Дело №1-81/2022
УИД: 29RS0004-01-2022-000532-87
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г.Шенкурск 26 октября 2022 года
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Наваленовой Е.Н.,
при секретаре Гуйда А.А.,
с участием государственного обвинителя – и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области Писарева С.В.,
подсудимого Костина О.А.,
защитника - адвоката Семеновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Костина О.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, с высшим образованием, состоящего в браке, иждивенцев не имеющего, невоеннообязанного, не судимого, работающего главой администрации МО «Никольское» Шенкурского муниципального района, избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ,
установил:
Костин О.А., совершил халатность, то есть ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.
В соответствии с постановлением Шенкурской территориальной избирательной комиссии от 26.10.2012 № 75/330-3 «О регистрации главы муниципального образования «Никольское» Костина <данные изъяты>», распоряжением от 08.11.2012 № 31 «О вступлении в должность главы МО «Никольское»», решением Совета депутатов муниципального образования «Никольское» (далее – МО «Никольское») от 16.09.2016 № 153 «Об избрании главы муниципального образования «Никольское»», постановлением от 03.10.2016 № 48-а «О вступлении в должность главы муниципального образования «Никольское» Шенкурского района Архангельской области», решением Совета депутатов МО «Никольское» от 24.12.2021 № 8 «Об избрании главы муниципального образования «Никольское»» и постановлением от 30.12.2021 № 54 «О вступлении в должность главы муниципального образования «Никольское» Костин О.А. с 08.11.2012 является главой МО «Никольское» Шенкурского района Архангельской области.
На основании ч. 2 ст. 1, ст. 4, п. 1, 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – ФЗ № 131) Костин О.А. в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, обязан самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения исходя из интересов населения; составлять и рассматривать проект бюджета поселения, утверждать и исполнять бюджет поселения, осуществлять контроль за его исполнением, составлять и утверждать отчет об исполнении бюджета поселения (п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.06.2014 № 165-ФЗ); владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечивать проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организовывать строительство и содержание муниципального жилищного фонда, создавать условия для жилищного строительства, осуществлять муниципальный жилищный контроль, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с п.п. 1, 3, 8, 9, 9.3, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации Костин О.А. наделен полномочиями и обязанностями: вести учет муниципального жилищного фонда; вести в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признавать в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов – аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 188-ФЗ); признавать в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ); осуществлять муниципальный жилищный контроль; утверждать порядок и перечень случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 9.3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ введен Федеральным законом от 20.12.2017 № 399-ФЗ); решать иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 6, п. 1, 2 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 26 Устава МО «Никольское», принятого решением Совета депутатов МО «Никольское» от 03.12.2012 № 8, Костин О.А. в пределах своих полномочий, наделен правами и обязанностями: издавать постановления администрации Никольского сельского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Архангельской области, издавать постановления главы Никольского сельского поселения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом Никольского сельского поселения в соответствии с ФЗ № 131, другими федеральными законами; обеспечивать осуществление органами местного самоуправления Никольского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Никольского сельского поселения федеральными законами и законами Архангельской области; подписывать договоры и соглашения от имени Никольского сельского поселения; осуществлять иные полномочия, которыми он наделяется федеральными законами, Уставом и законами Архангельской области, Уставом Никольского сельского поселения, решениями, принятыми на местном референдуме Никольского сельского поселения, соглашениями, заключенными с органами местного самоуправления Шенкурского муниципального района, и решениями Совета депутатов Никольского сельского поселения; издавать постановления и распоряжения главы Никольского сельского поселения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом Никольского сельского поселения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другими федеральными законами (в том числе с учетом изменений, внесенных в Устав решениями Совета депутатов МО «Никольское» от 21.12.2017 № 27, от 24.12.2021 № 13).
Кроме того, в силу п.п. «а», «г», «д», «е», «и», «м» ч. 4.1, ч. 5.1, ч. 7.2 Положения об администрации муниципального образования «Никольское», утвержденного решением Совета депутатов МО «Никольское» от 27.12.2012 № 17, Костин О.А. наделен полномочиями осуществлять руководство администрацией МО «Никольское» на основе единоначалия и нести ответственность за результаты ее деятельности; издавать на основании и в соответствии с Уставом муниципального образования «Никольское» и настоящим положением постановления и распоряжения, давать указания, обязательные для исполнения работниками администрации; заключать, подписывать и расторгать договоры от имени Никольского сельского поселения; назначать и освобождать от должности, накладывать взыскания на работников администрации в установленном законом порядке, в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами; распоряжаться в соответствии с действующим законодательством имуществом и средствами, закрепленными за администрацией; осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования «Никольское»; в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Архангельской области, уставом Никольского сельского поселения, решениями Совета депутатов Никольского сельского поселения, издавать постановления администрации Никольского сельского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Никольского сельского поселения федеральными законами и законами Архангельской области; администрация под руководством главы Никольского сельского поселения осуществляет управление муниципальным имуществом Никольского сельского поселения.
Таким образом, Костин О.А. в период с 08 ноября 2012 года по 14 июня 2022 года являлся должностным лицом, постоянно выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления и МО «Никольское».
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (в том числе с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ от 25.03.2015 № 269, от 02.08.2016 № 746, от 27.07.2020 № 1120) (далее – Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям; орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления, а председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления; в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля); решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании п. 45 Положения (в том числе с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правительства РФ от 08.04.2013 № 311, от 29.11.2019 № 1535, от 27.07.2020 № 1120, от 06.04.2022 № 608), администрация муниципального образования «Никольское», возглавляемая Костиным О.А., обязана направлять заявления со сформированным пакетом документов в межведомственную комиссию по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилого фонда муниципального образования «Никольское»; выявлять объекты муниципального жилого фонда, требующие капитального ремонта и предоставлять по ним сведения в распоряжение межведомственной комиссии на территории муниципального образования «Никольское», создаваемой в целях оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На территории муниципального образования «Никольское» Шенкурского района Архангельской области по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный дом, сданный в эксплуатацию в 1979 году, жилые помещения в котором находятся в муниципальной собственности МО «Никольское», в которых проживают граждане: в <адрес> - С.А.И.; в <адрес> - Р.А.И., В.А.А., Р.К.А., Р.А.А.; в <адрес> - К.Л.В., Р.А.В., К.К.В., К.Д.А.; в <адрес> - К.Н.В.; в <адрес> - Т.Л.И.; в <адрес> - З.Т.Н.; в <адрес> - Ч.У.А., с которыми администрацией МО «Никольское» заключены договоры социального найма указанных квартир.
Постановлением главы муниципального образования «Никольское» Костина О.А. от 22.09.2020 № 25 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу; сроки расселения жильцов дома установлены в соответствии со сроками реализации региональной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, с 2025 по 2030 годы; администрации МО «Никольское» предписано предоставить другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма; собственникам аварийного многоквартирного дома предписано осуществить снос дома в течение шести месяцев со дня предоставления других жилых помещений гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма; управляющей компании предписано осуществить аварийно-техническое обслуживание многоквартирного дома до полного отселения жителей в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия для проживания граждан; контроль за исполнением настоящего постановления Костин О.А. оставил за собой.
Начиная с 2011 года указанный дом нуждался в проведении капитального ремонта (акты от 13.09.2011 № 6, от 15.02.2013 № 1), а в 2019 году согласно акту обследования указанного многоквартирного дома от 27.08.2019 № 2 межведомственной комиссией по результатам обследования многоквартирного жилого дома дано заключение о необходимости обратиться в специализированную организацию для проведения работ по детальному (инструментальному) обследованию конструктивных элементов (ограждающих и несущих конструкций) жилого дома и получить заключение по результатам.
В соответствии с заключением ООО «Регион-Инвест» от 06.07.2020 по результатам детального (инструментального) обследования строительных конструкций многоквартирного <адрес> рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ), в целях реализации мероприятий по сокращению доли аварийного жилья в жилищном фонде в Архангельской области, получения финансовой поддержки государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы (далее – Программа).
Органы местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, участвующие в Программе, осуществляют, в частности, представление в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области заявки на участие в Программе, перечня аварийных многоквартирных домов, документов о признании домов аварийными и подлежащими сносу, информации о планируемом переселении граждан из жилых помещений в аварийных многоквартирных домах.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В силу ежегодно заключаемых с 2015 года на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ соглашений между администрацией Шенкурского муниципального района и администрацией МО «Никольское» в лице главы МО «Никольское» Костина О.А. вопросы обеспечения проживающих в поселении нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством переданы для исполнения администрации МО «Никольское». В соответствии с соглашениями для осуществления полномочий муниципальный район из своего бюджета предоставил бюджету МО «Никольское» иные межбюджетные трансферты в размере: на 2016 год – 11 200 рублей, на 2017 год – 11 200 рублей, на 2018 год – 11 200 рублей; на 2019 год – 15 800 рублей; на 2020 год – 15 800 рублей; на 2021 год – 19306 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 5 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области», постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 № 159-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» на 2014 – 2049 годы (далее – Программа капитального ремонта).
Сроки I и II этапов реализации региональной Программы капитального ремонта определены 2014-2016 годы и 2017-2019 годы соответственно.
Очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании сведений технических паспортов многоквартирных домов исходя из износа многоквартирного дома, года ввода его в эксплуатацию, даты проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома, а также на основании показателей финансовой дисциплины собственников помещений по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая обязательный взнос на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Постановлением главы МО «Никольское» Костина О.А. от 04.09.2014 № 81 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора» собственнику многоквартирного <адрес> определено формировать фонд капитального ремонта на счете Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области». Контроль за исполнением настоящего постановления Костин О.А. оставил за собой.
В соответствии с договором от 31.10.2014 «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме», заключенного между Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» и муниципальным образованием «Никольское» Шенкурского района Архангельской области в лице главы МО «Никольское» Костина О.А. (далее – договор от 31.10.2014), собственник помещений в многоквартирных домах, в том числе <адрес>, обязуется ежемесячно и в полном объеме вносить на счет Регионального оператора взносы на капитальный ремонт в размере, установленном постановлением Правительства Архангельской области, или в большем размере, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, на основании предоставленных платежных документов, а Региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных ст. 173, 184 ЖК РФ, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам денежные средства, соответствующего долям таких собственников в фонде капитального ремонта.
В первоначальной редакции региональной Программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 № 159-пп, проведение капитального ремонта в многоквартирном <адрес> было запланировано на 2014-2019 годы и 2038-2043 годы.
Общая сумма начислений по взносам на капитальный ремонт по помещениям вышеуказанного многоквартирного дома за период с 01.11.2014 по 21.09.2020 составила 389 293 рубля 30 копеек.
Костин О.А., находясь при исполнении своих должностных обязанностей на территории МО «Никольское», в период с 31.10.2014 по 21.09.2020 обязанности по ежемесячному внесению в полном объеме на счет Регионального оператора взносов на капитальный ремонт вышеуказанного многоквартирного дома не выполнял, что привело к возникновению задолженности муниципального образования «Никольское» перед Фондом по уплате взносов за капитальный ремонт по многоквартирному дому <адрес>, в сумме 277 395 рублей 64 копейки, что, в свою очередь, обусловило отнесение реализации региональной Программы капитального ремонта данного многоквартирного дома на более поздний этап региональной программы и дальнейшего исключения из программы.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Он же, (Костин О.А.) в период с 08.11.2012 по 22.09.2020, находясь при исполнении своих должностных обязанностей на территории МО «Никольское», в том числе в здании администрации МО «Никольское» по адресу: <адрес>, вследствие ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, в нарушение положений ч. 2 ст. 1, ст. 4, п. 1, 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального № 131-ФЗ, п. 1, 3, 8, 9, 9.3, 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 4 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», работу по взысканию платы с жильцов за найм жилых помещений в многоквартирном <адрес> не организовал, в то время как постановлениями главы МО «Никольское»: № 19 от 24.06.2015, № 30 от 14.06.2016 «Об установлении ставок платы за пользование жилым помещениями (платы за наем) и содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных жилых домах муниципального жилищного фонда МО «Никольское», установлена ставка по оплате, задолженность нанимателей при этом составила 230 940 рублей 32 копейки.
Также Костин О.Н. не организовал работу на конкурсной основе по отбору управляющей организации по обслуживанию и содержанию многоквартирного <адрес> по выбору исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, Костин О.А. в период с 22.09.2020 по 14.06.2022, находясь в том же месте, при исполнении своих должностных обязанностей, каких-либо мер по аварийно-техническому обслуживанию указанного многоквартирного дома до полного отселения жителей, в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия для проживания граждан, не предпринял.
Таким образом, Костин О.А., являясь главой органа местного самоуправления и должностным лицом, находясь при исполнении своих должностных обязанностей на территории МО «Никольское», в том числе в здании администрации МО «Никольское» по <адрес> ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности вследствие недобросовестного отношения к службе, а именно:
в период с 08 ноября 2012 года до августа 2019 года достоверно зная о том, что основания для проведения работы по признанию многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу возникли еще с 2011 года, работу межведомственной комиссии по оценке жилых помещений для решения данного вопроса организовал лишь в августе 2020 года, что не позволило включить данный многоквартирный дом в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы»;
в период с 31 октября 2014 года по 21 сентября 2020 года не обеспечил своевременную и в полном объеме уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома на счет регионального оператора, в пределах срока действия региональной программы, что обусловило отнесение реализации региональной Программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 № 159-пп, по данному многоквартирному дому с I и II этапов (2014-2016, 2017-2019 годы) на более поздние сроки с последующим исключением данного многоквартирного дома из указанной региональной Программы капитального ремонта;
в период с 08 ноября 2012 года по 22 сентября 2020 года:
не организовал работу по ведению претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение по договорам социального найма, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации;
не организовал работу по отбору управляющей организации по обслуживанию и содержанию многоквартирного <адрес>;
не организовал работу по проведению текущего ремонта данного многоквартирного дома, вследствие чего техническое состояние его несущих строительных конструкций ухудшалось и привело к их повреждениям и деформациям до степени исчерпания их несущей способности;
не инициировал вопрос о внесении изменений в бюджет муниципального образования «Никольское» с целью перераспределения бюджетных средств на полномочия по содержанию жилищного фонда, в том числе многоквартирного <адрес>
не предпринял достаточных мер по обращению в орган местного самоуправления Шенкурского района Архангельской области, а также в органы государственной власти Архангельской области с вопросом о выделении финансирования либо оказания содействия в решении вопросов по содержанию жилищного фонда, в том числе вышеуказанного многоквартирного дома; со дня признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу (22.09.2020) каких-либо действенных мер к расселению его жильцов не предпринял, а также с этого же дня по 14.06.2022 не принял мер по аварийно-техническому обслуживанию указанного многоквартирного дома, в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия для проживания граждан.
Ненадлежащее исполнение Костиным О.А. своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе повлекло:
существенное нарушение закрепленных в частях 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан С.А.И., Р.А.И., В.А.А., Р.К.А., Р.А.А., К.Л.В., Р.А.В., К.К.В., К.Д.А., К.Н.В., Т.Л.И., З.Т.Н., Ч.У.А., которые по состоянию на 14.06.2022 продолжали проживать в помещениях многоквартирного <адрес>, где помещения, по местам их проживания согласно заключению строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, в связи с чем имеется реальная угроза для жизни и здоровья проживающих в этом доме вышеуказанных граждан и сохранности их имущества, при том, что данный дом должен был включен в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» и быть расселен в кратчайшие сроки;
существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в подрыве нормальной деятельности органа муниципальной власти в лице администрации муниципального образования «Никольское» Шенкурского муниципального района Архангельской области, грубом неисполнении администрацией муниципального образования «Никольское» возложенных на органы муниципальной власти обязанностей по решению вопросов местного значения и иных полномочий, предусмотренных вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, дискредитации системы органов муниципальной власти в лице администрации муниципального образования «Никольское» Шенкурского муниципального района Архангельской области в глазах общественности.
Предъявленное ранее Костину О.Н. обвинение в судебном заседании было изменено государственным обвинителем.
Обвинение, предъявленное Костину О.Н. с учетом его изменения, достаточно конкретизировано, требованиям уголовно-процессуального закона не противоречит, изменение объема обвинения в данном случае не ухудшает положение подсудимого и не нарушает его право на защиту.
Подсудимый Костин О.А. согласился с предъявленным ему обвинением с учетом его изменения, добровольно и после консультации с защитником заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, осознает его характер и последствия.
Государственный обвинитель, потерпевшие против рассмотрения дела в особом порядке не возражали.
Суд удовлетворяет ходатайство подсудимого, поскольку все условия для постановления приговора без проведения судебного разбирательства соблюдены: преступление, в совершении которого обвиняется подсудимый, относится к категории преступлений небольшой тяжести, Костин О.А. осознает характер и последствия заявленного им ходатайства.
Предъявленное Костину О.А. обвинение, с которым он согласился, обоснованно и подтверждается собранными по делу доказательствами.
Действия подсудимого судом квалифицируются по ч. 1 ст. 293 УК РФ как халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
За совершенное преступление Костин О.А. подлежит наказанию, при назначении которого суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные о его личности, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, все другие предусмотренные уголовным законом обстоятельства.
Совершенное Костиным О.А. преступление в соответствии с ч.2 ст.15 УК РФ относится к категории небольшой тяжести.
Как личность Костин О.А. характеризуется следующим образом: на учете у врачей психиатра и психиатра - нарколога не состоит, к административной ответственности не привлекался, не судим.
Участковым уполномоченным ОМВД России по Шенкурскому району характеризуется положительно, компрометирующих материалов в отношении него не имеется.
По месту работы, администрацией Шенкурского муниципального района характеризуется исключительно с положительной стороны, за годы работы главой администрации зарекомендовал себя инициативным, высококвалифицированным и компетентным руководителем, обладающим высоким уровнем теоретической и практической подготовки, пользуется заслуженным авторитетом и уважением коллег и жителей сельского поселения.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает раскаяние в содеянном, признание вины.
С учетом изложенного, учитывая, что Костин О.А. совершил умышленное преступление небольшой тяжести, степень общественной опасности совершенного деяния, данные о его личности, суд приходит к выводу, что восстановление социальной справедливости, исправление подсудимого и предупреждение совершения им новых преступлений возможно при назначении наказания в виде штрафа.
Оснований для применения положений ст. 64, ч.6 ст.15 УК РФ, постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания, назначения дополнительного наказания суд не усматривает.
Вещественные доказательства:
- договор найма жилого помещения от 01.06.2004, заключенный между «Наймодателем» Никольской сельской администрацией и «Нанимателем» З.Т.Н.;
- ответ главы администрации МО «Никольское» Костина О.А. № 387 от 26.03.2013;
- ответ заместителя прокурора Шенкурского района №295ж2011 от 11.10.2013 В.С.И.
- ответ прокурора Шенкурского района № 218ж2019 от 22.07.2019 Р.А.И.
- акт обследования помещения № 6 от 13.09.2011 - <адрес>;
- ответ главы администрации МО «Никольское» Костина О.А. № 02-14/877 от 22.11.2019;
- акт обследования помещения № 4 от 20.03.2013 - <адрес>;
- рукописное заявление на имя главы администрации МО «Никольское» от жильцов <адрес>;
- собственноручное заявление от ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации МО «Никольское» от жителей <адрес>;
- ответ и.о. главы администрации МО «Шенкурский муниципальный район» № 02-02/133 от 25.09.2020;
- распоряжение главы администрации МО «Никольское» от 22.07.2019 № 20-р «О межведомственной комиссии для обследования и оценки состояния жилых помещений, домов на территории муниципального образования «Никольское»;
- заявление жильцов <адрес> на имя прокурора района от 24.06.2019;
- уведомление № ж-2844 от 02.07.2012, адресованное Р.А.И. о направлении ее обращения по компетенции;
- акт обследования помещения № 1 от 15.02.2013 - <адрес>;
- заключение по результатам детального (инструментального) обследования строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 06.07.2020;
- рукописное заявление на имя главы администрации МО «Никольское» от Ш.О.Л.. от 08.08.2019 с просьбой устранить протекание крыши в <адрес>
- ответ на заявление № 02-14/633 от 03.09.2019 главы МО «Никольское»;
- заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 2 от 21.08.2020;
- акт обследования многоквартирного жилого дома № 2 от 21.08.2020;
- постановление от 22.09.2020 № 25 главы муниципального образования «Никольское» «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» - подлежат возвращению по принадлежности в администрацию МО «Никольское».
Копия акта обследования помещения № 4 от 20.03.2013 - <адрес>; копия постановления от 22.09.2020 № 25 главы МО «Никольское» Костина О.А. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу»; копия акта обследования многоквартирного жилого <адрес> от 21.08.2020; копия акта обследования многоквартирного жилого <адрес> от 27.08.2019; ответ на заявление б/н от 19.09.2011 главы МО «Никольское» жильцам <адрес> (копия); ответ на запрос главы администрации МО «Никольское» № 831 от 30.07.2012 (копия), адресованный Р.А.И..; ответ № 02-14/379 от 22.04.2019 главы МО «Никольское» жильцам <адрес> (копия), на их заявление от 05.04.2019, о направлении ходатайства в администрацию района о создании комиссии – следует хранить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.
Согласно ч. 10 ст. 316 УПК РФ процессуальные издержки, связанные с выплатой вознаграждения адвокату на предварительном следствии в сумме 27914 руб. и в судебном заседании в сумме 23364 руб. 80 коп. за оказание юридической помощи Костину О.А. подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
Арест, наложенный постановлением Виноградовского районного суда от 16 июня 2022 года на гладкоствольное ружье ИЖ-27Е-1С, калибр 12x70, №; гладкоствольное ружье ИЖ-27М-1С, калибр 12x76, №, 2006 г.в.; гладкоствольное ружье Browning Phoenix.калибр 12х76, №, 2009 г.в. с установлением запрета собственнику распоряжаться имуществом подлежит отмене.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке на апелляционный период следует оставить без изменений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309, 316 УПК РФ,
приговорил:
Признать Костина О.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 25 000 (Двадцати пяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит зачислению: наименование получателя платежа - УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (СУ СК России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу л/с 04241А58760), ИНН: 2901210617, КПП: 290101001, казначейский счет 03100643000000012400 в Отделении Архангельск Банка России//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, ЕКС (единый казначейский счет) 40102810045370000016, БИК: 011117401. Наименование платежа – штраф по уголовному делу.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке на апелляционный период оставить без изменений, после чего отменить.
Отменить арест, в виде запрета распоряжаться имуществом, наложенный постановлением Виноградовского районного суда Архангельской области от 16 июня 2022 года, на принадлежащее Костину О.А. имущество: гладкоствольное ружье ИЖ-27Е-1С, калибр 12x70, №; гладкоствольное ружье ИЖ-27М-1С, калибр 12x76, №, 2006 г.в.; гладкоствольное ружье Browning Phoenix калибр 12х76, №, 2009 г.в.
Вещественные доказательства:
- договор найма жилого помещения от 01.06.2004, заключенный между «Наймодателем» Никольской сельской администрацией и «Нанимателем» З.Т.Н.;
- ответ главы администрации МО «Никольское» Костина О.А. № 387 от 26.03.2013;
- ответ заместителя прокурора Шенкурского района №295ж2011 от 11.10.2013 В.С.И.
- ответ прокурора Шенкурского района № 218ж2019 от 22.07.2019 Р.А.И.
- акт обследования помещения № 6 от 13.09.2011 - <адрес>;
- ответ главы администрации МО «Никольское» Костина О.А. № 02-14/877 от 22.11.2019;
- акт обследования помещения № 4 от 20.03.2013 - <адрес>
- рукописное заявление на имя главы администрации МО «Никольское» от жильцов <адрес>;
- собственноручное заявление от 05.04.2019 на имя главы администрации МО «Никольское» от жителей <адрес>;
- ответ и.о. главы администрации МО «Шенкурский муниципальный район» № 02-02/133 от 25.09.2020;
- распоряжение главы администрации МО «Никольское» от 22.07.2019 № 20-р «О межведомственной комиссии для обследования и оценки состояния жилых помещений, домов на территории муниципального образования «Никольское»;
- заявление жильцов <адрес> на имя прокурора района от 24.06.2019;
- уведомление № ж-2844 от 02.07.2012, адресованное Р.А.И. о направлении ее обращения по компетенции;
- акт обследования помещения № 1 от 15.02.2013 - <адрес>
- заключение по результатам детального (инструментального) обследования строительных конструкций многоквартирного дома по адресу: Шенкурский MP, д. Шипуновская, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ;
- рукописное заявление на имя главы администрации МО «Никольское» от Ш.О.Л. от 08.08.2019 с просьбой устранить протекание крыши в <адрес>;
- ответ на заявление № 02-14/633 от 03.09.2019 главы МО «Никольское»;
- заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 2 от 21.08.2020;
- акт обследования многоквартирного жилого дома № 2 от 21.08.2020;
- постановление от 22.09.2020 № 25 главы муниципального образования «Никольское» «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» - возвратить по принадлежности в администрацию МО «Никольское».
Копия акта обследования помещения № 4 от 20.03.2013 - <адрес>; копия постановления от 22.09.2020 № 25 главы МО «Никольское» Костина О.А. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу»; копия акта обследования многоквартирного жилого <адрес> от 21.08.2020; копия акта обследования многоквартирного жилого <адрес> от 27.08.2019; ответ на заявление б/н от 19.09.2011 главы МО «Никольское» жильцам <адрес> (копия); ответ на запрос главы администрации МО «Никольское» № 831 от 30.07.2012 (копия), адресованный Р.А.И. ответ № 02-14/379 от 22.04.2019 главы МО «Никольское» жильцам <адрес> (копия), на их заявление от 05.04.2019, о направлении ходатайства в администрацию района о создании комиссии – следует хранить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.
Процессуальные издержки возместить за счет средств федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Виноградовский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня провозглашения.
Приговор, постановленный в соответствии со статьей 316 УПК РФ, не может быть обжалован в апелляционном порядке в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем он должен указать в апелляционной жалобе, а в случае подачи апелляционного представления или жалобы другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу (представление) в течение 10 суток со дня вручения копии жалобы (представления).
Председательствующий Е.Н. Наваленова