Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-861/2022 ~ М-607/2022 от 21.04.2022

Дело

УИД

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2022 года пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Истец, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части не ликвидации несанкционированного мест размещения строительных отходов и обязать администрацию Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов (бой кирпича и др.) на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>. В обоснование искового заявления указано, что Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в рамках рассмотрения обращения гражданина Российской Федерации 19.09.2021 выявлен факт несанкционированного размещения строительных отходов (бой кирпича и др.) на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>, и согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ имеют код 89000001724. Далее указано, что до настоящего времени нарушения федерального законодательства не устранены и вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью населения и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.

На судебное заседание истец Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённые, своего представителя не направили, представив заявление о рассмотрении дела без их участия.

На судебное заседание ответчик – администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённая, своего представителя не направила, о причинах не известила.

Согласно ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что также не отрицается представителем ответчика, 19 августа 2021 года в рамках рассмотрения обращения гражданина Российской Федерации выявлен факт несанкционированного размещения строительных отходов (бой кирпича и др.) на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты><данные изъяты>), при этом согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ имеют код 89000001724.

Так, Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а также обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 42).

Этому право корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающей полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (ч.1). К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (ч.2).

Частью 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (ч.3 ст.8).

В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Также ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона определены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4).

Таким образом, вышеназванными положениями предусмотрена возможность закрепления законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением.

В силу ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.19 ч.1 ст.8).

Так, п. 16 ч. 1 ст. 8 Устава Чебоксарского района Чувашской Республики (с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 7.06.2018) к вопросам местного значения Чебоксарского района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Чебоксарского района.

На основании п. 15 ч. 1 ст. 7 Устава Ишакского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных бытовых отходов отнесено к вопросам местного значения Ишакского сельского поселения Чебоксарского района, что следует из сведений открытого доступа с сайта с сети «Интернет» Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.

Соответственно, Законом Чувашской Республики и принятыми в уставами муниципального района и сельского поселения закреплено участие Ишакского сельского поселения Чебоксарского района в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Кроме того, п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Однако, согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Материалами дела подтверждается, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов находится на территории Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, а не на межселенной территории, иного суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд констатирует, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории сельского поселения, в том числе по ликвидации обнаруженной несанкционированной свалки на территории сельского поселения, возложена на администрацию Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.

В силу ст.1 Устава Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, Ишакское сельское поселение – муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 №37.

Также необходимо отметить, что объем полномочий в сфере обращения с отходами, предоставленный указанному муниципальному образованию Законом Чувашской Республики от 18.10.2004 № 19 с использованием формулировки «участие», не может быть сведен к формальному участию сельского поселения в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления (ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ). С учетом приведенных выше норм действующего законодательства обязанность участвовать в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе по ликвидации образовавшихся несанкционированных свалок на территории сельского поселения с целью решения вопросов местного значения возложена, в первую очередь, на сельское поселение.

На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе в части организации и сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Также ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы возложены как на собственников земельных участков, так и на лиц, не являющиеся собственниками земельных участков.

Таким образом, на основании анализа вышеприведенных норм суд приходит к выводу, что администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязана организовать сбор и вывоз коммунальных отходов и очистить место несанкционированного размещения отходов на земельных участках, указанных выше.

Также согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок для совершения указанных действий – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд полагает, что данный срок является разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-199, 235-237 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики к администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов на земельном участке удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части не ликвидации несанкционированного мест размещения строительных отходов и обязать администрацию Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 3 (трёх) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения строительных отходов на земельном участке, расположенном между домами и по <адрес> Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики на площади 60 кв.м., имеющая географические координаты <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий, судья:                                                                          Афанасьев Э.В.

2-861/2022 ~ М-607/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Ответчики
администрация Ишакского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Афанасьев Эдуард Викторинович
Дело на странице суда
cheboksarsky--chv.sudrf.ru
21.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2022Передача материалов судье
25.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
07.06.2022Регистрация заявления об отмене заочного решения
17.06.2022Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее