КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузовлева И.С. УИД № 39RS0002-01-2022-005847-56
Дело № 7А-47/2023 (№12-2/2023)
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2023 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,
при помощнике Ефремовой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу СНТ «Октябрьское» на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области от 22 августа 2022 года и решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда 30 января 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СНТ «Октябрьское»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области от 22 августа 2022 года юридическое лицо – СНТ «Октябрьское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда 30 января 2023 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.
СНТ «Октябрьское» была подана жалоба с просьбой об отмене постановления должностного лица и решения судьи. В жалобе председатель правления СНТ «Октябрьское» Воронцова С.Ф. приводит доводы о том, что на момент застройки СНТ противопожарные требования были установлены иным нормативным правовым актом, который, в частности, не содержал требований об обеспечении территорий разворотными площадками 15х15 метров и шириной проездов для пожарной техники не менее 3,5 метров. Более того, организация разворотных площадок и обеспечение ширины проездов, достаточных для проезда пожарной техники, является обязанностью органа местного самоуправления, а не товарищества, в связи с чем ответственность за отсутствие таких площадок и несоответствие ширины проездов не может быть возложена на СНТ. Настаивает на невозможности приобретения, использования и содержания прицепной мотопомпы. Обращает внимание, что указанные доводы были также изложены в жалобе на постановление должностного лица, однако судьей районного суда такие доводы были оставлены без внимания и проверки. Полагает, что место совершения административного правонарушения не установлено, поскольку в постановлении должностного лица отсутствуют сведения о том, на каких конкретно улицах и проездах производились замеры. Указывает, что, исключив одно из вмененных СНТ нарушений, а именно, нарушение п.8.18 СП 4.13130.2013, судья районного суда в то же время необоснованно оставил постановление должностного лица без изменения. Критикует вывод судьи об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, указывая на существенное нарушение срока составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании законный представитель - председатель правления СНТ «Октябрьское» Воронцова С.Ф. и защитник по доверенности Чернокоз М.Г. доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Выслушав законного представителя СНТ «Октябрьское» Воронцову С.Ф. и защитника по доверенности Чернокоз М.Г., проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Ленинградского района г.Калининграда 27 апреля 2022 года в 10 часов 00 минут была проведена проверка в отношении СНТ «Октябрьское», расположенного по адресу: г.Калининград, ул.Аксакова, на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения:
- в нарушение п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, при наличии на территории СНТ естественных (иску3сственных) водоисточников к ним не устроены проезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не мерее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды;
- в нарушение ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.13 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, п. 5.7 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.10.2019 № 618/пр, тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 15x15 м;
- в нарушение ст.101 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.853.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» в противопожарных целях СНТ не имеет одну прицепную мотопомпу при числе участков от 301 до 1000;
- в нарушение ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.13 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», ширина проездов для движения пожарной техники составляет менее 3,5 метров;
- в нарушение п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации направления движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении СНТ «Октябрьское» с последующим привлечением его к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оставляя без изменения постановление должностного лица, судья районного суд исходил из того, что, поскольку ширина проездов для пожарной техники на территории СНТ не измерялась, нарушение п. 8.18 СП 4.13130.2013 ничем объективно не подтверждено и вменено товариществу излишне, однако в остальной части судья с выводами должностного лица о наличии действиях СНТ «Октябрьское» состава административного правонарушения согласился, указав, что такие выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Однако суд второй инстанции с законностью решения судьи районного суда согласиться не может в силу следующего.
Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 этого же Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении должно содержать в частности обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Согласно ч.2 ст.30.7 Кодекса решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч.1 ст.29.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вместе с тем, в настоящем деле приведенные требования закона не выполнены.
Так, в постановлении должностного лица от 22 августа 2022 года отсутствуют ссылки на доказательства, собранные по делу и исследованные в ходе его рассмотрения, соответственно, не раскрыто их содержание и не приведена данная им оценка, вопрос об их допустимости не рассмотрен.
Судья районного суда также, вопреки требованиям процессуального закона об обратном, в решении ограничился лишь указанием на то, что вина СНТ «Октябрьское» подтверждается собранными по делу доказательствами, однако какими именно, в решении не приведено, их содержание не раскрыто, оценка в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации им не дана, то есть недостатки постановления по делу об административном правонарушении не восполнены.
При этом доводы стороны защиты, изложенные в жалобе на постановление, должным образом судьей районного суда не проверены, в решении указано лишь на то, что такие доводы не влекут отмену обжалуемого постановления и не ставят под сомнение наличие состава административного правонарушения и доказанность вины юридического лица. Вместе с тем, мотивы, по которым доводы жалобы СНТ «Октябрьское» отклонены, в решении не приведены.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований ст.ст.24.1 и 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены и исследованы не были.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о законности постановления должностного лица был сделан без учета всех обстоятельств, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела, и без исследования и оценки доказательств по делу, что не может быть признано соответствующим требованиям законности.
В связи с тем, что при рассмотрении жалобы СНТ «Октябрьское» судьей районного суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда 30 января 2023 года подлежит отмене, а жалоба СНТ «Октябрьское» на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
При новом рассмотрении судье районного следует устранить допущенные нарушения процессуального закона, всесторонне, полно и объективно оценить все имеющиеся по делу доказательства, проверить доводы жалобы СНТ «Октябрьское», изложив в решении мотивы, почему они являются либо не являются состоятельными, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда 30 января 2023 года отменить.
Жалобу СНТ «Октябрьское» на постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области от 22 августа 2022 года возвратить в Ленинградский районный суд г.Калининграда на новое рассмотрение.
Судья