Гражданское дело № 2-562/2024
УИД 48RS0004-01-2024-001003-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2024 года город Липецк
Левобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Коваль О.И.,
при секретаре Аксеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левобережного района г. Липецка, действующего в интересах Российской Федерации, о признании имущества бесхозяйным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Левобережного района г. Липецка, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением о признании бесхозяйным имуществом спиртосодержащей продукции в виде 10 стеклянных бутылок <данные изъяты> хранящихся в помещении № 14 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку, изъятых сотрудниками УМВД России по г. Липецку, просил передать данную спиртосодержащую продукцию в Межрегиональное управление Росалкогольтабакконтроля по Центральному федеральному округу для решения вопроса о ее уничтожении или переработке. В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что прокуратурой Левобережного района г. Липецка проведена проверка законности действий по уничтожению изъятой из оборота алкогольной продукции, в ходе которой установлено, что 11.02.2019 года сотрудниками УМВД России по г. Липецку в рамках проверки соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции в кафе «Хорошее заведение», расположенном по адресу: <адрес> вскрыты факты продажи алкогольной продукции с грубыми нарушениями действующего законодательства. Органами внутренних дел из незаконного оборота изъяты <данные изъяты> Указанная алкогольная продукция, согласно имеющимся в материалах дела сведениям, принадлежит Рягузовой Е.В., однако привлечь нарушителя к ответственности не представилось возможным. 21.03.2019 года старшим оперуполномоченным отдела № 5 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку ФИО7 вынесено определение об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 5 ст. 171.1 УК РФ, ч. 4 ст. 327.1 УК РФ. Названная изъятая алкогольная продукция в настоящее время находится на хранении в помещении № 14 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку. До настоящего времени в УМВД России по г. Липецку не поступали обращения (заявления) от лица, являющегося собственником поименованного имущества. Данные обстоятельства свидетельствуют об устранении собственников от владения, пользования и распоряжения имуществом и, следовательно, являются отказом от права собственности на вышеуказанное имущество, что указывает на признаки бесхозяйности данного имущества. Таким образом, изъятая спиртосодержащая продукция является бесхозяйной, в связи с чем подлежит обращению в собственность Российской Федерации и передаче в Росалкогольтабакконтроля по Центральному федеральному округу для решения вопроса о ее уничтожении или переработке.
В судебном заседании помощник прокурора Тарасова А.Н. заявление поддержала по доводам, изложенным в нем, и просила его удовлетворить.
Заинтересованное лицо Рягузова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежаще, о причине неявки суду не сообщила.
Представитель заинтересованного лица МРУ Росалкогольтабакконтроля по Центральному федеральному округу в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще, в заявлении, адресованном суду, полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению, изложив второй пункт просительной части в следующей редакции: «Направить изъятую спиртосодержащую продукцию на уничтожение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года № 1027».
Представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Липецку в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежаще, о причине неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения помощника прокурора Тарасовой А.Н., исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 225, 226 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
В силу п. 6 части 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, рассматриваются судом в порядке особого производства.
Согласно п. 1 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ч.2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению, суда (ч.3).
При этом право частной собственности, как вытекает из ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст.56 Конституции Российской Федерации не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, о чем неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Определения Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 года № 408-0-0, от 21.06.2011 года № 866-0-0, Постановления Конституционного Суда РФ от 20.05.1997 года № 8-П, от 16.07.2008 года № 9-П, от 31.01.20211 года № 1-П, от 25.04.2011 года № 6-П).
Судом установлено, что 11.02.2019 года в УМВД России по г. Липецку был зарегистрирован материал проверки КУСП № 7325 по факту реализации вино-водочной продукции в кафе «<данные изъяты> по адресу: <адрес>, без документов.
Из материалов дела следует, что 11.02.2019 года в ходе осмотра кафе «<данные изъяты> по адресу: <адрес>, сотрудниками УМВД России по г. Липецку были изъяты <данные изъяты>, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 11.02.2019 года.
20.02.2019 года ст. о/у отделения № 5 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку капитаном полиции ФИО8 поручено провести исследование изъятой 11.02.2019 года в ходе ОМП в кафе <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> вышеуказанной спиртосодержащей продукции.
Согласно выводам, содержащимся в справке об исследовании № 202 от 21.02.2019 года, в представленных на исследование бутылках <данные изъяты>
Постановлением ст. о/у отделения № 5 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку капитаном полиции ФИО9 от 21.03.2019 года отказано в возбуждении уголовного дела в отношении Рягузовой Е.Н. по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 171 УК РФ и ч. 4 ст. 327.1 УК РФ по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления.
Из справки ст. о/у отделения № 5 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку капитана полиции ФИО10 усматривается, что указанная спиртосодержащая продукция находится на хранении в помещении № 14 ОЭБ и ПК УМВД России по г. Липецку по адресу: г. Липецк. ул. Талалихина, д. 9.
Какие-либо данные о том, что с момента изъятия названной выше спиртосодержащей и алкогольной продукции кто-либо обращался с требованием о ее возврате, судом не установлены.
Учитывая, что собственники изъятой спиртосодержащей и алкогольной продукции не известны, указанные имеют признаки бесхозяйного имущества, суд приходит к выводу о том, что это имущество должно быть обращено в федеральную собственность.
В силу части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Поскольку перечисленное выше имущество было изъято 11.02.2019 года и до настоящего времени его собственник не известен, суд приходит к выводу о том, что указанное в заявлении имущество необходимо признать бесхозяйным.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без соответствующих лицензий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования; 2) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции; 3) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, являющиеся бесхозяйным имуществом; 4) сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции в случае, если они обнаружены в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; 5) основное технологическое оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если оно обнаружено в складских, производственных помещениях организации, а также на иных объектах, принадлежащих организации или используемых ею при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, при отсутствии лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности; не принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и находится на территориях складских, производственных помещений организации.
Изъятая спиртосодержащая продукция в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» подлежит вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац первый); порядок уничтожения по решению суда также определяется Правительством Российской Федерации (абзац второй). Полномочие по определению порядка вывоза и хранения вне мест изъятия изъятых или конфискованной спиртосодержащей продукции возложено на Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила вывоза и хранения вне места изъятия изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее - Правила вывоза и хранения № 1027), а также Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и (или) явившихся предметом административного правонарушения, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее – Правила уничтожения № 1027).
Согласно пунктам 1, 5.3.5(1), 5.3.5(3) Положения «О Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 154, Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, а также функции по контролю (надзору) в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Росалкогольтабакконтроль осуществляет организацию в установленном порядке уничтожения обращенных в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также организацию уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из незаконного оборота в установленном порядке или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и их учет; организацию в установленном порядке уничтожения изъятых в соответствии со статьей 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» из незаконного оборота или конфискованных сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции и их учет.
Пунктом 2 Правил уничтожения № 1027 предусмотрено, что уничтожение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции и (или) предметов осуществляется АО «Росспиртпром».
Согласно п. 3 и п. 4 Правил уничтожения № 1027 орган, уполномоченный на исполнение вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего уничтожение изъятой, конфискованной продукции и (или) предметов (далее - судебный акт), в течение 5 рабочих дней со дня поступления в указанный орган судебного акта направляет его копию в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, расположенный на наименьшем расстоянии от местонахождения продукции (далее - территориальный орган). В отношении продукции и (или) предметов, переданных на хранение в соответствии с пунктами 2 - 7 Правил вывоза и хранения № 1027, территориальный орган в течение 5 рабочих дней со дня получения копии судебного акта от органа, уполномоченного на исполнение судебного акта, направляет организации любым доступным способом (факсимильная связь, электронная почта) заявку об уничтожении продукции и (или) предметов и одновременно направляет на бумажном носителе указанную заявку с приложением копии судебного акта. В заявке с учетом предусмотренного пунктом 5 Правил вывоза и хранения акта приема-передачи указываются в отношении подлежащих уничтожению продукции и (или) предметов наименование каждого вида или группы однородных видов продукции и (или) предметов, описание внешнего вида продукции и (или) предметов, описание отличительных признаков продукции и (или) предметов (количество (объем) и другие характеристики), номер и дата судебного акта, предусматривающего уничтожение продукции и (или) предметов, а также способы уничтожения продукции и (или) предметов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что уничтожение изъятой алкогольной продукции осуществляет АО «Росспиртпром» на основании заявки Росалкогольтабакконтроля в лице его территориальных органов об уничтожении продукции и (или) предметов. Таким образом АО «Росспиртпром» не уполномочено самостоятельно решать вопрос об уничтожении или переработке изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, в связи с чем суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о передаче признанной настоящим решением спиртосодержащей жидкости бесхозяйным движимым имуществом в МРУ Росалкогольтабакконтроля по Центральному федеральному округу для решения вопроса о ее уничтожении или переработке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 293, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 11.02.2019 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ № 14 ░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.09.2015 ░░░░ № 1027.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 199 ░░░ ░░
░░░░░░░░░░░ 02.07.2024 ░░░░