86RS0002-01-2023-003908-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2023 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:
председательствующего судьи Козыревой М.А.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой С.Д.,
с участием истца – Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора – помощника прокурора города Нижневартовска Ушаковой К.В., действующей на основании доверенности от <дата> №,
представителя ответчика – акционерного общества «СИТЭК» Ошнуровой Д.М., действующей на основании доверенности от <дата> №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4261/2023 по исковому заявлению исковому заявлению Ханты-Мансийского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Северо-Уральское управления Ростехнадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Природнадзор Югры, к акционерному обществу «СИТЭК», об устранении нарушений природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства промышленной безопасности,
установил:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Нижневартовский городской суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды, установлено, что ответчик осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: г.Нижневартовск, <адрес> Эксплуатация котельной осуществляется с использованием газа, транспортируемого на основании договора, заключенного с ООО «Нижневартовскгаз». В нарушение ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 ответчиком инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена. В нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, Приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 ответчиком не разработана программа производственного экологического контроля и не утверждена, производственный контроль не осуществляется, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченный орган в установленном порядке не предоставляется. В нарушение ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 ответчиком до настоящего времени не утвержден проект санитарно-защитной зоны для котельной, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформлено. Также выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации котельной. Так, установлено, что давление газа в эксплуатируемых водогрейных котлах составляет 0,6 Мпа, расчетная температура воды 115 градусов, что на основании критериев, определенных в подп. «а» п. 1 приложения № 1 и подп. 2 п. 4 приложения № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», относит их к опасным производственным объектам III класса опасности. В нарушение ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 эксплуатируемая ответчиком котельная в реестре опасных производственных объектов не состоит, соответствующий класс опасности ей не присвоен, что не позволяет уполномоченным органам осуществлять надлежащий надзор и контроль за его техническим состоянием, в связи с чем создается повышенный риск аварии, и, как следствие, причинение вреда как здоровью людей и имущественному комплексу, так и компонентам окружающей среды. Кроме того, в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 у ответчика отсутствует лицензия на эксплуатацию взровопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности, что является грубым нарушением лицензионного законодательства. Полагает, что эксплуатация опасного производственного объекта с вышеперечисленными нарушениями требований промышленной безопасности создает реальную опасность причинения вреда в будущем, может привести к авариям на таких объектах, сопряженным с неконтролируемым выбросом природного газа и продуктов горения в атмосферный воздух, приведет к его загрязнению, что также ставит под угрозу экологическую безопасность жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Просит обязать АО «СИТЭК»: 1) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, ул. Индустриальная, д. 65; 2) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подать в Природнадзор Югры заявление о постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; 3) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; 4) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, а также обратиться в Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны; 5) обеспечить эксплуатацию объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу при наличии отчета об инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую сред, утвержденной программы производственного экологического контроля, разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии её санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам; 6) по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Северо-Уральское управление Ростехнадзора для государственной регистрации в качестве опасного производственного объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; 7) по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Северо-Уральское управление Ростехнадзора для получения лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II. III классов опасности с целью эксплуатации объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; 8) запретить АО «СИТЭК» по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять эксплуатацию опасного производственного объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, в отсутствие государственной регистрации его в качестве опасного производственного объекта, а также лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II. III классов опасности.
Определением суда от <дата> производство по делу прекращено в части исковых требований: в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; обязать АО «СИТЭК» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу подать в Природнадзор Югры заявление о постановке на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; обязать АО «СИТЭК» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программу производственного экологического контроля для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>; в связи с отказом от части исковых требований.
Представитель истца прокурор Ушакова К.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Ошнурова Д.М. в судебном заседании против требований не возражала, просила срок исполнения решения суда продлить до 2028 года.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Северо-Уральское управление Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Природнадзор Югры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, следует из материалов дела, что истцом проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения, выявлены нарушения, выразившиеся в длительной эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие проведения инвентаризации, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I-III классов опасности, разработанной и утвержденной программы производственного экологического контроля, разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, а также без постановки на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Проверкой также установлено, что ответчик осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: ХМАО-Югра, г.Нижневартовск, <адрес>.
Эксплуатация котельной осуществляется с использованием газа, транспортируемого на основании договора от <дата> № оказания услуг по техническому обслуживанию оборудования сети газопотребления, заключенного с ООО «Нижневартовскгаз» (том 1 л.д.87-91).
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту – Федерального закона № 7-ФЗ) эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу пункта 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2 ст. 67 Федерального закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, программа производственного экологического контроля (далее по тексту - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 5 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Согласно пункту 7 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Размер санитарно-защитной зоны для производственных (промышленных) площадок определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 №74.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п.2.2 СанПиН ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п.2.3 СанПиН).
Согласно пункту 4.1 СанПиН установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования СЗЗ с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Таким образом, исполнение программы наблюдений является составляющей частью установления СЗЗ.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) (п.4.3 СанПин).
Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222.
Согласно п. 2 Правил правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии с Правилами (п.1) санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В силу п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, не опровергнуто ответчиком, что обществом до настоящего времени не утвержден проект санитарно-защитной зоны для котельной, санитарно-эпидемиологическое заключение в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформило.
В ходе проверки истцом выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации котельной.
Как установлено проверкой, никем не оспаривалось, что давление газа в эксплуатируемых водогрейных котлах составляет 0,6 Мпа, расчетная температура воды 115 градусов.
В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Федеральный закон № 116-ФЗ), опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты с учетом критериев идентификации и классификации, указанных в Приложении 1, к Федеральному закону N 116-ФЗ, с примечаниями и установленными ограничениями.
В соответствии с Приложением №1 к Федерльному закону №116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности (п. 3 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ).
В соответствии с п.п.2 пункта 4 Приложения №2 к Федеральному закону № 116-ФЗ для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно.
Таким образом, эксплуатируемые ответчиком на газу водогрейные котлы, которые входят в состав котельной, на основании критериев, определенных в подп. «а» п. 1 Приложения №1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, являются опасными производственными объектах, а поскольку давление газа в используемых котлах составляет 0,5 мегапаскаль, то согласно плдп.2 п. 4 Приложения №2 к Закону такие объекты относятся к III классу опасности.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Однако, как установлено судом, подтверждается материалами дела, эксплуатируемая ответчиком котельная в реестре опасных производственных объектов не состоит, соответствующий класс опасности ей не присвоен.
Основания включения в ежегодный план и периодичность проведения проверок организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, установлены положениями Федерального закона №116-ФЗ, в частности, п. 5, 5.1 ст. 16.
Для федерального государственного надзора в области промышленной безопасности устанавливаются следующие особенности применения системы оценки и управления рисками при проведении плановых контрольных (надзорных) мероприятий: а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности проведение плановых выездных проверок осуществляется не чаще одного раза в год; б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности проведение плановых выездных проверок осуществляется не чаще одного раза в три года (пункт 8 статьи 16 Федерального закона №116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Приложения к Положению о лицензировании к перечню выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности относятся: использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
Лицензирование указанной деятельности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 3 Положения о лицензировании).
Материалами дела установлено, что у ответчика отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности, что является нарушением лицензионного законодательства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Указанные требования ответчиком не соблюдаются.
Кроме того, в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект.
Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте").
Эксплуатация опасного производственного объекта с вышеперечисленными нарушениями требований промышленной безопасности создает реальную опасность причинения вреда в будущем, что может привести к авариям на таких объектах, сопряженным с неконтролируемым выбросом природного газа и продуктов горения в атмосферный воздух, а также загрязнению, что также ставит под угрозу экологическую безопасность граждан.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 Федерального закона № 7-ФЗ). При этом к видам негативного воздействия, согласно ст. 16 Закона, относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно абз. 10 ст. 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами РФ, и техническими регламентами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается, в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Допущенные нарушения требований законодательства при эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом установленных обстоятельств, поскольку факт нарушения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства нашел свое подтверждение, требования истца обоснованные, подлежат удовлетворению.
В связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, а также обратиться в Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны; обеспечить эксплуатацию указанного объекта - по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу при наличии отчета об инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую сред, утвержденной программы производственного экологического контроля, разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии её санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом положений абз. 2 п. 1 Правил № 22 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования; принимая во внимание, что деятельность ответчика оказывает негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатация источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без проекта санитарно-защитной зоны, свидетельствующего о наличии либо отсутствии вредного воздействия, и в случае превышения предельно допустимых концентратов без установления санитарно-защитной зоны и получения положительно заключения, является нарушением действующего законодательства; суд не может согласиться с доводами ответчика об установлении срока исполнения решения суда до 2028 года, в связи с чем полагает возможным установить сроки, заявленные в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковые требования Ханты-Мансийского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «СИТЭК», об устранении нарушений придоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства промышленной безопасности, удовлетворить.
Обязать акционерное общество «СИТЭК» (ИНН 8603089099):
в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для объекта – «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, а также обратиться в Управлением Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны;
обеспечить эксплуатацию объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу при наличии отчета об инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую сред, утвержденной программы производственного экологического контроля, разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии её санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам;
по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Северо-Уральское управление Ростехнадзора для государственной регистрации в качестве опасного производственного объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>;
по истечении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Северо-Уральское управление Ростехнадзора для получения лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II. III классов опасности с целью эксплуатации объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>;
запретить АО «СИТЭК» по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять эксплуатацию опасного производственного объекта - «Газоснабжение котельной АО «СИТЭК», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, г.Нижневартовск, <адрес>, в отсутствие государственной регистрации его в качестве опасного производственного объекта, а также лицензии на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II. III классов опасности.
Взыскать с акционерное общество «СИТЭК» (ИНН 8603089099) в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.
Судья М.А.Козырева
Мотивированное решение составлено 14.07.2023
«КОПИЯ ВЕРНА» Подлинный документ находится в Судья ______________ М.А. Козырева Нижневартовском городском суде
Секретарь с/з _________ С.Д.Ибрагимова ХМАО-Югры в деле № _________
« ___ » _____________ 2023 г. Секретарь с/з_____С.Д.Ибрагимова