Дело № 2-145/2023
УИД 55RS0011-01-2023-000141-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Горьковское Омской области 13 апреля 2023 года
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., с участием прокурора Девочкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Краснополянская СОШ», комитету по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении на учреждение обязанности провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Краснополянская СОШ», комитету по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрации Горьковского муниципального района Омской области в обоснование которого указал, что прокуратурой района была проведена проверки в отношении общеобразовательного учреждения на предмет соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Краснополянская СОШ».
По итогам проверки установлено, что постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 11.02.2019 № 35 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Горьковского муниципального района Омской области (Далее - Постановление № 35).
Согласно Постановления № 35, на территории МБОУ «Краснополянская СОШ» по адресу: <адрес> расположена контейнерная площадка. Образовательным учреждением в 2022 году и истекшем периоде 2023 гола мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, в установленные СанПиН 2.1.3684-21 периоды не проводились.
Несмотря на внесенное прокурором в адрес учреждения представление, последнее оставлено без удовлетворения в виду отсутствия достаточного бюджетного финансирования для устранения выявленных нарушений.
С учетом уточненных требований, прокурор просил возложить на МБОУ «Краснополянская СОШ» обязанность провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения, а при недостаточности денежных средств у МБОУ «Краснополянская СОШ» обязать комитет по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрацию Горьковского муниципального района Омской области осуществить финансирование.
В судебном заседании прокурор Девочкина А.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представители ответчиков в судебном заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным, разрешить заявленный спор при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к компетенции образовательной организации и установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В силу положений статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в с соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Исходя из статьи 11 указанного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 8 СанПиН определено владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
Согласно Приложению № 1 к СанПиН, кратность дезинсекции контейнеров и контейнерной площадки составляет: при температуре плюс 4 °C и ниже - 1 раз в 30 дней, при температуре плюс 5 °C и выше - 1 раз в 10 дней. Кратность профилактических дератизационных работ составляет: при температуре плюс 4 °C и ниже - 1 раз в 3 месяца, при температуре плюс 5 °C и выше - ежемесячно. Кратность профилактических дезинсекционных работ (летом) составляет 2 раза в месяц.
В ходе проведенной прокуратурой Горьковского района проверки установлено, что постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 11.02.2019 № 35 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Горьковского муниципального района Омской области (Далее - Постановление № 35).
Согласно Постановления № 35, на территории МБОУ «Краснополянская СОШ» по адресу: <адрес> расположена контейнерная площадка. Образовательным учреждением в 2022 году и истекшем периоде 2023 гола мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, в установленные СанПиН 2.1.3684-21 периоды не проводились.
Несмотря на внесенное прокурором в адрес учреждения представление, последнее оставлено без удовлетворения в виду отсутствия достаточного бюджетного финансирования для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Учредителем общеобразовательной организации является администрация Горьковского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области.
Согласно Уставу, основными целями деятельности МБОУ «Краснополянская СОШ» является образовательная деятельность по общеобразовательной программе начального, общего, полного образования.
Подпунктами 5,6 пункта 2,2 Положения о Комитете по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области от 27.11.2014 № 1040 предусмотрено, что основными задачами Комитета по образованию, в том числе, являются организация, регулирование и контроль за финансово - экономической деятельностью подведомственных муниципальных организаций; создание необходимых условий для материально - технического обеспечения подведомственных муниципальных организаций.
При этом пунктом 1.9. Положения о Комитете по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, следует, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета Горьковского муниципального района Омской области, в том числе субвенций, представляемых из бюджета Омской области в установленном порядке.
Из положения о Комитете по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области видно, что Комитет не наделен бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в том числе по осуществлению планирования расходов бюджета.
Таким образом, указанные нарушения создают угрозу для несовершеннолетних обучающихся, работников общеобразовательной организации и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, поскольку не обеспечивают охрану их здоровья при реализации образовательных программ. Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся несовершеннолетних граждан.
Тем самым, изучив представленные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из следующего.
В силу положений ч. 2 ст. 333.20 НК РФ ВС РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание тот факт, что неисполнение ответчиком перечисленных выше норм в области санитарно-эпидемиологического законодательства связано с материальными затруднениями, суд приходит к выводу об отсутствии у общеобразовательного учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, в связи с чем, полагает возможным освободить учреждение от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Краснополянская СОШ», комитету по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении на учреждение обязанности провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения удовлетворить.
Возложить на МБОУ «Краснополянская СОШ» обязанность провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения.
При недостаточности денежных средств МБОУ «Краснополянская СОШ» обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области, комитет по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области осуществить финансирование вышеуказанных работ.
Освободить МБОУ «Краснополянская СОШ» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Председательствующий О.В. Блохин
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2023