Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 04 сентября 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1337/2023 по административному иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 24 700 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – размещение нефтебазы, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 147 485 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником производственных зданий с кадастровыми номерами №, расположенных на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 24700 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – размещение нефтебазы, по адресу: №. По обращению административного истца в администрацию муниципального района Красноярский распоряжением от 10.08.2022 № 1084-з образован земельный участок, площадью 24 700 кв.м, кадастровый №, кадастровая стоимость которого определена актом об утверждении кадастровой стоимости № 2181 от 25.11.2022 в размере 14 676 987 рублей. Выкупная стоимость земельного участка составляет его кадастровую стоимость, которую административный истец считает завышенной, отличающейся от рыночной стоимости объекта в размере 7 147 485 рублей, что подтверждается отчетом об оценке от 05.04.2023 № 26-01р/23 ООО «Регион».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица администрация м.р. Красноярский Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области (до реорганизации филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрация с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не представили.
В дополнительных пояснениях на административный иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, указав, что стоимость нежилого здания, определенная в заключении эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый объект.
В письменном отзыве на административный иск администрация с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, установленную кадастровую стоимость объекта законной и обоснованной.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость служит налоговой базой для налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества и налога на имущество физических лиц (статьи 375 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, она устанавливается для целей выкупа или аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.20 и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником объектов недвижимого имущества - производственных зданий с кадастровыми номерами № расположенных на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 24700 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – размещение нефтебазы, по адресу: <адрес>
По состоянию на 01.01.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 46 472 757, 76 рублей Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех учтенных в едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Самарской области, и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальным районам и городским округам Самарской области», о чем сведения внесены в ЕГРН 16.01.2023.
По обращения административного истца, имеющего первоочередное право выкупа спорного земельного участка, распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации м.р. Красноярский Самарской области от 18.08.2022 № 1087-з согласовано предварительное предоставление земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов
Установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера выкупной цены объекта.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 14.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 6-01р/23 от 05.04.2023 оценщика Усольцевой Г.В. независимой оценочной компании ООО «Регион» по инициативе административного истца величина рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2022 составила 7 147 785 рублей.
По инициативе заинтересованных лиц администрации м.р. Красноярский Самарской области и ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» определением суда от 25.05.2023 по делу назначена судебная экспертиза с возложением оплаты ее проведения на заявителей.
Заключением эксперта № 144/08-2023-Э от 16.08.2023 ООО «Центр оценки и права «Визит» определена рыночная стоимость объекта оценки с кадастровым номером 63:26:1903030:264 по состоянию на 01.01.2022 в размере 8 694 400 рублей.
Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке объекта недвижимого имущества эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.
Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.
При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости спорного объекта заключение эксперта №144/08-2023-Э от 16.08.2023 ООО «Центр оценки и права «Визит».
Позиция администрации с.п. Красный Яр м.р. Красноярский Самарской области в письменном отзыве о законности установленной кадастровой стоимости доказательствами не подтвреждена.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости помещения равной его рыночной стоимости, определенной в заключение эксперта, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 8 694 400 (восемь миллионов шестьсот девяносто четыре тысячи четыреста) рублей.
Датой подачи заявления в суд считать 14.04.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2023.
Судья И.А. Щетинкина