Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тулун 1 февраля 2024 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-184/2024 (УИД 38RS0023-01-2023-002831-25) по иску МУ «Администрация города Тулуна» к Кузнецовой Екатерине Владиславовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 .......р., ФИО3 .......р., ФИО4 .......р., об обязании очистить земельный участок, и вывезти строительный и бытовой мусор,
У С Т А Н О В И Л:
Истец МУ «Администрация ......» обратилась в суд с иском к ответчику Кузнецовой Екатерине ......, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 ...... ФИО3 .......р., ФИО4 ...... с требованием об обязании очистить земельный участок от строительного и бытового мусора, расположенный по адресу: ****, указав в обоснование, что ответчикам на праве собственности принадлежит дом, расположенный на земельном участке, по адресу: ****. Дом ответчиков непригоден для проживания, что подтверждается постановлением МУ «Администрация города Тулун» от 24.07.2019 №2203. В ходе проверки на земельном участке по адресу: **** установлено, что жилой дом фактически разрушен, земельный участок захламлен строительным и бытовым мусором, имеются остатки разрушенных хозяйственных построек. Территория земельного участка заросла кустарниками и травой. Истец указывает на то, что собственниками жилого дома, который располагался на спорном земельном участке не предприняты необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе не проведены мероприятия по утилизации и вывозу строительного мусора, что может привести к крупному ландшафтному пожару, а также послужить причиной распространения огня на соседние здания и сооружения, что в свою очередь несет угрозу возникновения крупного техногенного пожара, влекущего возникновение чрезвычайной ситуации муниципального уровня. Просит суд обязать Кузнецову Екатерину Владиславовну, действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 .......р., ФИО3 .......р., ФИО4 ......., очистить земельный участок по адресу: ****, вывезти строительный и бытовой мусор.
В судебное заседание представитель истца МУ «Администрация города Тулун» не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело без участия их представителя, на удовлетворении требований иска настаивают, против вынесения по делу заочного решения суда не возражают, о чем имеется письменное ходатайство.
В судебное заседание ответчик ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 .......р., **** ......., ФИО4 .......р., не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена судом надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, дополнительно указала, что обязуется очистить земельный участок от мусора, как только растает снег.
В судебное заседание представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, направили письменный отзыв на исковое заявление.
Суд с учетом требований ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства, уведомленных о времени и месте судебного заседания, судом надлежащим образом.
Суд, изучив исковое заявление, заявление ответчика, отзыв третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, пункт 2.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, пункт 3.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, пункт 4.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п.2 ст.10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абз.2); соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (абз.7); не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абз.8).
Согласно п.2 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения муниципального, городского округа, к которым в том числе относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа (п.п.10); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (п.п.11).
Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
В ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу части первой ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В соответствии с п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ст.211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Исходя из представленных по делу сторонами доказательств, выписок из ЕГРН, судом установлено, что собственниками объекта недвижимости - дома расположенного по адресу: ****, являются: ФИО1 .......р., в размере 5/12 в праве общей долевой собственности; ФИО3 .......р., в размере 5/12 в праве общей долевой собственности; ФИО1 .......р., в размере 1/12 в праве общей долевой собственности; Кузнецова Е.В. .......р. в размере 1/12 в праве общей долевой собственности.
Представленными по запросу суда сведениями из ЕГР ЗАГС установлено, что Кузнецова Е.В. .......р. является матерью несовершеннолетних ФИО1 .......р., ФИО3 .......р., ФИО1 ......
Постановлением МУ «Администрация города Тулуна» от 15.11.2019 №5114 «О внесении изменений в Постановление МУ «Администрация города Тулуна» от 29.06.2019 *** «Об утверждении зоны чрезвычайной ситуации» утверждена зона чрезвычайной ситуации, определен перечень улиц, номеров домов, квартир и земельных участков, попавших в зону чрезвычайной ситуации, согласно приложению, в котором указано: ****% дворов.
Суду предоставлено заключение межведомственной комиссии от 24.07.2019 №1133, в соответствии с которым межведомственная комиссия пришла к выводу о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ****, непригодным для проживания.
Постановлением МУ «Администрация города Тулуна» от 24.07.2019 №2203 жилое помещение по адресу: ****, признано непригодным для проживания.
Судом в судебном заседании установлено, что в связи с утратой жилого дома по адресу: ****, в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области – признанием соответствующим компетентным органом – Межведомственной комиссией непригодным для проживания указанного помещения, ответчики реализовали свое право по социальным выплатам, и взамен утраченного жилого помещения по адресу: ****, площадью 34,1 кв.м., с кадастровым номером 38:30:012202:493, приобрели в общую долевую собственность жилое помещение по адресу: ****, площадью 86,6 кв.м., с кадастровым номером 38:30:011201:1005. Факт реализации права на социальную гарантию и приобретение взамен утраченного в результате паводка жилья ответчиками подтверждается информацией Министерства 02-53-19213/23-14, а также выписками из ЕГРН.
Таким образом, конституционное право на жилище ответчика восстановлено путем реализации положений, регламентированных Постановлением Правительства Иркутской области от 29.06.2019 №519-пп «Об утверждении Порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как установлено судом, 01.11.2023 за исходящим №17356 МУ «Администрация города Тулуна» в адрес ответчиков направлено уведомление, о необходимости очистить земельный участок и вывезти строительный и бытовой мусор, расположенный по адресу: ****.
Суду предоставлены акты визуального осмотра объекта от 31.10.2023, 26.01.2024, согласно которым рабочая группа в составе главного специалиста отдела по жилью КУМИ, произвели осмотр земельного участка по адресу: ****. В ходе осмотра на участке, установлено наличие строительного мусора, остатки разрушенных хозяйственных построек. В подтверждение акта осмотра предоставлены фотографии земельного участка, принадлежащего ответчикам.
Кроме того, согласно отзыву на иск Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Тулуну, Тулунскому, и Куйтунскому районам и мотивированному представлению Инспектора ОНД и ПР по г.Тулуну, Тулунскому и Куйтунскому районам следует, что во исполнение задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом 31.01.2024 проведено выездное обследование земельного участка, расположенного по адресу: ****, в результате которого выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности: на земельном участке не произведена своевременная уборка мусора, (остатков строительных конструкций зданий и сооружений) и сухой растительности.
Невыполнение пользователями земельного участка, расположенного по адресу: ****, мероприятий по своевременной уборке мусора и покосу травы в случае возникновения пожара на данном земельном участке (доступ на который не ограничен для посторонних лиц) может привести к крупному ландшафтному пожару, а также послужить причиной распространения огня на соседние здания, сооружения, что в свою очередь несет угрозу возникновения крупного техногенного пожара, влекущего значительный материальный ущерб жилому сектору. В подтверждение, представлен протокол осмотра от 31.01.2024 земельного участка, расположенного по адресу: ****.
Таким образом, суд с учетом установленных юридически значимых обстоятельств по делу приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела земельный участок по адресу: ****, захламлен строительным и бытовым мусором.
В силу положений ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч.1 ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктом 2 ч.2 ст.13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ч.3 ст.76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Исследовав и оценив представленные истцом в обоснование своих требований доказательства, установив, что на земельном участке, на котором был расположен принадлежащий ответчикам дом, по адресу: ****, имеются остатки разрушенных хозяйственных построек, территория земельного участка захламлена строительным и бытовым мусором, не огорожена, имеется возможность беспрепятственного доступа неопределенного количества лиц, в том числе и несовершеннолетних детей, в связи с чем создает угрозу жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу об обязанности ответчиков очистить земельный участок и вывезти строительный и бытовой мусор.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования МУ «Администрация города Тулуна» к Кузнецовой Екатерине Владиславовне, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1 .......р., ФИО3 .......р., ФИО4 .......р., об обязании очистить земельный участок, и вывезти строительный и бытовой мусор – удовлетворить.
Обязать Кузнецову Екатерину Владиславовну, родившуюся ...... в ****, действующую в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 .......р., ФИО3 .......р., ФИО4 .......р., очистить земельный участок по адресу: ****, вывезти строительный и бытовой мусор.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья А.О. Мицкевич
Мотивированное решение суда составлено 08.02.2024
Судья А.О. Мицкевич