муниципальной службы, запрета на замещение на условиях трудового договора должности и (или) на выполнение работ (оказание услуг) в организации на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или гражданско-правового договора с таким гражданином, а также в части не принятия мер, направленных на приведение муниципальных нормативных правовых актов в сфере муниципальной службы в соответствие с действующим законодательством, незаконным.
Обязать администрацию Ловлинского сельского поселения Тбилисского района устранить выявленные в ходе ранее проведенной прокуратурой района проверки нарушения, в части не принятия соответствующих нормативных правовых актов, а также не внесения изменений в нормативные правовые акты в сфере муниципальной службы.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: /подпись/
Подлинник заочного решения суда находится в материалах гражданского дела № 2-540/2022.