11RS0009-01-2023-001552-41
Дело № 2-1341/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2023 года г. Емва Республика Коми
Княжпогостский районный суд Республике Коми в составе
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием представителя истца, Милановича П.А., действующего на основании доверенности от 25.08.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Милановича П. А., действующего в интересах Омельченко А. В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Миланович П. А., действующий в интересах Омельченко А. В., обратился в суд с требованием к администрации ГП «Емва» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемой, то есть не менее <данные изъяты> кв.м.. В обоснование указано, что Омельченко А.В. является нанимателями <адрес>. Жилое помещение признано непригодным для проживания, ответчик мер по переселению и предоставлению пригодного жилья не предпринимает.
На основании определения судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации МО МР «Княжпогостский».
Истец в судебном заседании участия не принимает, извещался судом надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Представитель АГП «Емва», АМО МР «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167,233 ГПК РФ суд, с учетом позиции представителя истца, при имеющихся доказательствах рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса в порядке заочного судопроизводства.
Суд, выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Омельченко А. В., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения на основании договора социального найма проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором он зарегистрирован с 17 июня 2005 года.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 25.03.2021 года <№> «О признании многоквартирного дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу» и распоряжения администрации ГП «Емва» от 30.03.2021 <№>-о многоквартирный жилой <адрес>, признан непригоден для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации ГП «Емва» от 22.07.2021 года внесено изменение в вышеуказанное распоряжение, а именно пункт 3 распоряжения изложен в новой редакции «В срок до 31.12.2026 года принять меры по переселению граждан из аварийного многоквартирного <адрес>
В материалах дела имеется информация, направленная в адрес истца от 10.08.2021 года и от 11.08.2022 года, в которых указано о предлагаемых жилых помещениях взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно тексту вышеуказанных писем следует, что были предложены жилые помещения по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Ответчик в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства, подтверждающие, что спорный дом на данный момент не включен в программу переселения из аварийного жилья, а также, что истец на момент вынесения решения суда по заявленным требованиям обеспечен пригодным для проживания жилым помещением.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57, ст. 87 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В случае если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (ст. 85 Жилищного кодекса РФ).
Жилищный кодекс РФ не содержит такого понятия, как жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии, а в соответствии с нормами п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Следовательно, правовые понятия «жилое помещение, находящееся в аварийном состоянии», и «жилое помещение, непригодное для проживания» являются сходными по своей правовой структуре.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Исходя из положений ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 -88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного Кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При установленных обстоятельствах, Омельченко А.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности МО МР «Княжпогостский», которое на основании распоряжения администрации ГП «Емва» от 30.03.2021 №33-о признано непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 15.09.2022 № 277, с 01.01.2023 полномочия администрации городского поселения «Емва» по решению вопросов местного значения, в частности: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ) переданы администрации муниципального района «Княжпогостский». Данное решение принято на срок до 31 декабря 2025 года.
01.10.2022 между администрацией муниципального района «Княжпогостский» и администрацией городского поселения «Емва» заключено соглашение о передаче части полномочий органами местного самоуправления городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский» (далее – Соглашение), согласно которому имущество, предназначенное для осуществления полномочий и находящееся в собственности городского поселения «Емва», передается в пользование администрации района на срок действия настоящего Соглашения (пункт 3.1 Соглашения). Соглашение заключается сроком до 31.12.2025 (пункт 7.1 Соглашения).
Пунктом 5.2 Соглашения установлено, что администрация района не несет ответственность по обязательствам администрации поселения, возникшим до 01.01.2023.
По представлению прокурора Княжпогостского района Республики Коми от 20.07.2023 между администрацией муниципального района «Княжпогостский» и администрацией городского поселения «Емва» 01.08.2023 заключено дополнительное соглашение № 1 к соглашению о передаче части полномочий органами местного самоуправления городского поселения «Емва» органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский», согласно которому пункт 5.2 Соглашения, о том, что администрация района не несет ответственность по обязательствам администрации городского поселения «Емва», возникшим до 01.01.2023, исключен.
Поскольку вопросы местного значения городского поселения «Емва» в части полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в том числе по предоставлению жилых помещений с 01.01.2023 переданы органам местного самоуправления муниципального района «Княжпогостский», суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения подлежит исполнению администрацией муниципального района «Княжпогостский».
С учетом вышеизложенного, требования Милановича П. А., действующего в интересах Омельченко А. В. к администрации МО МР «Княжпогостский» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории МО ГП «Емва» общей площадью не менее ранее занимаемой, то есть не менее 45,2 кв.м. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198,233 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Милановича П. А., действующего в интересах Омельченко А. В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию МО МР «Княжпогостский» предоставить Омельченко А. В., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по степени благоустройства на территории городского поселения «Емва» по договору социального найма в черте г. Емва, Княжпогостского района Республики Коми размером не менее <данные изъяты> квадратных метров.
В удовлетворении требований к АГП «Емва» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2023 года.
Судья - О.Н. Мишина