Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-409/2023 от 17.10.2023

Судья: Феоктистова О.А. Дело № 77- 512(409)/2023

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2023 года г. Омск

Судья Омского областного суда Ведерникова Н.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника департамента образования Администрации города Омска Соловьева Ю.А. на постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Омской области от 10 июля 2023 г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 сентября 2023 г., вынесенные в отношении департамента образования Администрации города Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Омской области Поповой А.П. от 10 июля 2023 г. департамент образования Администрации города Омска (далее – Департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Департамент обжаловал постановление в районный суд.

Решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 сентября 2023 г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника департамента – без удовлетворения.

В настоящей жалобе защитник департамента образования Администрации города Омска Соловьев Ю.А. просит состоявшиеся по делу акты отменить. Указывает, что Департамент является распорядителем бюджетных средств между подведомственными учреждениями в пределах выделенных ассигнований. В связи с недостаточностью бюджетного финансирования Департамент не может исполнить возложенные на него функции. Органом принимались все возможные меры для исполнения требований исполнительного документа. Неисполнение решения суда связано с отсутствием денежных средств в необходимом объеме, дефицитом бюджетных ассигнований, распределяемых исходя из возможностей доходной базы бюджета и приоритетности мероприятий по решению вопросов местного самоуправления. Полагает, что судом не учтены фактические обстоятельства дела, особенности бюджетного финансирования. Самостоятельно провести работы, указанные в судебном акте, БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 70» не имеет возможности, поскольку внебюджетных источников финансирования не получает. Полагает, что вина и состав административного правонарушения в действиях департамента отсутствует.

В судебном заседании защитник департамента образования Администрации города Омска Соловьев Ю.А., представитель административного органа не принимали участия, о слушании дела по жалобе извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

На основании ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В силу ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, 16 июня 2015 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Омской области в отношении департамента возбуждено исполнительное производство № 42628/15/55007-ИП (л.д. 30) на основании исполнительного листа Октябрьского районного суда г. Омска, выданного 2 мая 2015 г. по гражданскому делу № 2-254/2015(2-5155/2014), содержащего требование: возложить на БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 70», департамент образования Администрации города Омска обязанность устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (л.д. 31-33).

24 ноября 2015 г. за неисполнение департаментом требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, установлении должнику нового срока для исполнения требований исполнительного документа (л.д. 34-35).

В последующем судебным приставом-исполнителем должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда с установлением новых сроков его исполнения.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении департамента и привлечения к административной ответственности оспариваемым постановлением должностного лица послужило неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 19 января 2023 г. в срок до 20 марта 2023 г. исполнить решение суда в полном объеме (с предоставлением подтверждающих документов до 21 марта 2023 г.).

Требование получено департаментом 23 января 2023 г., что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 70).

В письменной информации, представленной департаментом в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам ГУФССП по Омской области в рамках исполнения выше названного требования, даны пояснения о том, что для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 70» требуется финансирование в размере 25 000 000 рублей. Ввиду ограниченности бюджетного финансирования 2023 г. денежные средства на указанные цели не предусмотрены. Вопрос о выделении финансирования на данные расходы будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета города Омска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (л.д. 71).

Таким образом, содержащееся в исполнительном документе требование в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 19 января 2023 г., не было исполнено, что подателем жалобы не оспаривается.

Факт совершения департаментом административного правонарушения подтверждается материалами дела.

Деяние правильно квалицировано по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Проверив законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.

Оснований не согласиться с выводом районного суда не имеется.

Из материалов дела усматривается, что решение Октябрьского районного суда г. Омска по делу № 2-254/2015 от 16 января 2015 г., которым на департамент образования Администрации города Омска возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, вступило в законную силу 25 февраля 2015 г.

До настоящего времени судебный акт не исполнен.

Выявленные в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа№ 70» нарушения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии нарушают гарантированные Конституцией Российской Федерации права детей на благоприятную учебную и воспитательную деятельность, а также интересы Российской Федерации в области охраны условий воспитания и обучения детей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Ссылка защиты на частичное исполнение судебного акта не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в бездействии привлекаемого к административной ответственности органа.

Объективная сторона правонарушения, установленная ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, заключается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. При этом под неисполнением требований, содержащихся в исполнительном документе, понимается как вообще отсутствие активности со стороны должника по реализации притязаний (когда должник не предпринимает никаких действий, объективно направленных на выполнение этих требований), так и некачественное их исполнение (совершение не тем способом, которого добивается взыскатель, не в том объеме, в котором указано в исполнительном документе, необоснованная задержка в представлении окончательного результата).

Из переписки департамента с судебным приставом-исполнителем следует, что вопрос о выделении бюджетного финансирования на исполнение судебного акта ежегодно откладывается на последующие текущие и плановые периоды, однако денежные средства на исполнение судебного акта до настоящего времени в необходимом объеме не выделены.

Между тем, исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (пп. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона № 229-ФЗ).

В силу прямого указания закона исполнение судебного постановления должно осуществляться в разумные сроки.

Доводы защиты в обоснование причин неисполнения судебного акта сводятся к отсутствию в распоряжении департамента необходимых денежных средств, особенностям бюджетного финансирования.

Вопреки указанным доводам, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).

Доводы со ссылками на особенности и недостаточность бюджетного финансирования являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными с указанием мотивов принятого решения, оснований не согласиться с которыми не усматривается.

Департамент имел достаточное время для принятия мер к выделению необходимого финансирования на исполнение судебного акта, в том числе с учетом общего срока нахождения исполнительного документа на исполнении.

Перепиской по вопросу финансирования, представленной в материалы дела, а также указанными в жалобе действиями департамента не обеспечено исполнение вступившего в законную силу судебного акта в полном объеме в срок, установленный в требовании судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, совокупность имеющихся фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования собранных по делу доказательств, которым судом дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Условий для применения положений части 4 статьи 24.5 и ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ не установлено.

Привлечение департамента образования Администрации города Омска к административной ответственности является справедливым, отвечает целям и задачам конкретного исполнительного производства и законодательства об административных правонарушениях в целом.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в минимальном размере, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Неверное указание в установочной части решения суда даты и срока исполнения требования судебного пристава-исполнителя (л.д. 88) является явной технической опиской, которая не принимается во внимание и подлежит устранению судьей районного суда по правилам ст. 29.12.1 КоАП РФ. Из материалов дела следует, что выводы суда, содержащиеся в мотивировочной части судебного акта, основаны на исследовании обстоятельств неисполнения требования от 19 января 2023 г. (со сроком исполнения до 20 марта 2023 г.), что соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, не установлено.

Таким образом, жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Омской области от 10 июля 2023 г., решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 сентября 2023 г. оставить без изменения, жалобу защитника департамента образования Администрации города Омска Соловьева Ю.А. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Ведерникова

77-409/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Департамент образования Администрации г. Омска
Другие
Соловьев Юрий Александрович
Суд
Омский областной суд
Судья
Ведерникова Наталья Васильевна
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--oms.sudrf.ru
17.10.2023Материалы переданы в производство судье
22.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2023Дело оформлено
30.11.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее