Судья Саковский Е.В. Дело № 7-21-482
Р Е Ш Е Н И Е
4 мая 2023 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ПСМК «Энергия» Фунтусовой Е.А. на решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 9 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия»,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника обособленного отдела лесного контроля министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Николаева Е.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Производственный строительный-монтажный кооператив «Энергия» (далее – ПСМК «Энергия») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 9 марта 2023 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ПСМК «Энергия» - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ПСМК «Энергия» Фунтусова Е.А. подала жалобу, в которой просит постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи от 9 марта 2023 года изменить, заменить административный штраф предупреждением.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав защитника ПСМК «Энергия» Фунтусову Е.А., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пунктом 26 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время.
После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (часть 3 статьи 16.1 Лесного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ПСМК «Энергия» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица выводы о том, что в связи с окончанием деятельности по заготовке древесины должностным лицом Рощинского филиала КГКУ «Примлес» в присутствии представителя Кооператива ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки порядка, полноты и правильности разработки лесосек, порядка рубок лесных насаждений, правил заготовки древесины при осуществлении лесопользования был проведен осмотр мест рубок в квартале № 3 выделе 21 Вострецовского участкового лесничества Рощинского лесничества на лесосеке № 3 площадью 49,6 га, разработанной ПМСК «Энергия» по лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленной на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе осмотра выявлено, что на площади 5,5 га ПСМК «Энергия» не произвело очистку мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков, чем нарушило подпункт пункт 26 Правил пожарной безопасности в лесах.
По результатам осмотра лесосеки составлен Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
По факту неудовлетворительной очистки мест рубок от порубочных остатков постановлением должностного лица министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ ПСМК «Энергия» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правильность выводов должностного лица административного органа о наличии в действиях юридического лица указанного состава административного правонарушения подтверждена решением судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения установлены на основании собранных по делу доказательств, а именно: актом осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, лесной декларацией № от ДД.ММ.ГГГГ, заявкой на осмотр лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ПСМК «Энергия» при заготовке древесины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ – на момент осмотра лесосеки № 3, расположенной в квартале № 3 выделе № 21 Вострецовского участкового лесничества Рощинского лесничества не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 5,5 га, в связи с чем выводы о квалификации совершенного деяния по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются обоснованными.В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в ходе проведения рубок лесных насаждений ПСМК «Энергия» приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил заготовки древесины, за нарушение которых установлена административная ответственность, доказательства отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлены.Доводы жалобы об осмотре лесосеки до завершения лесозаготовительного периода, а также об отсутствии указания в протоколе об административном правонарушении и в постановлении каким способом должна была быть очищена лесосека, не влекут отмену вынесенных по делу актов. В соответствии с лесной декларацией № от ДД.ММ.ГГГГ заготовка древесины, в том числе и на лесосеке № 3 в квартале № 3 выделе № 21 Вострецовского участкового лесничества Рощинского лесничества, была запланирована в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако ПСМК «Энергия» ДД.ММ.ГГГГ обратился в Рощинский филиал КГКУ «Примлес» с заявлением об осмотре лесосек в связи с завершением работ по заготовке древесины, что и послужило основанием для назначения осмотра лесосек.Обращаясь с заявлением о досрочном осмотре лесосеке ПСМК «Энергия» фактически заявило о сдаче лесосеке, что предполагает, что все работы на лесосеке завершены, в том числе работы по очистке мест рубок от порубочных остатков. Более того, требования пункта 26 Правил пожарной безопасности в лесах обязывают лесопользователя производить очистку мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины. В данном случае при осмотре лесосеки лесничим в присутствии представителя ПСМК «Энергия» зафиксировано, что на площади 5,5 га места рубок не очищены от порубочных остатков, что отражено в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным представителем юридического лица без замечаний. При составлении протокола об административном правонарушении представитель кооператива вину в совершении правонарушения признал полностью. Оснований полагать, что на момент осмотра лесосека находилась в очищенном состоянии, не имеется. На данное обстоятельство защитник юридического лица не ссылается, документов, подтверждающих данное обстоятельство, в районный суд, а также в Приморский краевой суд представлено не было.Ссылка на вступление в силу 6 апреля 2022 года Федерального закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесена статья 4.1.2, устанавливающая особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, не может служить основанием для отмены вынесенных по делу актов с учетом требований части 4 данной статьи, согласно которой, установленные статьей 4.1.2 Кодекса особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, не применяются, если в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.Согласно примечанию к статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.При указанных обстоятельствах привлечение ПСМК «Энергия» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность снижения подлежащего назначению в соответствии с санкцией указанной нормы административного штрафа по правилам части 2 статьи 4.1.2 кодекса. Вопреки доводам жалобы, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку допущенное Обществом бездействие по очистке лесосеки существенным образом нарушает находящиеся под охраной государства отношения по пользованию лесами, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, воспроизводству лесов, противопожарному режиму. Оснований для изменения состоявшихся по делу актов по настоящему делу об административном правонарушении путем замены административного штрафа на предупреждение также не имеется.
Рассматриваемое дело не было возбуждено по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля (надзора), что позволяло бы применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суждения защитника в жалобе об обратном основаны на неправильном толковании положений Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Порядок и срок давности привлечения ПСМК «Энергия» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ПСМК «Энергия» в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 277-ФЗ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Фрунзенского районного суда города Владивостока от 9 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Производственного строительно-монтажного кооператива «Энергия» оставить без изменения. Жалобу защитника ПСМК «Энергия» Фунтусовой Е.А. – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Жалоба (протест) подается непосредственно в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.П. Судницына