Дело № 2-33/2023
УИД 75RS0022-01-2022-000981-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хилок, Забайкальского края 25 апреля 2023 года
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:председательствующего судьи Алтынниковой Е.М., с участием представителя истца помощника прокурора Рябовой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Щеглова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Хилокского района в интересах Мельник Анатолия Владимировича, Мельник Ольги Сергеевны, Наумова Сергея Александровича, Наумова Евгения Александровича, Семеновой Марины Ивановны, Афанасьевой Олеси Сергеевны к Администрации городского поселения «Могзонское», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о взыскании выкупной стоимости аварийного жилого помещения, о возложении обязанности обеспечить финансирование для оплаты выкупной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора обратился в суд с указанным иском ссылаясь на следующее. Прокуратурой Хилокского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилья, по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Проведенной проверкой установлено, что Постановлением Правительства Забайкальского края от 32.12.2013 г. № 606 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г. (далее Региональная программа). В соответствии с разделом 2 региональной программы таковая реализуется в четыре этапа: I этап-2013-2014 годы, II этап- 2014-2015 годы, III этап- 2015-2016 годы, IV этап-2016-2017 годы с окончательным сроком реализации. Из положений Раздела 4 региональной программы следует, что реализация программы осуществляется исполнителями программы - Министерством территориального развития Забайкальского края, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, органами местного самоуправления, Подведомственными учреждениями. Указал, что программа на территории городского поседения «Могзонское» до настоящего времени в полном объеме не реализована. Согласно заключению межведомственной комиссии от 26.12.2011 г. № 8 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежим сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания. Указанный дом включен в Региональную адресную программу. Не расселена до настоящего времени <адрес>, собственником которой является Афанасьева О.С. Согласно оценке выкупная стоимость аварийного жилого помещения составляет 354693 руб. Согласно заключению межведомственной комиссии от 26.12.2011 г. № 15 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес>, признан аварийным и подлежим сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания. Указанный дом включен в Региональную адресную программу. Не расселена до настоящего времени <адрес>, собственником которой является Семенова М.И.. Согласно оценке выкупная стоимость аварийного жилого помещения составляет 264759 руб. Согласно межведомственной комиссии от 26.12.2011 г. № 18 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес> признан аварийным и подлежим сносу в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации здания. Указанный дом включен в Региональную адресную программу. Не расселена до настоящего времени <адрес>, собственником которой является Мельник О.С., Мельник А.В., Наумов С.А., Наумов Е.А.. Согласно оценке выкупная стоимость аварийного жилого помещения составляет 449759 руб. Согласно приложению № 1 к Региональной программе подлежали расселению: многоквартирные дома по адресу: <адрес> - не позднее 3 квартала 2017 г., <адрес> - не позднее 4 квартала 2016 г., <адрес> – не позднее 4 квартала 2016 г. Решением Хилокского районного суда от 06.09.2022 г., вступившим в законную силу 25.10.2022 г., жилое помещение по адресу: <адрес> изъято для муниципальных нужд путем выкупа с выплатой в качестве выкупной стоимости в размере 354693 руб. 15.12.2021 г. администрация городского поселения «Могзонское» заключила соглашение с Семеновой М.И., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумовым С.А., Наумовым Е.А. об изъятии аварийных жилых помещений путем выкупа. В соответствии с п. 3.1.3 соглашений от 15.12.2021 г. администрация городского поселения обязалась выплатить выкупную стоимость Семеновой М.И., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумову С.А., Наумову Е.А. на изымаемые жилые помещения в течение 6 месяцев с момента подписания соглашения. Однако до настоящего времени администрацией городского поселения «Могзонское» не исполнены обязательства по оплате выкупной стоимости указанным гражданам по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения. Привел положения ЖК РФ, ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства».
Указал, что Семеновой М.И., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумовым С.А., Наумовым Е.А. выбран способ возмещения изъятых аварийных жилых помещений в виде выкупной стоимости, о чем свидетельствуют заключенные с администрацией городского поселения «Могзонское» 15.12.2021 г. соглашения. Согласно паспорту Региональной программы финансирования мероприятий за счет всех источников финансирования в 2013-2017 г. составляет 2829092640,42 руб., в том числе по источникам финансирования: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства- 1935367839,43 руб., средства краевого бюджета-402669545,27 руб., средства бюджетов муниципальных образований Забайкальского края. При этом согласно Приложению № 1 к Региональной программе стоимость переселения составляет: по многоквартирному дому по адресу: <адрес> (жилое помещение Афанасьевой О.С.) - 5322275,83 руб., из них 5289228,65 руб. – средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 33047,18 руб. – средства <адрес>, выделение средств местного бюджета не предусмотрено; по многоквартирному дому по адресу: <адрес> (жилое помещение Мельник О.С., Мельник А.В., Наумова С.А., Наумова Е.А.) – 8820938,05 руб., из них 8763457,06 руб. – средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 57480,99 руб.- средства <адрес>, выделение средств местного бюджета не предусмотрено; по многоквартирному дому по адресу: <адрес> ( жилое помещение Семеновой М.И.) – 2136206,70 руб., из них 2117552,70 руб. – средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 18654,00 руб. средства Забайкальского края, выделение средств местного бюджета не предусмотрено. Поскольку Региональная программа в п. Могзон до настоящего времени фактически не исполнена, длительное время нарушаются права Семеновой М.И., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумова С.А., Наумова Е.А., Афанасьевой О.С. Просит суд, взыскать с администрации городского поселения «Могзонское» в пользу Семеновой М.И. выкупную стоимость аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> размере 264759 руб.; взыскать с администрации городского поселения «Могзонское» в пользу Мельник О.С., Мельник А.В., Наумова С.А., Наумова Е.А. выкупную стоимость аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> размере 449759 руб. в долевом порядке по 112439,75 руб. каждому; взыскать с администрации городского поселения «Могзонское» в пользу Афанасьевой О.С. выкупную стоимость аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> размере 354693 руб.; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства обеспечить финансирование администрации городского поселения « Могзонское» для оплаты выкупной стоимости Семеновой М.И., Афанасьевой О.С., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумову С.А., Наумову Е.А. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Рябова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.
Материальные истцы – Мельник А.В., Мельник О.С., Наумов С.А.., Наумов Е.А., Семенова М.И., Афанасьева О.С. не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик – Администрация городского поселения «Могзонское» будучи извещенной о рассмотрении дела, своего представителя в суд не направила. В предыдущем судебном заседании представитель Администрации Маврина М.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что финансирование на выплату выкупной цены по соглашениям с Мельник А.В., Мельник О.С., Наумов С.А.., Наумов Е.А., Семенова М.И., и по решению суда в отношении Афанасьевой О.С. не поступало. Неоднократно данный вопрос пытались решить с Министерством строительства, городского хозяйства и транспорта Забайкальского края, направляли письменные обращения, однако ответа не последовало. До настоящего времени Региональная адресная программа на территории городского поселения «Могзонское» не реализована в полно объеме. Собственникам квартир Семеновой М.И., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумову С.А., Наумову Е.А., Афанасьевой О. Ос, по соглашениям и решению суда не выплачена выкупная стоимость изымаемых жилых помещений. в многоквартирных домах, признанных аварийными подлежащими сносу не выплачена.
Ответчик Министерство строительства, городского хозяйства и транспорта Забайкальского края о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя не направили.
Ответчик Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представителя не направили. От представителя по доверенности М.В. Макаровой поступило возражение, в котором она указала на следующее. На момент подачи искового заявления на территории Забайкальского края действовала региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 гг.. В программу были включены в том числе следующие многоквартирные дома: многоквартирный дом по адресу: <адрес>; <адрес>. Фонд возражает против исковых удовлетворения требований по следующим основаниям. В настоящее время завершился процесс реорганизации Фонда к Корпорации путем присоединения Корпорации к Фонду с одновременным ее преобразованием. Согласно положениям п. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», со дня завершения реорганизации при применении федеральных законов, актов Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти наименования «государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считается равнозначными. Правовую основу деятельности Корпорации составляли Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» ( далее- Закон № 185-ФЗ)и Федеральный закон от 30.12.2021 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ « О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ». Согласно п. 4 ст. 2 Закона № 158-ФЗ Корпорации предоставила финансовую поддержку бюджетам субъектов РФ на безвозвратной и безвозмездной основе на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Финансовая поддержка предоставлялась за счет собственных средств Корпорации на основании заявки, подаваемой полномочными органами субъекта РФ, в пределах рассчитанного лимита. Корпорации не участвовала в реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Корпорация предоставила финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, тем самым в полном объеме выполнив свои обязательства. Указала, что правовые основания для возложения обязанности на Корпорацию по обеспечению финансирования администрации городского поселения «Могзонское» для оплаты выкупной стоимости собственникам жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и включенными в Программу, отсутствуют. Просит в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Министерство финансов Забайкальского края в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дела в отсутствие представителя. От представителя по доверенности Е.Ю. Никишаевой поступило пояснение по исковом заявлению, в котором она указала на следующее. Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2013 года № 606 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 20132017 годы (далее – Региональная адресная программа). Региональная адресная программа реализуется в четыре этапа: I этап- 2013-2014 годы, II этап- 2014-2015 годы, III этап- 2015-2016 годы, IV этап- 2016-2017 годы с окончательным сроком реализации. Потребность в финансировании мероприятий Региональной адресной программы за счет всех источников в 2013-2017 годах составляет 2821164560,96 руб., в том числе по источникам финансирования: средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства ( далее- Фонд), - 1927439759,97 руб.; средства краевого бюджета – 402669545, 27 руб.; средства бюджетов муниципальных образований Забайкальского края- 491055255,72 руб., в том числе I этап-521943310,36 руб. в том числе по источникам финансирования: средства Фонда- 411423749,09 руб., средства бюджетов муниципальных образований Забайкальского края -110519561,27 руб.; II этап- 785939149,89 руб., в том числе по источникам финансирования: средства Фонда- 427962389,72 руб., средства краевого бюджета- 210730517,24 руб., средства бюджетов муниципальных образований-147246188,93 руб.; III этап- 942954487,75 руб., в том числе по источникам финансирования: средства Фонда- 641393841,59 руб., средств краевого бюджета- 84826631,74 руб., средства бюджетов муниципальных образований- 216734014,42 руб.; IV этап- 570327612,96 руб., в том числе по источникам финансирования: средства Фонда- 446659779,57 руб., средства краевого бюджета – 107112342,29 руб., средства бюджетов муниципальных образований- 16555491,10 руб. Согласно паспорту Региональной адресной программы исполнителями основных мероприятий программы являются муниципальные образования Забайкальского края, в том числе, городское поселение «Могзонское». Региональная адресная программа содержит перечь многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством РФ порядке аварийными до 1 января 2012 года, и окончательные сроки реализации основных мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья и сносу жилых помещений. В данный перечень входят дома, в рамках предъявленного искового заявления, в том числе: дом <адрес>. планируемая дата окончания переселения - IV квартал 2016 года, планируемая жата сноса многоквартирного дома – I квартал 2017 года; дом в <адрес>, планируемая дата окончания переселения - IVквартал 2016 года, планируемая дата сноса многоквартирного дома –I квартал 2017 года ; дом в <адрес>, планируемая дата окончания переселения - III квартал 2017 года, планируемая дата сноса многоквартирного дома- III квартал 2017 года. В рамках реализации Региональной адресной программы в 2013-2017 годах Министерством территориального развития Забайкальского края из бюджета Забайкальского края в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответственными законами Забайкальского края о бюджете, местным бюджетом из бюджета Забайкальского края предоставлены субсидии на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Средства бюджета Забайкальского края за указанный период были выделены в полном объеме согласно утвержденным бюджетным ассигнованиям на соответствующие финансовые года. Бюджетные ассигнования лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Считают, что в рамках данного спора повторное выделение лимитов бюджетных ассигнований на те же цели сверх утвержденных законом о бюджете края недопустимо, противоречит нормам действующего бюджетного законодательства. Полагают, что администрацией городского поселения «Могзонское» не исполнены обязательства по заключенным с материальными истцами соглашениям, поскольку выкупная стоимость изымаемых жилых помещений собственникам не выплачена. При обоснованности исковых требований, выкупная цена подлежит взысканию с администрации городского поселения «Могзонское» как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на которое жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположены аварийные дома, для нужд муниципального образования городского поселения «Могзонское».
Третьи лиц, не заявляющие самостоятельные требований – Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерство территориального развития Забайкальского края, извещенные о рассмотрении дела, своего представителя не направили.
Протокольным определением суда от 21 февраля 2023 года ненадлежащий ответчик – Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства заменено на надлежащего ответчика – Публично-правовую компанию «Фонд развития территорий».
Ответчик Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» извещенная о рассмотрении дела, своего представителя не направила. От представителя М.В.Макаровой поступили возражения на исковое заявление. В котором указала, что на момент подачи искового заявления на территории Забайкальского края действовала региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года, в которую были включены многоквартирные дома по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>. В связи с завершением процесса реорганизации Фонда развития территорий и Корпорации путем присоединения Корпорации к Фонду с одновременным её преобразованием, они считаются равнозначными. Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Корпорация представляла финансовую поддержку бюджетам субъектов РФ на безвозвратной и безвозмездной основе на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Финансовая поддержка предоставлялась за счет собственных средств Корпорации на основе заявки, подаваемой полномочными органами субъекта РФ, в пределах рассчитанного лимита. Корпорация не участвовала в реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Корпорация предоставила финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, тем самым в полном объеме выполнив свои обязательства. Считает, что отсутствуют основания для возложения обязанности на Корпорацию по обеспечению финансирования администрации городского поселения «Могзонское» для оплаты выкупной стоимости собственникам жилых помещений, расположенных в домах, признанных аварийными и включенными в Программу.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Процедура изъятия жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлена в ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Из содержания положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного Кодекса.
Частями 1 и 2, 5-9 ст.32 ЖК РФ установлено, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из общего толкования вышеприведенных законоположений, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, если собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).
Судом установлено, согласно заключению межведомственной комиссии № 8 от 26.12.2011 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания. (л.д.14).
Согласно заключению межведомственной комиссии № 15 от 26.12.2011 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания. (л.д.16).
Согласно заключению межведомственной комиссии № 18 от 26.12.2011 года многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания. (л.д.18).
Постановлением Администрации городского поселения «Могзонское» от 02 октября 2013 года № 93 утверждена муниципальная адресная Программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского поселения «Могзонское» на 2014 -2017 годы». Данное Постановление имеется в общем доступе в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Администрации городского поселения «Могзонское».
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 года № 606 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что получателями средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определены муниципальные образования Забайкальского края, выполнившие условия в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.07.2017 года № 185-фз «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе городское поселение «Могзонское». Получателем средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края. (п.2(1) Постановления).
В силу п. 11 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2017 года № 185-фз «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с разделом 2 Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2917 годы, Программа реализуется в четыре этапа: I этап - 2013 - 2014 годы, II этап - 2014 - 2015 годы, III этап - 2015 - 2016 годы, IV этап - 2016 - 2017 годы с окончательным сроком реализации.
В соответствии с разделом 4 Региональной адресной программы Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2917 годы, реализация программы осуществляется исполнителями программы - Министерством, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент), органами местного самоуправления, Подведомственным учреждением. Министерство помимо прочего, обеспечивает оформляют заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Муниципальные образования разрабатывают и представляют государственному заказчику соответствующие муниципальные программы, которые предусматривают процедуры переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с действую щим законодательством и в которых указываются, помимо прочего объемы финансирования мероприятий с указанием планируемых показателей реализации программы; перечень многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими реконструкции или сносу (собственники жилых помещений должны выбрать конкретные варианты переселения и взять на себя обязательства в письменной форме о реализации выбранного варианта переселения; общими собраниями собственников помещений должны быть приняты единогласные решения об участии в региональной программе по переселению граждан) и выполняют иные полномочия по переселению граждан из аварийного жилого фонда и контролю за соблюдением сроков реализации программы.
Согласно ч.6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2017 года № 185-фз «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Приложению № 1 к Региональной адресной программе Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2013 года № 606, многоквартирные жилые дома по адресу: <адрес> (порядковый номер 3), <адрес> (порядковый номер 10), <адрес> (порядковый номер 14) включены в указанную Региональную Программу.
Согласно паспорту Региональной адресной программы, данная программа разработана на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ее целями и задачами являются: ликвидация аварийного жилищного фонда на территории <адрес>; предоставление гражданам взамен аварийного жилья безопасных и комфортных жилых помещений. Срок реализации Программы по переселению жильцов <адрес> пгт. Могзон установлен: IV квартал 2016 года, <адрес> пгт. Могзон – III квартал 2017 года, срок программы до 01 сентября 2017 года. Стоимость переселения граждан, в о числе: (<адрес>) за счет средств Фонда – 532275,83 руб., за счет средств бюджета субъекта РФ – 5289228,65 руб., за счет средств местного бюджета - 33047,18 руб.; (<адрес>) за счет средств Фонда – 2136206,70 руб., за счет средств бюджета субъекта РФ – 2117552,70 руб., за счет средств местного бюджета - 18654,00 руб.; (<адрес>) за счет средств Фонда – 8820938.05 руб., за счет средств бюджета субъекта РФ – 8763457,06 руб., за счет средств местного бюджета - 57490,99 руб. (л.д.172-177).
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 20.06.2008 года, собственником <адрес> в <адрес> является Апрелкова Олеся Сергеевна (после заключения брака Афанасьева О.С.) (лд.52).
Согласно Договору на передачу квартир в собственность граждан от 10.11.1995 года, собственниками <адрес> в <адрес> являются: Мельник Анатолий Владимирович, Мельник Ольга Сергеевна, Наумов Сергей Александрович, Наумов Евгений Александрович. (л.д.97-98).
Из Договора купли-продажи квартиры, принадлежащей гражданину на праве личной собственности от 26.10.1993 года, собственником <адрес> в <адрес> является Семенова Марина Ивановна. (л.д. 139-140).
Постановлением Администрации городского поселения «Могзонское» от 11 сентября 2019 года № 93 изъяты у собственников для муниципальных нужд городского поселения «Могзонское» в связи с признанием многоквартирных домов по адресам: <адрес>. П. Могзон <адрес> аварийными и подлежащими сносу: земельный участок площадью 3220 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером <адрес> с местоположением: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес>; жилое помещение № общей площадью 36,0 кв.м. с кадастровым номером 75:20:260123:85 в многоквартирном жилом доме № 14, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Афанасьевой О.С.; земельный участок площадью 675 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером <адрес> с местоположением: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес>; жилое помещение № 3 общей площадью 31,7 кв.м. с кадастровым номером № многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Семёновой М.И.; земельный участок площадью 740 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес>; жилое помещение общей площадью 52.7 кв.м. с кадастровым номером 75:20:260119:98 в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности Мельник А.В., Мельник О.С., Наумову С.А., Наумову Е.А.
Афанасьевой А.С., Семёновой М.И., Мельник А.В., Мельник О.С., Наумову С.А., Наумову Е.А. 19.09.2019 года были направлены Уведомления об изъятии земельных участков и находящихся на них объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд. Разъяснено о возможности предоставления взамен изымаемых жилых помещений другие жилые помещения, с зачетом их стоимости при определении размера возмещения за изымаемые жилые помещения.
Согласно отчету № 49 от 31.05.2022 года рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес>, а также убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием квартиры, в том числе упущенная выгода составляет 329176 рублей, в том числе квартира – 259000 рублей, убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием квартиры, в том числе упущенная выгода – 74176 рублей. (л.д.19-61).
Согласно отчету № 112 от 07.12.2021 года рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес>, пгт. Могзон, <адрес>, а также убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием квартиры, в том числе упущенная выгода составляет 449759 рублей, в том числе квартира – 372000 рублей, убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием квартиры, в том числе упущенная выгода – 77759 рублей. (л.д.62-104).
Из содержания решения Хилокского районного суда от 06.09.2022 года, следует что в соответствии с отчетом № 75 от 24.08.2022 года рыночная стоимость квартиры по адресу: <адрес> <адрес>, а также убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием квартиры в том числе упущенная выгода составляет: 354693,00 рублей, в том числе квартира – 264000, 00 рублей, убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием квартиры, в том числе упущенная выгода – 90693,00 рубля. Данным решением исковые требования Администрации городского поселения «Могзонское» удовлетворены частично. У Афанасьевой Олеси Сергеевны изъято жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 36 кв.м. для муниципальных нужд путем выкупа с выплатой в качестве выкупной стоимости в размере 354693 (триста пятьдесят четыре тысячи шестьсот девяносто три) рубля. Прекратить право собственности Афанасьевой Олеси Сергеевны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после выплаты выкупной цены. Признать право собственности Администрации городского поселения «Могзонское» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после выплаты выкупной цены. Решение вступило в законную силу25.10.2022 года.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, вышеприведенное решение для данного дела имеет преюдициальное значение.
15 декабря 2021 года Администрацией городского поселения «Могзонское» и Семёновой М.И.. Наумовым Е.А., Наумовым С.А., Мельник О.С., Мельник А.В. были заключены Соглашения, где собственники изымаемых жилых помещенийв многоквартирных домах, признанных аварийными и непригодными для проживания, согласились на их выкупную стоимость.
Таким образом, из анализа вышеприведенного законодательства, исследованных доказательств, усматривается, что процедура изъятия земельных участков и жилых помещений, признанных аварийными и непригодными для проживания Администрацией городского поселения «Могзонское» соблюдена. Собственники жилых помещений согласились на выкупную стоимость изымаемых жилых помещений, Афанасьевой О.С. размер выкупной стоимости жилого помещения определен. Указанные выше жилые помещения включены в Региональную адресную программу Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Забайкальского края от 31.12.2013 года № 606. Исполнением данной программы осуществляется Министерством территориального развития Забайкальского края, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Получателем средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта, которое обеспечивает оформление заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Как указал административный ответчик - Публично-правовая к компания «Фонд развития территорий», в связи с завершением процесса реорганизации Фонда развития территорий и Корпорации путем присоединения Корпорации к Фонду с одновременным её преобразованием, они считаются равнозначными. Согласно п.4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Корпорация представляла финансовую поддержку бюджетам субъектов РФ на безвозвратной и безвозмездной основе на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Финансовая поддержка предоставлялась за счет собственных средств Корпорации на основе заявки., подаваемой полномочными органами субъекта РФ, в пределах рассчитанного лимита.
Согласно п.15 Устава Публично-правовой компании «Фонд содействия территорий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1231 (ред. от 17.09.2022) «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (вместе с «Положением о наблюдательном совете публично-правовой компании «Фонд развития территорий», «Уставом публично-правовой компании «Фонд развития территорий», к целям деятельности Фонда относятся: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан. В силу пункта 16 Устава, Фонд для достижения целей своей деятельности осуществляет следующие функции и полномочия: функции и полномочия, связанные с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Согласно пункту 18 Устава, к функциям и полномочиям, связанным с содействием модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, относятся: предоставление целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на комплексное развитие территории жилой застройки, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее - финансовая поддержка за счет средств Фонда).
Таким образом, функции Публично-правовой компании «Фонд содействия территорий» с момента завершения процесса реорганизации Фонда развития территорий и Корпорации путем присоединения Корпорации к Фонду с одновременным её преобразованием, после чего они тали считаться равнозначными, не изменились.
Как установлено судом в ходе судебного разбирательства по делу, программа на территории городского поселения «Могзонское» до настоящего времени не реализована в полном объеме, собственникам изъятых жилых помещений выкупная цена за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанные аварийными и непригодными для проживания до настоящего времени не выплачена, что влечен длительное нарушение прав и законных интересов Семеновой М.И., Мельник О.С., Мельник А.В., Наумова С.А., Наумова Е.А., Афанасьевой О.С.
При установленных судом обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Хилокского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Администрации городского поселения «Могзонское» в пользу Семеновой Марины Ивановны выкупную стоимость аварийного жилого помещения по адресу: <адрес> размере 264759 рублей.
Взыскать с Администрации городского поселения «Могзонское» в пользу Мельник Ольги Сергеевны, Мельник Анатолия Владимировича, Наумова Сергея Александровича, Наумова Евгения Александровича выкупную стоимость аварийного жилого помещения по адресу: <адрес> размере 449759 рублей в долевом порядке по 112439 рублей каждому.
Взыскать с Администрации городского поселения «Могзонское» в пользу Афанасьевой Олеси Сергеевны выкупную стоимость аварийного жилого помещения по адресу: <адрес> размере 354693 рубля.
Обязать Министерство строительства, дорожного развития территорий обеспечить финансирование администрации городского поселения «Могзонское» для оплаты выкупной стоимости жилых помещений Семеновой Марины Ивановны, Афанасьевой Олеси Сергеевны, Мельник Ольги Сергеевны, Мельник Анатолия Владимировича, Наумова Сергея Александровича, Наумова Евгения Александровича в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись. Верно.
Судья Алтынникова Е.М.
Решение в окончательной форме принято 12 мая 2023 года.