Материал №13-20/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 июня 2020 года п. Кетченеры
Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Манджиева С.А.,
при секретаре Бамбышеве Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭОС» о процессуальном правопреемстве,
установил:
ООО «ЭОС» обратилось с заявлением о процессуальном правопреемстве мотивируя тем, что 20.07.2016 судом был выдан исполнительный документ по делу № о взыскании с Шурбаева М.Н. задолженности по договору кредита № от 21.11.2012 в пользу ПАО «Сбербанк». 20.06.2019 между ООО «ЭОС» (далее Общество) и ПАО «Сбербанк» заключен договор уступки прав требований №ПЦП13-5/2, согласно которому право требования задолженности было уступлено Обществу.
Просит произвести замену стороны по гражданскому делу №2-377/2016, а именно ПАО «Сбербанк» заменить на ООО «ЭОС».
Представитель ООО «ЭОС» в суд не явился, в своем заявлении просит рассмотреть требование в его отсутствие.
Шурбаев М.Н. и представитель ПАО «Сбербанк России» в суд не явились, о рассмотрении заявления извещены в установленном порядке, о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные материалы, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Согласно ст. 388 ГПК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Как усматривается из материалов гражданского дела №2-377/2016, решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 20.07.2016 удовлетворены исковые требования ПАО «Сбербанк России» в лице Калмыцкого отделения №8579 к Шурбаеву М. Н. о взыскании задолженности по кредитному договору и расторжении кредитного договора.
Так, с Шурбаева М. Н. пользу ПАО «Сбербанк России» в лице Калмыцкого отделения №8579 взыскана сумма долга по кредитному договору № от 21.11.2012 по состоянию на 25.04.2016 в размере 314537,43 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 6345,37 рублей, расторгнут кредитный договор.
Указанное решение суда вступило в законную силу и ПАО «Сбербанк России» выдан исполнительный лист о взыскании с Шурбаева М.Н. задолженности по кредитному договору № от 21.11.2012.
В дальнейшем, согласно договору уступки прав (требований) №ПЦП13-5/2 от 20.06.2019 ПАО «Сбербанк России» передал все права требования по указанному кредитному договору с Шурбаевым М.Н. - ООО «ЭОС».
Сведений о том, что вышеуказанный договор уступки прав (требований) оспорен, признан недействительным, расторгнут, не имеется. Запрет на уступку прав (требований) кредитным договором, иными соглашениями не установлен.
Кроме того, взыскание задолженности по кредитному договору в рамках исполнительного производства не относится к числу банковских операций, поэтому не требует специальной лицензии на ее осуществление и не нарушает права физического лица - должников. Статус взыскателя в данном случае не имеет существенного значения для должника по кредитному договору. Решением суда порождены новые правоотношения взыскателя и должника, а обязательство перешло из кредитного, на которое ранее распространялись специальные условия договора и закона, в обычное финансовое обязательство, вытекающее из предписания суда о взыскании денежных средств, на которое распространяются иные нормы закона.
Таким образом, для перехода к другому лицу прав кредитора в данном случае не требуется согласие должника.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих проведению процессуального правопреемства, судом не установлено.
При таких обстоятельствах, требование о процессуальном правопреемстве следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 44, ст. 224-225 ГПК РФ, суд
определил:
заявление общества с ограниченной ответственностью «ЭОС» о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену стороны в правоотношении, установленном решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия №2-377/2016 от 20.07.2016 на основании договора уступки прав (требований) №ПЦП13-5/2 от 20.06.2019 с взыскателя ПАО «Сбербанк России» на взыскателя общество с ограниченной ответственностью «ЭОС».
Настоящее определение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение пятнадцати дней со дня его вынесения через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья Манджиев С.А.