РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2024 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием ст. помощника Астраханского межрайонного прокурора Кудрявцева А.В., при секретаре Кайбалиевой Э.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к главе КФХ Рамазанов Р.Р. об обязании подать заявку в компетентный орган на получение согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что проведённой проверкой состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания установлен факт нарушения природоохранного законодательства.
С целью осуществления своей деятельности ГКФХ Рамазановым Р.Р. используется водный объект - <адрес> с целью забора (изъятия) водных ресурсов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №/Р выданного службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее- решение), сроком действия до 29.06.2040. Заявленный объем забора (изъятия) водных ресурсов составляет 384 тыс. м3/год. Забор водных ресурсов осуществляется по адресу: <адрес>, по географическим координатам, указанным в решении.
Согласно данных отчетности по форме 3.1 «Сведения полученные, в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» по результатам учета забора (изъятия) водных ресурсов за 3 квартал 2023 года ГКФХ Рамазановым Р.Р. на основании данного решения из водного объекта осуществлен забор водных ресурсов в объеме 322 тыс.м3.
В ходе анализа информации Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов и использованию акватории и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности у ГКФХ Рамазанов Р.Р. отсутствует. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не разработаны и не осуществляются.
Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболоваства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании изложенного Астраханский межрайонный природоохранный прокурор просил суд обязать главу КФХ Рамазанов Р.Р. в течение трех месяцев со дня вступления решения, суда в законную силу подать заявку в Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для получения согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта - <адрес> по адресу: <адрес>Б, в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384.
В судебном заседании участвующий в деле ст. помощник Астраханского межрайонного прокурора Кудрявцев А.В. заявленные в иске требования просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещён надлежаще, причины неявки не сообщил, возражений не представил.
Представитель третьего лица Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещён надлежаще, причины неявки не сообщил, возражений не представил.
Выслушав ст. помощника прокурора, исследовав доказательства, суд пришёл к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
Как установлено судом, проведённой Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой состояния законности в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлен факт нарушения природоохранного законодательства.
При осуществлении своей деятельности ГКФХ Рамазанов Р.Р. использует водный объект - <адрес> целью забора (изъятия) водных ресурсов на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №/Р, выданного службой природопользования и охраны окружающей среды <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Заявленный объем забора (изъятия) водных ресурсов составляет 384 тыс. м3/год. Забор водных ресурсов осуществляется по адресу: <адрес>, с. Яр-Яманцуг, <адрес>Б, по определённым в решении географическим координатам.
Согласно данных отчетности по форме 3.1 «Сведения полученные, в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов» по результатам учета забора (изъятия) водных ресурсов за 3 квартал 2023 года ГКФХ Рамазановым Р.Р. на основании данного решения из водного объекта осуществлен забор водных ресурсов в объеме 322 тыс.м3.
На основании ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. При этом на основании ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384, заявитель представляет в территориальный орган Росрыболовства заявку о согласовании, к которой прилагает проектную документацию или программу планируемых работ, обосновывающую внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
При этом в соответствии с Положением о мерах по, сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, к таким мерам относится: выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций); определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
В ходе анализа информации Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от 19.06.2023 № 02-02-11/3759 установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласование органов Росрыболовства на деятельность по забору (изъятию) водных ресурсов и использованию акватории и обоснование компенсационных выплат для целей искусственного воспроизводства водных биоресурсов в результате негативного воздействия деятельности у ГКФХ Рамазанова Р.Р. отсутствует. Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания не разработаны и не осуществляются.
Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Исходя из положений п. п. 8.1.17, 8.1.18 Положения о Волго-Каспийском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Росрыболовства от 17.09.2013 № 693, Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В силу положений ст. 6 Водного кодекса РФ, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При этом согласно ст.ст. 39, 42 Водного кодекса РФ, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В свою очередь, охрана окружающей среды представляет собой деятельность юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на принципах учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы; приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.
Непринятие ответчиком мер по выполнению мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и получению согласования органов Росрыболовства на хозяйственную деятельность по забору воды из водного объекта приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку в соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика в соответствующий бюджет, в связи с чем суд считает возможным взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к главе КФХ Рамазанов Р.Р. об обязании подать заявку в компетентный орган на получение согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта, удовлетворить.
Обязать главу КФХ Рамазанов Р.Р. в течение трех месяцев со дня вступления решения, суда в законную силу подать заявку в Волго-Каспийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству для получения согласования деятельности по забору водных ресурсов из водного объекта - <адрес>Б, в порядке, предусмотренном Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с главы КФХ Рамазанов Р.Р. (ОГРНИП №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. Мернов