Дело № 2- 1304/2023
УИД 33RS0014-01-2023-001125-22
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 июня 2023 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Синицыной О.Б.,
при секретаре Руденко Т.В.,
с участием пом. прокурора Кириловой Е.С.,
представителей ответчиков Платоновой О.В. и Баландиной О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Салова В.Н. к Министерству здравоохранения Владимирской области, ГБУЗ ВО «Муромская центральная районная больница» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата.
у с т а н о в и л:
Муромский городской прокурор, действующий в интересах Салова В.Н., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Владимирской области иГБУЗ ВО «Муромская центральная районная больница» и просит взыскать с ответчиков в пользу Салова В.Н. денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственного препарата (данные изъяты) в сумме 9962 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал в иске, что проверкой установлено, что Салов В.Н. состоит на учете в ГБУЗ ВО «Муромская центральная районная больница», а также наблюдается у (данные изъяты) в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 1» с диагнозом (данные изъяты), имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета.
В соответствии с заключением протоколом заседания .... от 23 ноября 2022 года № 2022/11508 Салову В.Н. рекомендовано лечение препаратом (данные изъяты)
Лечащим врачом ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» Салову В.Н. 24 ноября 2022 года оформлен рецепт серии (номер) на препарат (данные изъяты) 500 мг № 240, который передан пациентом в аптечное учреждение ЗАО «Муром-Фармация».
В связи с отсутствием препарата в аптеке указанный рецепт отоварен Салову В.Н. не был.
06 декабря 2022 года лечащим врачом Салову В.Н. оформлен рецепт серии (номер) на (данные изъяты), по которому лекарство получено пациентом 13 декабря 2022 года.
Таким образом, в период с 24 ноября 2022 года по 13 декабря 2022 года образовался перерыв в лекарственном обеспечении пациента.
Данный препарат включен в Перечень жизненно необходимым и важнейших лекарственных препаратов. В связи с длительным необеспечением Салова В.Н. указанным препаратом, он вынужден был приобрести его самостоятельно. На приобретение лекарственного препарата Салов В.Н. затратила 9962 руб., которые подлежат взысканию в его пользу.
Прокурор Кирилова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить.
Истец Салов В.Н. в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области Баландина О.А. и представитель ответчика Платонова О.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что заявки на обеспечение Салова В.Н. льготным лекарственным препаратом в адрес Департамента здравоохранения Владимирской области не направлялись в 2022 году. Для обеспечения Салова В.Н. вышеуказанным препаратом необходимо соблюдение процедуры льготного лекарственного обеспечения. Процесс сбора документации, оформления заявки, рассмотрение заявки органом исполнительной власти, а также проведение закупочных процедур требует определенного времени и строго регламентированы действующим законодательством. Салов В.Н. не мог быть обеспечен приобретенным им лекарственным препаратом на момент самостоятельной покупки, он не стад дожидаться соблюдения установленной процедуры, и приобрел препарат по собственной инициативе, в связи с чем, отсутствуют основания доля взыскания денежных средств.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона № 323 - ФЗ к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-03 «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» (далее - Закон № 120-03).
Частью 1 ст. 57 Закона № 120-03 установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее по тексту также - Перечень), обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
Установлено, что Салов В.Н. состоит на учете в ГБУЗ ВО «Муромская центральная районная больница», а также наблюдается у (данные изъяты) в ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 1» с диагнозом (данные изъяты) имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета.
В соответствии с заключением протоколом заседания .... от 23 ноября 2022 года № 2022/11508 Салову В.Н. рекомендовано лечение препаратом (данные изъяты)
Лечащим врачом ГБУЗ ВО «Муромская городская больница № 3» Салову В.Н. 24 ноября 2022 года оформлен рецепт серии (номер) на препарат (данные изъяты) 500 мг № 240, который передан пациентом в аптечное учреждение ЗАО «Муром-Фармация».
В связи с отсутствием препарата в аптеке указанный рецепт отоварен Салову В.Н. не был.
06 декабря 2022 года лечащим врачом Салову В.Н. оформлен рецепт серии (номер) на (данные изъяты), по которому лекарство получено пациентом 13 декабря 2022 года.
Таким образом, в период с 24 ноября 2022 года по 13 декабря 2022 года образовался перерыв в лекарственном обеспечении пациента.
Данный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В связи с длительным необеспечением Салова В.Н. указанным препаратом, он вынужден был приобрести его самостоятельно. На приобретение лекарственного препарата Салов В.Н. затратил 9962 руб., что подтверждается соответствующим кассовым чеком.
В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи постановлением администрации области от 27.12.2021 № 894 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 года (далее - Программа № 894).
В разделе I Программы № 894 указано, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средства обязательного медицинского страхования.
Приложением 4 к Программе № 894 утвержден перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В указанный перечень входит препарат (данные изъяты)
В силу п.п. 2.12, 2.15, 2.19 положения о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области 05.12.2022 № 242, к полномочиям Министерства здравоохранения Владимирской области относится, в том числе координация деятельности органов исполнительной власти Владимирской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Владимирской области; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В результате ненадлежащей организации Министерством здравоохранения Владимирской области обеспечения Салова В.Н. льготным лекарственным препаратом нарушены его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.
Таким образом, необеспечение истца лекарственным препаратом повлекло существенное нарушение его прав на получение медицинской помощи бесплатно, а также значительные материальные потери.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отсутствие или недостаточное финансирование не может являться основанием для невыполнения установленных Конституцией РФ и федеральными законами социальных гарантий.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычныхусловиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, с ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу истца Салова В.Н. подлежат взысканию денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственного препарата в сумме 9962 руб., поскольку именно Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета на основании положений Постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Кроме того, Министерство здравоохранения, является учредителем государственных учреждений здравоохранения и несет ответственность за своевременно и полное обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований к ГБУЗ ВО «Муромская центральная районная больница» о взыскании денежных средств надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Муромского городского прокурора, действующего в интересах Салова В.Н., удовлетворить в части.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468, ОГРН 1023301285787) в пользу Салова В.Н., (дата) года рождения (СНИЛС (номер)), денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в сумме 9 962 руб. 00 коп.
В удовлетворении исковых требований Муромского городского прокурора в интересах Салова В.Н. к ГБУЗ ВО «Муромская центральная районная больница» (ИНН 3307010318) - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, а прокурором апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в мотивированном виде.
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2023 года.
Председательствующий судья О.Б. Синицына