Дело № 2-134/2023
УИД: 22RS0013-01-2022-005209-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2023 года город Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе судьи Елясовой А.Г., при секретаре Молофеевой А.Н.,
с участием представителя ответчика Попадьина Дмитрия Леонидовича – Попадьиной Татьяны Валерьевны, действующей на основании доверенности от 09.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Попадьину Дмитрию Леонидовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в Бийский городской суд с иском к Попадьину Д.Л., попросив суд взыскать с Попадьина Д.Л. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по лицевому счету №, образовавшуюся по состоянию на 16.05.2022, за период с 01.08.2019 по 30.06.2021 в размере 114 464,61 руб.; пеню, начисленную за период с 11.09.2019 по 16.05.2022 за несвоевременное и неполное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги, оказанные за период с 01.08.2019 по 30.06.2021, в размере 28 653,20 руб..
В обоснование заявленных требований истец указал, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖКС № 6 (г. Барнаул) филиала ФГБУ«ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании Приказа Инспекции строительства и жилищного надзора Алтайского края № 12-03/Л/502 от 31.07.2019 «О внесении изменений в приказ инспекции № 12-03/Л/619 от 18.08.2017 «О предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», договора управления многоквартирным домом № от 30.04.2019 (далее договор). В период управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, истцом открыт лицевой счет № на имя Попадьина Дмитрия Леонидовича, который является нанимателем жилого помещения (квартиры) № и проживал в период с 16.09.2013 по 30.06.2021 на основании договора найма служебного жилого помещения №е от 16.09.2013, что подтверждается актом проверки жилого помещения от 30.04.2022. Сведения о том, что ответчик выехал из жилого помещения у истца отсутствуют. В соответствии с договором управления истец оказывает коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства. За период проживания ответчика в жилом помещении истцом начислена плата за жилищно-коммунальные услуги за период с 11.09.2019 по 16.05.2022 в размере 114 464,61 руб.. До настоящего времени задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг ответчиком не погашена. Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными требованиями.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Попадьин Д.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Попадьина Т.В. исковые требования не признала, указав, что в период, указанный истцом ответчик и члены его семьи в квартире, расположенной <адрес>, не проживали, никогда в эту квартиру не вселялись и не использовали ее для проживания. В период военной службы ответчик проживал в арендованном жилом помещении. Однако плату за жилищно-коммунальные услуги ответчик вносил до увольнения с военной службы. Поскольку ответчик квартирой не пользовался, требования истца удовлетворению не подлежат.
Представители третьих лиц: войсковой части № 41659; ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации; ООО УК «ГУЖФ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ответчик Попадьин Д.Л. в должности прапорщика проходил военную службу в войсковой части 41659 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.191).
Приказом командующего 41 общевойсковой армией по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ № Попадьин Д.Л. уволен с военной службы из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в отставку по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией не годным к военной службе (подпункт «в» пункта1 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе») (л.д.193).
Приказом командира войсковой части 41659 № от ДД.ММ.ГГГГ Попадьин Д.Л. с ДД.ММ.ГГГГ признан сдавшим дела и должность, исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат города Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края (л.д.194).
В период прохождения службы в войсковой части 41659, расположенной в г. Алейске, Попадьину Д.Л. на состав семьи 2 человека: жена ФИО5, сын ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду Минобороны России приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и предоставлено 2-м отделом (г. Новосибирск) ФГКУ «Центральное регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» Попадьину Д.Л. и членам его семьи на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №с (л.д.46-47, 48-50, 224-231).
До 01.08.2019 жилые дома, расположенные на территории Алтайский край, г. Алейск, в/г №1, в том числе жилой <адрес>, находились в управлении ООО УК «ГУЖФ» (т. 2 л.д.16-17).
С 01.08.2019 на основании Протокола открытого конкурса по выбору управляющей компании от 12.04.2019 и приказа Инспекции строительства и жилищного надзора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом передан в управление истцу - ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации ( договор управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ – т.1 л.д.18-19; т.2 л.д.16-17).
В соответствии с актом проверки жилого помещения от 30.04.2022, составленной комиссией ПУ № 6/1 (г.Алейск) истец со своей супругой проживал в указанной квартире с 16.09.2013 по 30.06.2021 (т.1 л.д.17).
Истцом предъявлены требования о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.08.2019 по 30.06.2021 в сумме 114 464,61 руб., пени по состоянию на 16.05.2022 в сумме 28 653,20 руб..
Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующие обстоятельства.
В силу положений п.1 и подп.3 п. 2 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно п.1- п.3 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем) (п.1); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (п.2); плату за коммунальные услуги (п.3).
На основании п.п.1, 4 и 14 ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (п.1).
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (п.4).
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Следовательно, наниматель служебного жилого помещения несет обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, в данном случае, управляющей организации - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В соответствии с п.1.1. договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №с, заключенного между Министром обороны Российской Федерации в лице начальника 2 отдела ФГКУ «Центральное регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», именуемого наймодателем, и Попадьиным Д.Л., именуемым нанимателем, наймодатель обязался предоставить нанимателю на время прохождения военной службы в городе Алейске Алтайского края до 02.12.2013 в срочное возмездное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из одной комнаты, общей площадью, 32.2 кв.м, но не более срока контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 1.3 договора найма установлено, что жилое помещение передается нанимателю эксплуатирующей организацией по акту передачи.
На основании п.2.1.10. наниматель обязан освободить по окончании срока предоставления жилого помещения, указанного в договоре. При освобождении жилого помещения сдать по акту наймодателю жилое помещение (т. 1 л.д.15).
Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик и члены его семьи фактически не вселялись в служебную квартиру, на регистрационном учете по адресу <адрес>, никогда не состояли (выписка из домовой книги – т.1 л.д.184, адресная справка - т.1 л.д.162), а проживали в другом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на основании договоров аренды (л.д.170-171).
Сведения о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, передавалось по акту приема-передачи ответчику для вселения и проживания в жилом помещении также отсутствуют (л.д.223).
В то же время судом установлено, что до августа 2019 года ответчик производил оплату жилищно-коммунальных услуг, тем самым сохраняя за собой право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В силу положений ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Пунктом 3 ст.104 ЖК РФ предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно п.1 ст.102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Таким образом, с момента исключения ответчика из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения, то есть с 05.09.2019, договор найма служебного жилого помещения прекращен в связи с окончанием военной службы.
Доказательства фактического проживания ответчика в служебном жилом помещении после увольнения с военной службы, истцом суду не представлены.
При этом к акту проверки жилого помещения от 30.04.2022, составленного комиссией ПУ №6/1 (г. Алейск) (т.1 л.д.17), суд относится критически, поскольку допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей члены комиссии Попов Е.А. и Кузнецова С.Ю. показали, что фактическое проживание ответчика и членов его семьи в квартире они не устанавливали, а составили данный акт на основании имеющихся у них документов (договора найма служебного жилого помещения).
Более того, данный акт опровергается показаниями свидетелей Алпатовой Н.М., Поповой Н.Н., Поповой Т.А. (т.2 л.д.29-31), пояснивших в судебном заседании, что ответчик фактически проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, с мая 2019 года.
Следовательно, с момента прекращения договора найма служебного жилого помещения, то есть с 05.09.2019, в отсутствие доказательств фактического проживания ответчика и членов его семьи в служебном жилом помещении в период с 06.09.2019 по 30.06.2021 и пользования ими коммунальными услугами, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании платы за жилищно-коммунальные услуги за указанный период.
Вместе с тем требования истца о взыскании платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.08.2019 по 05.09.2019 суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку до момента увольнения ответчика с военной службы договор найма служебного жилого помещения являлся действующим, а право пользования ответчика жилым помещением не утраченным, что подтверждается обходным листом (т.2 л.д.2).
Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.08.2019 по 05.09.2019 составит 5 239,46 руб. (за август 2019: 4 490,97 руб.; за сентябрь 2019: 4 490,97 руб. : 30 дн. х 5 дн. = 748.49 руб.).
Кроме того, истцом также начислена пеня за несвоевременное исполнение обязательств по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, которая за период с 11.09.2019 по 16.05.2022 составила: 1 698,70 руб. (за август 2019: 1 465,67 руб. + за сентябрь 2019: 1 398,21 руб. : 30 дн. х 5 дн. = 233,03 руб.).
Статья 330 ГК РФ признает неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 24 марта 2016 года "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п. п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).
Конституционный Суд РФ в своем определении от 25.01.2012 № 203-О-О указал на то, что ст.333 ГК РФ в части, закрепляющей право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что согласуется с положением статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Принимая во внимание период просрочки и значительный размер заявленной к взысканию неустойки, учитывая, что ответчик является инвалидом 3 группы (заболевание получено в период военной службы – л.д.144), на его иждивении находится малолетний ребенок, в пользу которого он уплачивает алименты (т.1 л.д.196), а также учитывая требования разумности, справедливости и соразмерности, в силу положений ст.333 ГК РФ суд находит сумму начисленной неустойки явно завышенной и несоразмерной последствиям нарушения обязательств, в связи с чем, считает необходимым уменьшить сумму неустойки до 100,00 руб..
Взыскание неустойки в большем размере будет противоречить правовым принципам обеспечения восстановления нарушенного права и соразмерности ответственности правонарушению.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 5 239,46 руб., пеня за период с 11.09.2019 по 16.05.2022 в сумме 100,00 руб..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК PФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Взыскать с Попадьина Дмитрия Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> <адрес> (СНИЛС:№) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН:1027700430889; ИНН: 7729314745) задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.08.2019 по 05.09.2019 в сумме 5 239,46 руб., пеню за период с 11.09.2019 по 16.05.2022 в сумме 100,00 руб..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.Г. Елясова