Дело № 2-5436/2023 22 сентября 2023 года
УИД 29RS0023-01-2023-004750-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Черняевой О.В.,
при секретаре Снытко П.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> и Ненецкому автономному округу о взыскании суммы дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> и Ненецкому автономному округу (далее – ФИО1 по <адрес> и Ненецкому автономному округу) о взыскании суммы дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, согласно заключенному служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службы в Межрайонной ИФНС ФИО1 ..... по <адрес>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон .....) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Межрайонная ИФНС ФИО1 ..... по <адрес> и Ненецкому автономному округу реорганизована путем присоединения к ФИО1 по <адрес> и Ненецкому автономному округу. ФИО1 компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения выплачена не в полном объеме, поскольку работодателем неправильно исчислены размер денежного содержания, так как в расчет среднего заработка не были включены средства материального стимулирования, которые выплачивались истцу в 2021-2022 г.<адрес> того, при увольнении ей не полностью выплачена компенсация за неиспользованный отпуск, которая рассчитана работодателем пропорционально отработанному времени, в то время как она имеет право на компенсацию из расчета 20,72 дня. В связи с этим у работодателя перед ней образовалась задолженность по выплате компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за неиспользованный отпуск. Просила взыскать с ФИО1 задолженность по указанным выплатам в общей сумме 108 524 руб. 78 коп. проценты за нарушение срока выплаты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического исполнения обязательства.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
ФИО1 по <адрес> и Ненецкому автономному округу о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, согласно представленному отзыву просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее также Федеральный закон .....).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право, в том числе, на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно положениям части 1 - 2, 5 и 10 ст. 50 Федерального закона ..... оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..... (далее - Правила).
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..... «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ....., а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ..... "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в налоговых органах. Приказом начальника Межрайонной ИФНС ФИО1 ..... по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ ......3-03/182 служебный контракт с истцом расторгнут в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В период службы соответствующими приказами ФИО1 истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС ФИО1 выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии (в 2021, 2022 годах), разовые премии ФИО1 также относились к средствам материального стимулирования.Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Северодвинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу ....., кроме того, указанным решением материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда включено в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем учтено при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсаций (4-х месячного денежного содержания) при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно ч. 3.1 ст. 37 указанного Федерального закона в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 37 указанного Федерального закона гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО «<адрес> центр занятости населения» принято решение о выплате истцу дополнительной компенсации за 5-й месяц со дня увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО «<адрес> центр занятости населения» принято решение о выплате истцу дополнительной компенсации за 6-й месяц со дня увольнения.
Вместе с тем, как указывает истец в исковом заявлении, произведенные ФИО1 выплаты материального стимулирования не были учтены при выплате дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, что привело к выплате таких компенсаций не в полном объеме.
С учетом изложенного, доводы ФИО1 об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных, суд приходит к выводу, что компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения произведена истцу ФИО1 не в полном объеме.
По расчетам истца размер недоплаты составляет 30 455 руб. 01 коп. за каждый месяц.
Стороной ФИО1 расчет признан арифметически верным, кроме того, исходя из указанной суммы истцу в рамках рассмотрения дела ..... произведена доплата 4-х месячного денежного содержания при увольнении.
Таким образом, проверив представленные расчеты, суд соглашается с расчетом истца.
С учетом изложенного с ФИО1 в пользу истца подлежит взысканию недоплата в общей сумме 60 910 руб. 02 коп. (из расчета по 30 455 руб. 01 коп. за пятый и шестой месяц).
Разрешая вопрос о размере подлежащей выплате истцу компенсации за неиспользованный отпуск, суд приходит к следующему.
При увольнении ФИО1 истцу произведена выплата компенсации из расчета 12,28 календарных дней. Истец полагает, что имеет право на выплату полной компенсации за последний рабочий год, в котором она отработала более 5 ? месяцев, что с учетом фактически использованного отпуска составляет 42 календарных дня.
В силу ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.
Порядок исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск, установлен статьей 121 ТК РФ.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Согласно пунктам 28 и 29 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР ДД.ММ.ГГГГ ....., при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.
Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие, в том числе, ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ (подпункт «а»).
Полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска.
При исчислении срока работы, дающего право на компенсацию, соответственно применяется раздел I настоящих Правил.
В силу п. 1 указанных Правил каждый работник, проработавший у данного нанимателя не менее 5 ? месяцев, имеет право получить очередной отпуск. Очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.
При этом абзацем пятым части второй ст. 137 ТК РФ регламентирована возможность удержаний из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
По смыслу указанных норм законодательства отпуска предоставляются работникам ежегодно, а возникновение права на отпуск (соответственно, и на компенсацию за неиспользованный отпуск) связано с рабочим годом, который исчисляется, начиная со дня трудоустройства у данного работодателя.
Из материалов дела следует и не оспаривается ФИО1, что общая продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков истца за полностью отработанный рабочий год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна была составлять 62 календарных дня, из которых ко дню увольнения истцом было использовано 29 календарных дней отпуска (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
В течение рабочего года с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отработал период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть 8 месяцев 06 дней, то есть более 5 ? месяцев.
Доказательств наличия у истца периодов, которые в силу закона не подлежат учету при исчислении стажа работы, дающего право на отпуск, ФИО1 в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку истец был уволен в связи с сокращением должности гражданской службы, проработав в течение последнего рабочего года не менее 5 ? месяцев, он имеет право на выплату при увольнении полной компенсации за неиспользованный отпуск за последний рабочий год с учетом фактически предоставленного отпуска за данный рабочий год.
На основании изложенного суд полагает, что истец вправе требовать выплаты компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 20,72 календарных дня (33 дня -12,28 дней), размер которой (с учетом фактически произведенной выплаты) согласно расчетам истца, которые не оспаривались ФИО1, составляет 47 614 руб. 76 коп.
В силу статей 207 – 209, 226 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем взыскивает невыплаченные истцу суммы без учета последующего удержания из них налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .....-П часть первая статьи 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации и постановлено, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование, предусмотренные частью первой статьи 236 ТК РФ проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
В соответствии с положениями частей 3.1 и 3.2 ст. 37 Федерального закона ....., компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, выплачиваемая представителем нанимателя государственного органа на основании решения органа службы занятости населения, относится к выплатам при увольнении, за задержку которых подлежит начислению компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что выплата компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения выплачены истцу не в полном размере, а также не в полном объеме выплачена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, имеет право на взыскание компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ, начисленной на невыплаченные суммы по день принятия решения суда, что составляет 12157 руб. 24 коп. согласно прилагаемому расчету.
Оснований для взыскания с ФИО1 указанной компенсации на будущее время (после принятия решения суда) суд не находит, поскольку в данной части права истца на день принятия решения суда не нарушены. При этом в силу ст. 236 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по начислению и выплате компенсации на невыплаченные в срок суммы за каждый день задержки по день фактического расчета включительно.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплат с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
От уплаты государственной пошлины истец и ФИО1 освобождены с учетом положений ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО2 (паспорт .....) к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901130440) о взыскании суммы дополнительной компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> и Ненецкому автономному округу в пользу ФИО2 компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 60 910 руб. 02 коп., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 47 614 руб. 76 коп., компенсацию за задержку выплат по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12157 руб. 24 коп., всего взыскать 120 682 (сто двадцать тысяч шестьсот восемьдесят два) руб. 02 коп.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению федеральной налоговой службы по <адрес> и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации за задержку выплат с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательств отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд <адрес>.
Председательствующий О.В. Черняева
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2023