Дело № 12-33/2022
РЕШЕНИЕ
г. Воркута 11 февраля 2022 г.
Судья Воркутинского городского суда Республики Коми Комиссарова Е.С., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Шакурова А.В., рассмотрев жалобу Шакурова Андрея Владимировича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Республике Коми Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Республике Коми Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 г. заместитель главного инженера по ТЭЦ-1 ООО «Воркутинские ТЭЦ» Шакуров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000,00 руб. (л.д. 7-14).
Не согласившись с указанным постановлением, Шакуров А.В. обратился в Воркутинский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить, указывая, что 19 марта 2021 г. ООО «Воркутинские ТЭЦ» направило в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу отчёт по объекту НВОС 87-0111-001373-П территория промышленной площадки (выбросы в атмосферный воздух), в раздел 3 которого была включена информация по объекту НВОС 87-0111-001154-П. Отчёт был представлен в установленный срок. Учитывая, что данное правонарушение совершено им впервые, отсутствует ущерб и угроза общественным отношениям и непосредственно гражданам, просит правонарушение признать малозначительным и прекратить производство по делу об административном правонарушении (л.д. 3-4, 38-39).
Шакуров А.В. при рассмотрении жалобы поддержал её по доводам, изложенным в ней, также указал, что отчёт по объекту должен был быть представлен до 25 марта 2021 г., между тем лицом, ответственным по природоохранной деятельности он был назначен 4 мая 2021 г., следовательно, указанное административное правонарушение не могло быть совершено им.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, для рассмотрения дела не явилось, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, представило отзыв на жалобу Шакурова А.В., в котором указало, что считает его доводы несостоятельными, поскольку в соответствии с действующим законодательством отчёт предоставляется по конкретному объекту НВОС, при этом форма отчёта не допускает его формирование и представление в уполномоченный орган исполнительной власти совместно для двух и более объектов НВОС. Исходя из особой значимости отношений в области охраны окружающей среды и природопользования, назначенное Шакурову А.В. административное наказание является справедливым и соразмерным содеянному. Совершённое правонарушение не носит характер исключительности, поскольку выявленные нарушения, посягают на охраняемые законодательством общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения права каждого человека на получение полной и достоверной экологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды (л.д. 35-36, 42-44).
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие должностного лица, вынесшего постановление.
Выслушав объяснения Шакурова А.В., ознакомившись с его жалобой, изучив отзыв должностного лица, вынесшего постановление, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Диспозицией ст. 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
По смыслу п.п. 1, 2, 4, 7 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля; требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчёта об организации и о результатах осуществления ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14 июня 2018 г. № 261.
Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» установлено, что программа производственного экологического контроля должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учётом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. Отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчётным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют отчёт в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Таким образом, юридическое лицо, осуществляющее деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору обязано представлять отчёт в отношении каждого объекта НВОС.
Приказом от 18 сентября 2019 г. № ЛС-1879 Шакуров А.В. переведён на должность заместителя главного инженера по ТЭЦ-1 ООО «Воркутинские ТЭЦ», осуществляет свои должностные обязанности в соответствии с Положением о производственных подразделениях ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 ООО «Воркутинские ТЭЦ», утверждённым 17 августа 2020 г.
На основании приказа технического директора ООО «Воркутинские ТЭЦ» от 4 мая 2021 г. № 089 «О назначении ответственных лиц по природоохранной деятельности» ответственным лицом за обеспечение охраны окружающей среды при эксплуатации производственных объектов, за производственный контроль соблюдения требований природоохранного законодательства по электростанции ТЭЦ-1 назначен Шакуров А.В.
Согласно п.п. 5.1.6 положения о Производственных подразделениях ООО «Воркутинские ТЭЦ» заместитель главного инженера обязан осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов, обращению с отходами в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства в области охраны санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обеспечивать соблюдение требований охраны труда, промышленной и пожарной и экологической безопасности.
В соответствии с п.п. 5.2.1 ч. 5.2 заместитель главного инженера ООО «Воркутинские ТЭЦ» несёт ответственность за соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, норм Коллективного договора и др.
По результатам внеплановой документарной проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду Электростанции ТЭЦ-1 - территория промышленной площадки, 87-0111-001154-П, категория риска -высокая, категория объекта - II, на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации выявлено отсутствие отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте НВОМ 87-0111-001154-П «Электростанция ТЭЦ-1 - территория промышленной площадки (сбросы в водный объект)».
Факт совершения заместителем главного инженера по ТЭЦ-1 ООО «Воркутинские ТЭЦ» Шакуровым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и вина в его совершении установлены на основании представленных доказательств: акта внеплановой выездной проверки от 19 октября 2021 г. № 0904-43Вн-А/104-0921, протокола об административном правонарушении от 29 ноября 2021 г. № 05-112/2021.
19 марта 2021 г. ООО «Воркутинские ТЭЦ» направило в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу отчёт об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на Электростанции ТЭЦ-1 - территория промышленной площадки за 2020 год, в разделе 3 которого, представлены сведения о результатах производственного контроля в области охраны и использования водных объектов, то есть представило отчёт по двум объектам (НВОС 87-0111-001154-П и НВОС 87-0111-001373-П) в установленный срок (до 25 марта 2021 г.), нарушив порядок его представления в части обязанности представить отчёт отдельно по каждому объекту НВОС (л.д. 15, 16-28).
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае, несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, допущенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Доказательств наличия реальной угрозы наступления неблагоприятных последствий материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Республике Коми Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении Шакурова А.В. подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Республике Коми Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от 14 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главного инженера по ТЭЦ-1 ООО «Воркутинские ТЭЦ» Шакурова Андрея Владимировича отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения, освободить Шакурова Андрея Владимировича от административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ и объявить ему устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С.Комиссарова