Судья: Овсянников С.В. адм. дело № 33а-12830/2023
УИД: 63RS0033-01-2023-001412-23
Дело № 2а-1087/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.12.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе директора ГБОУ Школы-Интерната № 1 городского округа Чапаевск Кельчиной И.Г. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10.08.2023,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., пояснения представителя административного ответчика ГБОУ Самарской области «Школа-интернат №1 основного общего образования им. С.И. Панферова городского округа Чапаевск Самарской области» и Юго-Западного Управления Министерства образования и науки Самарской области ФИО5, директора ГБОУ Самарской области «Школа-интернат №1 основного общего образования им. С.И.Панферова городского округа Чапаевск Самарской области» ФИО6, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО7, представителя администрации ФИО8 на апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор городского округа Чапаевск в интересах Российской Федерации в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ГБОУ Самарской области школа-интернат № 1 г.Чапаевск Самарской области о возложении обязанности обеспечить специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильным гражданам.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проверено исполнение ГБОУ Школа-интернат № 1 требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что у входа в образовательное учреждение отсутствуют социально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан. Бездействие должностных лиц образовательного учреждения создает предпосылки к наступлению дорожно-транспортных происшествий с участием инвалидов, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, безопасность городского движения, не обеспечивает право инвалидов на безопасное и комфортное передвижение на территории общего пользования, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной и социальной инфраструктур.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор просил обязать ГБОУ Со Школу-интернат № 1 г. Чапаевск Самарской области обеспечить специально-оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан, расположенного по адресу: <адрес>
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 10.08.2023 административные исковые требования удовлетворены (л.д. 33-40).
В апелляционной жалобе представитель ГБОУ Школы-интерната № 1 г.о. Чапаевск отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д.42-46).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель БОУ Школы-интерната № 1 г.о. Чапаевск и Юго-Западного Управления Министерства образования и науки Самарской области ФИО5, директор школы-интернат ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного истца прокурор ФИО7, представитель администрации г.о. Чапаевск ФИО8 возражали против доводов апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой города Чапаевск проверено исполнение ГБОУ Школа-интернет № 1 требований законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В ходе выездной проверки прокуратурой установлено, что у входа в образовательное учреждение отсутствуют специально оборудованные парковочные места стоянки транспортных средств маломобильных граждан.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В соответствии со статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Исходя из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 5 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона стоянки транспортных средств являются элементов обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Согласно с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 КАС РФ).
В соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Частью 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Таким образом, если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле является обязательным.
Рассматривая настоящее дело, при наличии требований административного истца об оборудовании парковочных мест стоянкой транспортных средств маломобильных граждан, в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений, для дачи пояснений о наличии технической возможности оборудования парковочных мест стоянкой транспортных средств маломобильным гражданам и безопасности их создания, суду первой инстанции надлежало привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по г.Чапаевску Самарской области.
Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ оно подлежит отмене с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит определить состав лиц, участвующих в деле, в частности, привлечь в качестве заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России по г.Чапаевску Самарской области, установить собственника автодороги и стоянки при ее наличии, разрешить в соответствии с нормами действующего законодательства, заявленные административным истцом требования.
Доводы апелляционной жалобы административного истца судебная коллегия не оценивает, так как суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции по результатам судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 10.08.2023 отменить, административное дело возвратить в тот же суд для рассмотрения в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: