Судья: Германова С.В. Гр.дело № 33-3508/2021
Номер дела суда первой инстанции № 33-4904/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара
06 апреля 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи – Черкуновой Л.В.,
судей – Ивановой Е.Н., Житниковой О.В.,
при секретаре – Саблиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Булдакова П.А. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 декабря 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Булдакова П.А. к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении стажа для назначения пенсии, - отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Булдаков П.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении стажа для назначения пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что 29 ноября 2019 г. обратился в ГУ – УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самаркой области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии пенсионного фонда от 02 марта 2020г. № 636 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Трудовой стаж истца составил 19 лет 02 месяца 24 дня.
При этом ответчик не учел учебу истца в ГПТУ №13 г. Чкаловска в период с 01 сентября 1977г. по 20 июля 1980 г.
Однако, если тот или иной вид нестрахового периода, имевший место до 1 января 2002 г., не поименован в ст. 11 Закона, то он включается в стаж, если был предусмотрен ранее действовавшим законодательством.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Булдаков П.А. просил обязать ГУ – УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области выплатить (доначислить) пенсию с момента первоначального обращения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое просит отменить Булдаков П.А. по доводам апелляционной жалобы. Указывает, что выводы суда первой инстанции о зачете спорного стажа не соответствуют материалам дела, поскольку из решения ГУ – УПФ РФ в Центрального района г. Тольятти от 2 марта 2020 г. прямо следует, что период учебы не включен в страховой стаж.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области – Гоголева Е.Ю. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения. Пояснила, что период учебы не был учтен на дату первого обращения истца за назначением пенсии, поскольку не был предоставлен документ об образовании. В дальнейшем в архив был направлен запрос и получен документ, подтверждающий период учебы истца. Также был предоставлен диплом об образовании самим истцом. Однако ответ поступил по истечении трехмесячного срока обращения истца за назначением пенсии. При повторном обращении и после предоставления диплома об образовании период учебы был зачтен и назначена пенсия на основании решения от 17 августа 2020 г.
Булдаков П.А., не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №-400 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона №400-ФЗ) одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 555 от 24 июля 2002 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что 29 ноября 2019г. Булдаков П.А. обратился в ГУ- УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №-400 ФЗ "О страховых пенсиях". К заявлению истец приложил документы: свидетельство о рождении ребенка, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом (ребенок-инвалид), трудовую книжку, военный билет, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Решением ГУ- УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области от 02 марта 2020г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», из-за отсутствия требуемого страхового стажа 20 лет. Документально подтвержденный стаж заявителя на дату обращения за назначением пенсии составил 19 лет 2 месяца 24 дня.
В страховой стаж засчитаны периоды: служба в армии по призыву (в двойном размере по нормам закона от 20 ноября 1990г. №340-1) с 10 мая 1981г. по 30 апреля 1983г.; период ухода за ребенком-инвалидом с 01 января 2002г. по 30 апреля 2002г., работа на Саратовском техническом участке пути с 14 апреля 1980г. по 27 февраля 1981г., работа на Волжском автомобильном заводе с 25 июля 1983г. по 15 апреля 1997г., работа в ООО ЧОП «Багира» с 19 июня 1999г. по 25 июня 1999г.
Не засчитан в общий и страховой стаж период с 09 апреля 1981г. по 30 апреля 1981г. работа на Жигулевском ордена Ленина комбинате строительных материалов, поскольку число и месяц приема на работу имеют неоговоренные исправления, запись о работе выполнена с нарушением Инструкции.
Сведений о включении либо отказе во включении в страховой стаж истца периода учебы в ГПТУ № 13 г. Чкаловска с 1 сентября 1977 г. по 20 июля 1980 г. решение не отражает.
При этом из объяснений представителя ответчика следует, что при первоначальном обращении истца с заявлением от 29 ноября 2019 г. период учебы в стаж зачтен не был, поскольку не подтверждался документом об образовании.
После предоставления диплома и подтверждения периода учебы архивными документами, на основании решения ГУ-УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области от 17 августа 2020 г. истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с 18 мая 2020 г., в подтверждение чему судебной коллегии представлено соответствующее решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом исковых требований Булдакова П.А., суд первой инстанции указал, что спорный период учтен пенсионным органом, однако с учетом спорного периода требуемый стаж 20 лет не образуется. При этом суд сослался на таблицу подсчета стажа истца, согласно которой период с 1 сентября 1977 г. по 13 апреля 1980 г. в стаж включен.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила № 884н).
Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
При рассмотрении исковых требований Булдакова П.А. приведенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, судом первой инстанций применены не были.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Булдакова П.А., возражений ответчика относительно иска и приведенных выше норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Булдакову П.А., как лицу, обратившемуся за назначением страховой пенсии по старости, вопроса относительно того, какие документы, содержащие сведения о трудовом стаже, необходимо ему предоставить с целью определения продолжительности стажа; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу таких документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы.
Суд в результате неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения, указанные обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, в нарушение части 2 статьи 56 и части 1 статьи 196 ГПК РФ не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.
Судом не приняты во внимание доводы истца о том, что спорный период не был учтен в страховой стаж истца при оценке пенсионных прав, что прямо следует из решения ГУ – УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области от 2 марта 2020 г., а данные о стаже, на которых суд основывал свое решение, отражают информацию по состоянию на 14 декабря 2020 г., т.е. в период, когда пенсия истцу уже была назначена после предоставления диплома об образовании.
Кроме того, как указывалось ранее, при обращении в пенсионный орган за назначением пенсии истец представил трудовую книжку серии № от 27 октября 1980г., содержащую запись о периоде учебы истца в ГПТУ №13 г. Чкаловска с 01 сентября 1977г. по 20 июля 1980г., а также ссылку на диплом № № от 20 июля 1980 г.
Таким образом, ответчик по состоянию на 29 ноября 2019 г. располагал сведениями о спорном стаже истца, однако оценку данному стажу в своем решении не дал, причины отказа в его зачете не привел, разъяснений относительно необходимости предоставления диплома истцу даны не были.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что требуемый стаж по состоянию на 29 ноября 2019 г. истец имел и подтвердил записями трудовой книжки, достоверность которой сомнений не вызывает, при этом ответчик необходимость предоставления диплома об образовании Булдакову П.А. не разъяснил, что повлекло нарушение права истца на своевременное назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ с даты первоначального обращения за ней.
Доводы ответчика о том, что истцу разъяснялась необходимость предоставления диплома, судебная коллегия во внимание не принимает, как не подтвержденные доказательствами. Спорный период даже не нашел свое отражение в решении от 2 марта 2020 г., следовательно, не являлся предметом оценки пенсионных прав.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований Булдакова П.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 декабря 2020 г. отменить, постановить по делу новое решение.
Обязать ГУ - УПФ РФ в Центральном районе г. Тольятти Самарской области (межрайонное) назначить Булдакову П.А. страховую пенсию по старости на основании п.1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 23 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты первоначального обращения за назначением пенсии с 29 ноября 2019 г.
Апелляционную жалобу Булдакова П.А. удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: