Дело 2-257/2023
УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2023 года
Кировский районный суд города Перми в составе председательствующего судьи Селиверстовой О.Ю., при секретаре Королько Л.И.,
с участием истца Вакиной Л.П., представителя истца Плотниковой О.А., представителя ответчика Сидоровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Вакиной Л.П. к Акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» о возложении обязанности, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Истец Вакина Л.П. обратилась в суд с иском к АО «Газпром газораспределение Пермь» о возложении обязанности в срок, установленный судом, выполнить работы по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по <адрес>, к сети газораспределения; взыскании неустойки за нарушение срока выполнения работ, оказания услуги в размере 283 500 рублей; компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей; штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также расходов на оплату услуг по составлению искового заявления в размере 5 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства.
10 ноября 2021 года между истцом и АО «Газпром газораспределение Пермь» заключен договор № о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства заявителей 1 категории к сети газораспределения, с максимальным расходом газа, не превышающем 5 куб. метров в час.
По условиям договора ответчик обязался осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства – нежилого здания к сети газораспределения, принадлежащей ответчику на праве собственности или ином законном основании, или к технологически связанными с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с учетом максимальной нагрузки (часовым расходам газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях. Истец обязался обеспечить готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу<адрес> и оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению), а единый оператор газификации или региональный оператор газификации – обеспечить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составил 135 дней со дня заключения настоящего договора.
По условиям договора плата за подключение (технологическое присоединение) составила 50 000 рублей и ее внесение истцом должно было осуществляться в следующем порядке:
- 50 % платы (25 000 рублей) в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора;
- 35 % платы (17 500 рублей) в течение 11 дней со дня выполнения исполнителем обязательств, предусмотренных пп. «а» п. 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в объеме, определенном договором;
- 15% платы (7 500 рублей) в течение 11 дней со дня подписания акта о подключении.
30 ноября 2021 года истцом была внесена плата за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения в размере 25 000 рублей.
В установленный договором срок – 135 дней с момента подписания договора услуга по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения не была выполнена ответчиком. Срок исполнения договора истек 25 марта 2022 года.
08 апреля 2022 года истцом было написано заявление о расторжении настоящего договора. Однако целью написания данного заявления было не фактическое расторжение договора, а намерение заключить новый договор, поскольку сотрудники офиса АО «Газпром газораспределение Пермь» пояснили истцу, что произошло изменение точки присоединения, в связи с чем необходимо расторгнуть настоящий договор и заключить новый. Данными действиями сотрудники АО «Газпром газораспределение Пермь» ввели истца в заблуждение, поскольку заявление о расторжении договора истцом было написано, а новый договор заключен не был.
В соответствии с условиями договора он может быть расторгнут или изменен по соглашению сторон, оформленному в письменной форме, по решению суда, либо в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При написании заявления о расторжении договора соглашение истцом не подписывалось.
Учитывая, что фактически истец не намеревалась расторгать договор, ее целью было исполнение договора, а работы по подключению (технологическому присоединению) не проводились, 25 апреля 2022 года (ответчиком получено 26 апреля 2022 года) истец обратилась к ответчику с требованием в 15-дневный срок выполнить условия договора по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения, однако требования ответчиком не исполнены.
На дату предъявления иска просрочка исполнения договора составляет 159 дней.
Неустойка за нарушение срока выполнения работы по договору от 10 ноября 2021 года № в соответствии с положениями Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) составляет 283 500 рублей.
Действиями ответчика истцу причинен моральный вред в размере 100 000 рублей.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию штраф и судебные расходы, связанные с оплатой услуг по составлению искового заявления в размере 5 000 рублей.
Истец Вакина Л.П., ее представитель Плотникова О.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам искового заявления. Дополнительно пояснили, что с момента заключения договора до подписания истцом заявления о расторжении договора, какие-либо действия по договору ответчиком не производились. Истцу пояснили, что до ее участка сеть газораспределения ответчик проводить не будет, только до границ СНТ, что делать дальше она не знала. Истцу было предложено перезаключить договор, в связи с чем она написала заявление о расторжении договора, при написании заявления ей о последствиях ничего не разъясняли. О том, что по договору ответчиком была произведена топографическая съемка истцу стало известно только 18 апреля 2022 года. Когда договор был передан ответчику с подписью не помнит. Сеть газораспределения по ее участку не проведена.
Представитель ответчика АО «Газпром газораспределение Пермь» Сидорова Н.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам письменных возражений (л.д. 40-47, 75-78), согласно которым 26 ноября 2021 года в адрес ответчика поступил подписанный экземпляр договора от Вакиной Л.П.. в связи с чем срок осуществления мероприятий по договору истекал 10 апреля 2022 года (135 дней), что соответствует Правилам подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 года № 1547 (далее – Правила
№ 1547). 08 апреля 2022 года от истца поступило заявление о расторжении договора, в связи с чем дальнейшие работы со стороны исполнителя были прекращены. В данном случае истец выразил свое волеизъявление и в одностороннем порядке отказался от исполнения договора. Предусмотренный положениями Гражданского законодательства РФ порядок прекращения договора в связи с односторонним отказом одной из сторон от его исполнения не требует составления каких-либо двусторонних документов (в том числе, соглашения о расторжении договора), и предполагает, что если иное не предусмотрено законом либо договором, момент прекращения договора в этом случае совпадает с моментом получения его стороной соответствующего уведомления от контрагента. Доводы о введении истца в заблуждение с просьбой о написании заявления о расторжении договора и заключении нового договора не соответствуют фактическим обстоятельствам дела: в адрес ответчика от истца не поступало заявки о заключении нового договора о подключении (технологическом присоединении) ОКС к сети газопотребления. Кроме того, ответчик не согласен с размером рассчитанной истцом неустойки, поскольку она произведена истцом в соответствии с положениями Закон № 2300-1, тогда как Правилами № 1547 установлен иной порядок начисления неустойки. Истцом не доказан какой именно моральный вред ему нанесен - конкретные физические и нравственные страдания, понесенные истцом, и каким образом данные страдания и переживания связаны с деятельностью ответчика. Также истцом не доказан факт несения расходов на составление искового заявления.
Представитель третьего лица ООО «Газпром газификация» в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения, в которых выражает несогласие с заявленными исковыми требованиями, подтверждая позицию ответчика.
Суд, заслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно статье 450.1 ГК Российской Федерации предоставленное данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1).В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказдопускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
В судебном заседании установлено, что Вакиной Л.П. принадлежат на праве собственности: с 16 ноября 2012 года земельный участок, площадью 1 260 кв. м, расположенный по адресу<адрес>; с 04 февраля 2016 года нежилое здание - дом, расположенный по адресу<адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 20 февраля 2019 года, от 28 февраля 2019 года (л.д. 93-97).
10 ноября 2021 года между АО «Газпром газораспределение Пермь», Вакиной Л.П., ООО «Газпром газификация» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства заявителей 1 категории к сети газораспределения, с максимальным расходом газа, не превышающем 5 куб. метров в час
№, в соответствии с условиями которого исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства – нежилое здание к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или ином законном основании, или к технологически связанными с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента с учетом максимальной нагрузки газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях, заявитель обязуется обеспечить готовность сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу№, и оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению), а единый оператор газификации или региональный оператор газификации обеспечить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения. Срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 135 дней со дня заключения настоящего договора. Плата за подключение (технологическое присоединение) составляет 50 000 рублей и вносится заявителем в следующем порядке:
- 50 % платы (25 000 рублей) в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора;
- 35 % платы (17 500 рублей) в течение 11 дней со дня выполнения исполнителем обязательств, предусмотренных пп. «а» п. 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения в объеме, определенном договором;
- 15% платы (7 500 рублей) в течение 11 дней со дня подписания акта о подключении (л.д. 9-12, 51-57, 81-84, 98-101, 104-107).
Исполнителем выданы технические условия (л.д. 14-16, 58-59, 85-87, 102-103).
30 ноября 2021 года Вакиной Л.П. осуществлена оплата по договору
№ в размере 25 000 рублей (л.д. 17).
08 апреля 2022 года от Вакиной Л.П. ответчику поступило заявление о расторжении договора от 10 ноября 2021 года № по <адрес> (л.д. 63, 79).
26 апреля 2022 года от Вакиной Л.П. в АО «Газпром газораспределение Пермь» поступила претензия, в которой заявитель указывает на невыполнение обязательств, предусмотренных договором, введение сотрудниками ответчика в заблуждение 08 апреля 2022 года при написании заявления на расторжение договора в связи с изменением точки присоединения, так как 14 апреля 2022 года должен был быть произведен пуск газа в пределах границ ее земельного участка (л.д. 18, 71-71, 80).
06 мая 2022 года АО «Газпром газораспределение Пермь» в адрес Вакиной Л.П. направлен ответ на претензию, где указано договор подключения является прекратившим свое действие с момента поступления уведомления о его расторжении, а именно – с 08 апреля 2022 года, соответственно, права и обязанности являются также прекратившимися. Для соблюдения письменной формы расторжения договора подключения и осуществления возврата уплаченных денежных средств, в приложении к ответу направлено соглашение о расторжении договора (л.д. 19-20, 65-67, 88-89). Соглашение о расторжении договора истцом не подписано.
Согласно скриншоту программы Газоснабжение, 26 ноября 2021 года в адрес ответчика поступил подписанный экземпляр договора от заявителя
№.
Истцом в материалы дела также представлены договоры о присоединении (технологическом присоединении), заключенные АО «Газпром газораспределение Пермь» с Ч., С. (л.д. 98-107).
Допрошенные по делу в судебном заседании свидетели пояснили следующее:
- Ч. – с 2016 года является соседом истца по земельному участку в СНТ. В 2021 году от председателя СНТ узнал, что проводят газ, решил тоже провести, подал заявку в январе 2022 года. Весной позвонили, сказали, что готовы заключить договор. По договору точка предоставлялась бесплатно от трубы Анны Соловьевой. Разговаривал с мужем истца о том, что Газпром ничего не делает по договору, а сроки уже заканчиваются, сам подключение не производил, потому что ему не были указаны конкретные суммы оплаты.
- С. – председатель СНТ «Стимул», истца знает как соседку по земельному участку. Истец говорила ей о том, что ей звонят с Газпрома, просят расторгнуть договор, чтобы заключить новый. Далее ее убедили написать заявление о расторжении договора, в настоящее время газа у нее нет.
Проанализировав изложенное в совокупности суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований поскольку
Между истцом и ответчиком был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) №, в соответствии с п. 49 Правил № 1457 и п. 32 договора Ю он считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении, в рассматриваемом случае - 26 ноября 2021 года, иной срок в ходе рассмотрения дела не установлен, истцом 08 апреля 2022 года, до окончания срока наступления исполнения ответчиком обязательств, подано заявление о расторжении договора, Вакина Л.П. воспользовалась своим правом и отказалась в одностороннем порядке от исполнения обязательств по договору, в связи с чем договор № прекратил свое действие. Отсутствие двустороннего письменного соглашения о расторжении договора в силу положений п. 29 Договора не может являться основанием полагать, что он продолжает свое действие.
Доказательства введения истца ответчиком в заблуждение при написании заявления о расторжении договора в материалах дела отсутствует, истец самостоятельно выразил свою волю, направленную именно на расторжение договора. Истцом не представлено доказательств, что ею были исполнены обязательства, предусмотренные договором о подготовке сети газораспределения с подключенным газоиспользующим оборудованием (п. 10 технических условий), что также дает основание полагать, что истец имела намерение расторгнуть договор, учитывая дату написания заявления о расторжении договора и окончания срока его действия (через 2 дня после написания заявления).
В силу пункта 2 статьи 450.1, пункта 2 статьи 453 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательств
Из существа спорного договора следует, что при обязательства сторон по договору могут быть прекращены в случае одностороннего отказа от него, вы связи с чем судом не установлено обстоятельств, дающих основание возложить на ответчика обязанность по исполнению условий прекращенного договора, а также гражданско-правовую ответственность за неисполнение условий договора в виде неустойки, компенсации морального вреда, штрафа. Оснований для возмещения истцу судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела также не имеет я, т.к. решение состоялось не в пользу истца ( с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Вакиной Л.П. к Акционерному обществу «Газпром газораспределение Пермь» (ИНН 5902183841) о возложении обязанности в срок, установленный судом, выполнить работы по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по <адрес>, к сети газораспределения, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, оставить без удовлетворения.
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Судья О.Ю. Селиверстова
Решение суда принято в окончательной форме 13 февраля 2023 года.