Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-271/2022 ~ М-282/2022 от 19.08.2022

Дело № 2-271/2022

УИД 70RS0015-01-2022-000395-54

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 сентября 2022 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Иванниковой С.В.,

при секретаре Артюковой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования «Малиновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в лице администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной,

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное образование «Малиновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в лице администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению госимуществом в Кемеровской и Томской областях в котором просят признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Малиновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области на земельную долю, принадлежащую Р., признанную невостребованной, площадью 16,7 га, в праве общей долевой собственности в границах земельного участка расположенного по <адрес>

В обоснование требований указано, что на основании постановления Главы администрации Кожевниковского района от 16 января 2003 года №13 «О передаче сельскохозяйственных угодий в общую долевую собственность коллективу граждан совхоза <данные изъяты> последним были переданы в общую долевую собственность 3774,2 га сельскохозяйственных угодий, из них 3774,2 пашни, по 16,7 га (400 б/г) каждому. В соответствии с вышеуказанным постановлением Р., согласно приложению №1, было передано 16,7 га. Р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, на день смерти с последней никто не проживал. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, а также информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности, были опубликованы в газете <данные изъяты>, районной газете <данные изъяты>, размещены на официальном сайте муниципального образования «Малиновское сельское поселение» <данные изъяты> и на информационных стендах, расположенных на территории Малиновского сельского поселения. Письменных возражений о не включении вышеуказанной земельной доли в список невостребованных в администрацию Малиновского сельского поселения не поступило. Согласно Протоколу от 24 марта 2015 года №1, общее собрание участников долевой собственности на земельный участок, расположенный по <адрес> не состоялось в связи с неявкой граждан. Постановлением администрации Малиновского сельского поселения от 20 апреля 2015 года №35 утвержден список невостребованных земельных долей, находящихся долевой собственности, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым . В качестве невостребованных в том числе утверждены доли собственников, которые не распорядились ими в течение более трех лет подряд, а также доли собственников, в отношении которых имелись сведения об их смерти. Земельный участок с кадастровым номером расположен на территории Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области. Наличие невостребованных земельных долей на территории Малиновского сельского поселения нарушает права и интересы администрации Малиновского сельского поселения на пополнение доходной части бюджета за счет поступлений от уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, по сохранению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, препятствует обороту земель сельскохозяйственного назначения, а также начислению и уплате соответствующих налогов. Указанные нарушения прав и интересов администрации Малиновского сельского поселения подлежат устранению путем признания права собственности на указанную земельную долю.

Истец – МО «Малиновское сельское поселение» в лице администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Ответчик - Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, о причинах неявки не известил, возражений против удовлетворения заявленных требований не представлено.

Третье лицо – нотариус Кожевниковского района Томской области С., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Определив на основании ст.167 ГПК РФ о рассмотрении искового заявления в отсутствие представителей истца и ответчика, третьего лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей на момент утверждения списка невостребованных земельных долей, основанием для государственной регистрации права собственности гражданина являлись, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» в 1992-1993 гг. в Российской Федерации была осуществлена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом. Колхозам и совхозам предписывалось до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использовавшим землю на праве бессрочного пользования - до 01 марта 1992 года предписано принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставный капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив. Решения по перераспределению земель принимались органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Местные администрации должны были обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14 января 1992 года были приняты Рекомендации «По реорганизации колхозов и совхозов», которые предусматривали способы использования имущественной и земельной долей их владельцами (п. 3.2 раздела 2): получить земельный участок и другие средства производства в размерах своих долей (но землю – не более предельной нормы) при выходе из хозяйства с целью ведения индивидуального производства; внести их в уставной капитал акционерного общества, если хозяйство или его часть в него реорганизуется; внести их в качестве вступительного пая в производственный кооператив (коллективное предприятие), если хозяйство или его часть в него реорганизуется; продать их целиком или частично другим владельцам долей; передать по наследству как имущество в рамках действующего законодательства.

В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 №1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было принято решение о выдаче каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Указанные нормы соответствуют п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которому права собственности на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами; п. 2 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, согласно которому гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в силу которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу п. 5 ст. 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 2 ст. 260 ГК РФ земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, определяются на основании закона и в установленном им порядке.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Положениями указанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», по этому основанию не могут быть признаны невостребованными земельными долями (п.1). Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.2).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п. 3 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года).

Согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В силу пункта 5 статьи 12.1 названного Федерального закона список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п.п. 6, 7 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года).

В силу пункта 8 статьи 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

В судебном заседании установлено, что постановлением Главы администрации Кожевниковского района Томской области №13 от 16 января 2003 года «О передаче сельскохозяйственных угодий в общую долевую собственность коллективу граждан совхоза <данные изъяты> были переданы в долевую собственность 3774,2 га сельскохозяйственных угодий, из них 3774,2 пашни, по 16,7 га (400 б/г) каждому (л.д.19).

Согласно Приложению №1 к вышеуказанному постановлению, Р. было передано 16,7 га (20 об.-21).

Р, умерла ДД.ММ.ГГГГ (справка о смерти №414 от 28 декабря 2020 года) (л.д.29-31).

Согласно справке администрации Малиновского сельского поселения от 02 февраля 2022 года, Р. на день смерти, наступившей 05 декабря 2005 года, проживала и состояла на регистрационном учете по <адрес>. Совместно с ней по указанному адресу на день смерти никто не проживал (л.д.28).

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года, списки лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, были опубликованы в газете <данные изъяты>, районной газете <данные изъяты>, размещены на официальном сайте в сети «Интернет» (л.д.23-24).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 14.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года, в районной газете «<данные изъяты> и газете «<данные изъяты> было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности 24 марта 2015 в 11.00 часов по <адрес>

Согласно Протоколу №1 от 24 марта 2015 года общее собрание собственников земельных долей – участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером признано несостоявшимся в силу ст. 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24 июля 2002 года. Повестка дня: утверждение списка невостребованных земельных долей (л.д.25).

Постановлением Главы администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области №35 от 20 апреля 2015 года утвержден список невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности с кадастровым номером , находящихся в границах земель бывшего совхоза «Светлый», согласно приложению. В приложении к указанному постановлению значится, в том числе, земельная доля Р. (л.д.26).

В соответствии с выпиской из ЕГРН, Р. на праве общей долевой собственности принадлежит земельная доля по <адрес>

Наследственное дело после умершей Р. не открывалось.

Предусмотренный специальным законом порядок признания земельных долей невостребованными (ст.12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года) администрацией Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области соблюден.

Возражения по поводу включения земельной доли, принадлежащей Р., в список невостребованных земельных долей, в соответствии с п.6 ст.12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года, в администрацию сельского поселения не поступали. Доказательства, подтверждающие принятие кем-либо наследства умершей Р., суду не представлены.

Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст.1158), имущество умершего считается выморочным.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432).

Поскольку предметом спора выступает выморочное имущество в виде невостребованной земельной доли, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях является надлежащим ответчиком по делу.

При изложенных обстоятельствах суд находит, что принадлежащая умершей Р. земельная доля законно и обоснованно признана невостребованной на основании п. 2 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года. Порядок признания земельной доли невостребованной, установленный п.п. 3-7 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года, администрацией Малиновского сельского поселения соблюден. Иск администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о признании права муниципальной собственности на эту земельную долю подлежит удовлетворению на основании п. 8 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление муниципального образования «Малиновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области в лице администрации Малиновского сельского поселения Кожевниковского района Томской области к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной, удовлетворить.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования «Малиновское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области на земельную долю, принадлежащую Р, признанную невостребованной, площадью 16,7 га, в праве общей долевой собственности в границах земельного участка, расположенного по <адрес>

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности в государственном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Иванникова

2-271/2022 ~ М-282/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Малиновского сельского поселения
Ответчики
МТУФА по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
Другие
Нотариус Кожевниковского района Синкина Оксана Юрьевна
Суд
Кожевниковский районный суд Томской области
Судья
Иванникова С.В.
Дело на сайте суда
kozhevnikovsky--tms.sudrf.ru
19.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2022Передача материалов судье
23.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2022Подготовка дела (собеседование)
08.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2022Дело оформлено
15.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее