Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-868/2023 ~ М-313/2023 от 13.02.2023

Дело № 2-868/2023

55RS0026-01-2023-000346-09

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Яковлева К.А.

при секретаре судебного заседания Черкашенко И.В.,

с участием помощника судьи Лямкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2023 года по адресу:
г. Омск, ул. Омская, д. 194А гражданское дело № 2-868/2023 по исковому заявлению Висловского О.А. к Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ТУ Росимущества в Омской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании реестровой ошибки, исключении сведений о границах земельного участка из ЕГРН, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Висловский О.А. обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением к Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ТУ Росимущества в Омской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании реестровой ошибки, исключении сведений о границах земельного участка из ЕГРН, установлении границ земельного участка. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является собственником жилого дома (квартиры) с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>, и земельного участка по этому же адресу с кадастровым номером . Земельный участок площадью 1 500 кв. м относится к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. С целью приведения земельного участка в соответствие требованиям действующего законодательства истец обратился в ООО «Родные Просторы». Однако, при подготовке межевого плана выяснилось, что имеется незначительное пересечение с земельным участком с кадастровым номером , который относится к категории земель - земли лесного фонда. Данная ошибка воспроизведена в ЕГРН при определении местоположения границ населенного пункта - <адрес>, поскольку граница была установлена по границе уже стоящего на учете многоконтурного земельного участка. Земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, расположен под жилым домом 1970 года постройки. Решением Омского районного суда Омской области по гражданскому делу № 2-458/2020 от 20.02.2020 установлен факт существования земельного участка с имеющимися в настоящее время границами с 1983 года, и его предоставления в пользование гражданам в 1994 году. Земельный участок учтен в ГКН с присвоением кадастрового номера 01.11.2005. Согласно архивным выпискам из похозяйственных книг администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, площадь земельного участка составляла от 1 100 кв. м (1991-1996 годы) до 1 500 кв. м (2002-2016 годы). Право собственности зарегистрировано на площадь - 1 500 кв. м, однако при уточнении площади, согласно заключению кадастрового инженера, установлено, что площадь земельного участка фактически составляет 1 249+/- 12 кв. м. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером сформирован в 2005 году, местоположение его границ определено с учетом действующего в тот период времени федерального законодательства (без межевого плана) и поставлен на кадастровый учет. Граница земель лесного фонда и населенного пункта проходит через земельный участок истца, пересекая при этом капитальные хозяйственные постройки, принадлежащие истцу, и возведенные предыдущими собственниками, постройки существуют на земельном участке более 30 лет. Согласно заключению кадастрового инженера, сведения о земельном участке с кадастровым номером (земли лесного фонда) внесены в ЕГРН 24.09.2013. Сведения о черте населенного пункта с. Петровка внесены в ЕГРН на основании карты (плана) объекта недвижимости от 10.03.2014, граница установлена по стоящему на учете многоконтурному земельному участку с кадастровым номером . Поскольку земельный участок истца сформирован из земель населенного пункта и предоставлен гражданину до установления границ населенного пункта и до 01.01.2016, то выявленное пересечение границ земельного участка истца и границ населенного пункта с. Петровка, а также границ лесного участка, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка с кадастровым номером установлена по существующим ограждениям. Согласование местоположения границы земельного участка с кадастровым номером в точках н5-10 не требуется (в месте пересечения границ). В точках 11-н1 согласование с Администрацией Омского муниципального района Омской области произведено. С учетом требований действующего законодательства, в настоящее время нахождение спорного земельного участка с предлагаемыми координатами характерных точек в границе лесного участка, в том числе, в случае внесения в ЕГРН сведений о регистрации на него права собственности Российской Федерации и о местоположении границы указанного лесного участка, не препятствует установлению местоположения границы спорного участка и внесению в ЕГРН соответствующих сведений. С учетом уточнения исковых требований истец просит признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес> в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района с реестровым номером , в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>, в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района с реестровым номером части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>, в соответствии с межевым планом от 02.08.2022, подготовленным кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н., по следующим координатам характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

(том 1, л.д. 6-11, том 2, л.д. 139).

В судебное заседание истец Висловский О.А. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Висловского О.А. - Баженова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков Главного управления лесного хозяйства Омской области, Федерального агентства лесного хозяйства, Администрации Омского муниципального района Омской области, администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ТУ Росимущества в Омской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

От представителя администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в материалы дела поступило заявление, согласно которому администрация поселения не возражает против удовлетворения исковых требований Висловского О.А.

От представителя Федерального агентства лесного хозяйства Сухих А.С., действующего на основании доверенности, в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется (том 1, л.д. 129-130).

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Омской области, САУ Омской области «Омский лесхоз», филиала ППК «Роскадастр» по Омской области, третьи лица Пестов А.В., Соколова Г.Ф., Соколов Н.Г. в судебное не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

С учетом положений ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства, против чего строна истца не возражала.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Как следует из ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Согласно сведениям из ЕГРН истцу - Висловскому О.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение с кадастровым номером , площадью 58,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, кв. б/н. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Дата регистрации права - 23.06.2020 (том 1, л.д. 13, 125-127). Указанное жилое помещение определяется в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером .

Из материалов дела также усматривается, что 01.11.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 500 кв. м, с местоположением: <адрес>, относящийся к категории земель - земли населенного пункта, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Собственником земельного участка является
Висловский О.А., дата возникновения права - 23.06.2020 (том 1, л.д. 118-121).

В границах указанного земельного участка определяется объект недвижимости с кадастровым номером .

По сведениям ЕГРН на кадастровом учете находится объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером , площадью 58,4 кв. м, с расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>. Сведения о правах на указанный объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют (том 1, л.д. 122-124).

Согласно материалам дела на кадастровом учете находится земельный участок с кадастровым номером , с местоположением: <адрес> Правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования данным земельным участком является САУ Омской области «Омский лесхоз», дата регистрации права - 15.10.2015. Правообладателем на праве собственности является Российская Федерация (том 1, л.д. 15).

Кроме того, на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , с местоположением: . Право собственности за Российской Федерацией на указанный земельный участок зарегистрировано 23.06.2016 (том 1, л.д. 16).

В ходе судебного разбирательства установлено, что по заказу истца кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н. подготовлен межевой план от 02.08.2022 в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (том 1, л.д. 18-26).

Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в данном межевом плане, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером выявлено пересечение с земельным участком с кадастровым номером , который относится к категории земель лесного фонда. Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 01.11.2005, сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в ЕГРН 24.09.2013. При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, а именно пересечение границы земельного участка с кадастровым номером и границы населенного пункта. Сведения о черте населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района Омской области внесены в ЕГРН на основании карты (плана) объекта недвижимости от 10.03.2014, граница установлена по стоящему на учете многоконтурному земельному участку с кадастровым номером . Решением Омского районного суда Омской области по делу № 2-458/2020 от 20.02.2020 установлен факт существования земельного участка по адресу: <адрес>, с 1983 года, и его предоставление в пользование гражданам в 1994 году. Таким образом, выявленное пересечение границ земельного участка с кадастровым номером и границ населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района <адрес> не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером . Граница земельного участка с кадастровым номером установлена по существующим ограждениям. По результатам кадастровых работ площадь земельного участка с кадастровым номером составила 1 249 кв. м, площадь участка по сведениям ЕГРН составляет 1 500 кв. м.

В связи с выявленным кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н. фактом пересечения фактических границ земельного участка с кадастровым номером с границами земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда, а также с границами населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района Омской области, истец обратился в суд с настоящими уточнёнными исковыми требованиями, разрешая которые суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Пунктом 4 ст. 212 ГК РФ предусмотрено, что права всех собственников защищаются равным образом.

В силу пункта 1 статьи 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с положениями ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

По правилам ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.

Согласно положениям ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В случаях, предусмотренных федеральным законом, основные сведения о сооружении могут изменяться в результате капитального ремонта сооружения. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Кроме того, статьей 8 Федерального закона № 218-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 21 Закона о государственной регистрации недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных ч. 1 ст. 43 и ч. 6 ст. 61 Закона государственной регистрации недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Согласно п. 3 указанных Правил установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Из п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» усматривается, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с п. 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

Как следует из пп. 1.1. - 1.3 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом от 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Восстановление границ земельного участка выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им земельных участков.

Согласно п. 2 указанной Инструкции, межевание земель включает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Как усматривается из ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Статья 60 Земельного кодекса РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 22 Федерального закона № 218-ФЗ установлены требования, предъявляемые к межевому плану.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 указанного федерального закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ в межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлен порядок согласования местоположения границ земельных участков, согласно которому местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 221-ФЗ).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса установлен запрет на формирование земельных участков таким образом, чтобы это привело к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости (как земельных участков так и капитальных строений) и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушениям требований Земельного кодекса и других федеральных законов.

В соответствии со ст.ст. 9, 10 ГК РФ, ст.ст. 3, 4 ГПК РФ защите подлежит лишь нарушенное либо подвергающееся возможному нарушению право. Наличие нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов лица, обращающегося в суд, является обязательным условием для реализации права на судебную защиту. Предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

Из статьи 10 ГК РФ следует необходимость соблюдения соразмерности избранного способа защиты нарушенному праву.

В силу ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», положений ст. 64 Земельного кодекса РФ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке.

Исходя из смысла и содержания приведенных правовых норм, при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования, в основе которого лежит добровольное соглашение сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как уже ранее установлено судом, истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 20.06.2020, принадлежат жилое помещение с кадастровым номером , площадью 58,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кв. б/н, и земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 500 кв. м, с местоположением: <адрес>, относящийся к категории земель - земли населенного пункта, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Ранее, указанное жилое помещение принадлежало на праве общей совместной собственности К.Н.И., Л.С.А., что подтверждается регистрационным удостоверением от 14.09.1994 (том 1, л.д. 56, 82).

Как следует из материалов дела, и установлено вступившим в законную силу решением Омского районного суда Омской области от 20.02.2020 по делу № 2-458/2020 за К.Н.И. признано право собственности на земельный участок общей площадью 1 500 кв. м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

При разрешении заявленных требований по делу № 2-458/2020 судом установлено, что, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.02.2020, здание с кадастровым номером , площадью 58,4 кв. м, назначение: жилое, наименование: объект индивидуального жилищного строительства, 1970 года постройки, расположено по адресу: <адрес>,
<адрес>, в пределах земельного участка с кадастровым номером , сведения о правообладателях отсутствуют.

Вместе с тем, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права квартира, расположенная по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 58,4 кв. м, принадлежит на праве собственности К.Н.И., на основании распоряжения Главы администрации Омского района Омской области от 14.09.1994 и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом М.О.В.

Согласно техническому паспорту на жилой дом по адресу: <адрес>, от 28.07.2008, указанный объект недвижимости 1970 года постройки, является одноэтажным, имеет общую площадь 58,4 кв. м, жилую площадь 38,6 кв. м, и состоит из трех комнат, двух коридоров, кухни, санузла, веранды и террасы. Правообладателями объекта недвижимости значатся Л.С.А. и К.Н.И. на основании регистрационного удостоверения от 14.09.1994 (том 1, л.д. 60-67).

Судом при разрешении исковых требований по делу № 2-458/2020 установлено, что квартира по адресу: <адрес>, фактически является индивидуальным жилым домом.

Также судом отмечено, что, согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 20.09.2019 № 7, выданной администрацией Петровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, К.Н.И. принадлежит земельный участок общей площадью 1 700 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственных книгах сделана запись: № 4 стр. 49 лицевой счет 168 за 1997-2001 гг. Петровская сельская администрация, № 4 стр. 91 лицевой счет 231 за 2002-2007 гг. Петровское сельское поселение, № 4 стр. 87 лицевой счет 224 за 2008-2011 гг. Петровское сельское поселение, № 7 стр. 13 лицевой счет 6 за 2011-2015 гг. Петровское сельское поселение, № 8 стр. 14 лицевой счет 6 за 2016-2020 гг. Петровское сельское поселение.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области от 13.02.2020, земельный участок с кадастровым номером 55:20:170501:2293, расположен в кадастровом квартале , дата присвоения кадастрового номера - 01.11.2005, адрес: <адрес>,
<адрес>, площадь 1 500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о правообладателе отсутствуют.

Согласно архивной выписке из похозяйственных книг, представленной администрацией Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области 18.02.2020, К.Н.И. пользуется земельным участком по адресу: <адрес>, с 1994 года, в похозяйственных книгах имеются следующие сведения о домохозяйстве по указанному адресу: похозяйственная книга № 5 стр. 3, лицевой счет № 275 за 1991-1996 гг., земля, находящаяся в пользовании хозяйства, 1 100 кв. м; похозяйственная книга № 4, стр. 50, лицевой счет № 168 за 1997-2001 гг., земля, находящаяся в пользовании хозяйства, 0,17 га; похозяйственная книга № 4 стр. 92, лицевой счет № 231 за 2002-2007 гг., земля, находящаяся в пользовании хозяйства, 0,15 га; похозяйственная книга № 4 стр. 88, лицевой счет № 224 за 2008-2011 гг., земля, находящаяся в пользовании хозяйства, 0,15 га; похозяйственная книга № 7 стр. 13, лицевой счет № 6 за 2011-2016 гг., земля, находящаяся в пользовании хозяйства, 15 соток.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен К.Н.И. и членам ее семьи для ведения личного подсобного хозяйства в 1994 году.

Постановлением администрации Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 09.11.2010 «Об установлении вида разрешенного использования» земельному участку с кадастровым номером по адресу: <адрес> установлен вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (том 1, л.д. 32-36).

Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Родные просторы»
Вдовченко Н.Н. от 2023 года, при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером выявлено пересечение границ земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером , а также с границей населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района Омской области с реестровым номером сведения о которых содержатся в ЕГРН. С целью внесения в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером требуется исключить из ЕГРН сведения о части координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , границ населенного пункта с реестровым номером (том 2, л.д. 112-115).

В соответствии со статьей 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов указанных в ней субъектов частного и публичного права.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд оценивает заключение специалиста с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Ходатайство о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы сторонами в ходе рассмотрения дела заявлено не было. При этом суд отмечает, что ответчики в судебное заседание не явились, выводы, сформулированные кадастровым инженером в своем заключении, содержащемся в межевом плане от 02.08.2022, а также в заключении, подготовленном в 2023 году, не оспаривали.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным оценить заключения кадастрового инженера по правилам статьи 67, части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.

При этом суд учитывает, что указанные выше заключения выполнены специалистом, имеющим соответствующую квалификацию и опыт, выводы, изложенные в названных заключениях, согласуются с иными представленными в дело доказательствами. Доказательств, ставящих под сомнение выводы кадастрового инженера, опровергающих заключения, суду не представлено.

Таким образом, судом принимается названное выше заключение кадастрового инженера, выполненное в 2023 году, а также заключение кадастрового инженера, изложенное в межевом плане от 02.08.2022, подготовленном кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н., наряду с иными доказательствами, материалами, представленными в настоящее дело.     

Из указанного выше межевого плана от 02.08.2022, подготовленного кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н., усматривается, что хозяйственные постройки, расположенные в фактических границах земельного участка с кадастровым номером , находятся за пределами населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в границах земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда.

Вместе с тем, согласно содержащимся в материалах инвентаризационных дел на домостроение по адресу: <адрес>, ситуационным планам (схемам) земельного участка (по состоянию на 28.07.2008, на 11.07.1994), в фактических границах земельного участка с кадастровым номером располагаются указанные хозяйственные постройки (том 1, л.д. 62, оборот, л.д. 80).

В представленных стороной истца фотопланах спорного земельного участка с кадастровым номером разных лет (2013-2021 гг.), отчетливо видны фактические границы данного земельного участка, определяемые посредством искусственных сооружений (ограждения), соответствующие конфигурации указанного участка, обозначенной в инвентаризационных материалах (том 2, л.д. 1-9).

Проанализировав в порядке ст. 67 ГПК РФ в совокупности и взаимосвязи установленные по делу обстоятельства, в том числе, обстоятельства, установленные решением Омского районного суда Омской области по делу № 2-458/2020, представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок, которому в дальнейшем присвоен кадастровый , существует на местности в фактических границах, установленных в заключении кадастрового инженера, содержащемся в межевом плане от 02.08.2022, более 15 лет, предоставлен в пользование предыдущим правообладателям данного земельного участка в 1994 году, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ, и которым истец продолжает пользоваться по настоящее время.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.

В соответствии с положениями чч. 1-5 ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка (ч. 1).

Если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок (ч. 2).

В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (ч. 3).

Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка (ч. 4).

В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (ч. 5).

Согласно ч. 11 ст. 60.2 Федерального закона № 218-ФЗ подлежит снятию с государственного кадастрового учета лесной участок, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка, если в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, или устранения реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 настоящей статьи, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов. Снятие с учета указанного лесного участка и (или) государственная регистрация прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка органом регистрации прав осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав на иные земельные участки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, на основании заявления и документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, или при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в частях 4, 5 и 9 настоящей статьи.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2026 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

По правилам ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2026 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года; 2) смежным земельным участком является лесной участок.

В случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок (ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).

В соответствии с ч. 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

Как следует из положений чч. 4, 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ).

Разрешая заявленные уточненные исковые требования, суд учитывает вышеприведенные правовые нормы, обстоятельства дела, представленные доказательства, согласующиеся между собой, в том числе, заключения кадастрового инженера, инвентаризационные материалы, содержащие схемы спорного земельного участка, обстоятельства, установленные решением Омского районного суда Омской области по делу № № 2-458/2020, фотопланы спорного земельного участка разных лет.

Представленными в дело доказательствами достоверно подтверждается, что местоположение координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда, а также границ населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района Омской области определены без учета фактических границ земельного участка с кадастровым номером , существующего на местности более 30 лет.

В указанной связи суд полагает возможным признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером с местоположением: <адрес>, в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района с реестровым номером в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Также суд полагает необходимым исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>, в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района с реестровым номером , в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Кроме того, учитывая обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, свидетельствующие о фактическом расположении границ земельного участка с кадастровым номером , суд полагает возможным также установить границы земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>,
<адрес>, в соответствии с межевым планом от 02.08.2022, подготовленным кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н., по следующим координатам характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес> в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Признать реестровой ошибкой содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района с реестровым номером в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером с местоположением: <адрес> в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах населенного пункта <адрес> сельского поселения Омского муниципального района с реестровым номером , в части следующих координат характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , с местоположением: <адрес>,
<адрес>, в соответствии с межевым планом от 02.08.2022, подготовленным кадастровым инженером ООО «Родные просторы» Вдовченко Н.Н., по следующим координатам характерных точек:

Обозначение характерных точек координат

Координаты, м

X

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

К.А. Яковлев

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2023

2-868/2023 ~ М-313/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Висловский Олег Александрович
Ответчики
ТУ Росимущества в Омской области
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Администрация Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Федеральное агентство лесного хозяйства
Администрации Омского муниципального района Омской области
Главное управление лесного хозяйства Омской области
Другие
САУ Омской области «Омский лесхоз»
Соколов Евгений Григорьевич
Пестов Андрей Владимирович
Соколова Галина Федоровна
Филиал ППК "Роскадастр" по Омской области
Управление Росреестра по Омской области
Баженова Юлия Витальевна
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Яковлев Константин Александрович
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Подготовка дела (собеседование)
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
07.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
07.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
29.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее