Дело №12-797/2023
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2023г. г.Смоленск
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Кудряшов А.В., рассмотрев жалобу Министерства здравоохранения Смоленской области, расположенного по адресу: г.Смоленск, пл.Ленина, д.1, на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ. №№-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Министерство здравоохранения Смоленской области обратилось в суд с жалобой на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №№-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, указав, что названным постановлением подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 руб. за неисполнение как должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Привлечение к административной ответственности считает незаконным, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения (отсутствие необходимого для своевременного исполнения требований соответствующего исполнительного документа бюджетного финансирования и реорганизация взыскателя).
Заслушав объяснения защитника Министерства здравоохранения Смоленской области Деревцовой М.А., поддержавшей доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Таким образом, обязательным условием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является предшествующее привлечение его к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу положений ч.2 ст.1.5 и ст.4.6 КоАП РФ лицо считается виновным и подвергнутым административному наказанию только с момента вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Дорогобужского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент Смоленской области по здравоохранению (после переименования в соответствии с постановлением Правительства Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ - Министерство здравоохранения Смоленской области) возложена обязанность в срок до 31.12.2016 выделить необходимые денежные средства ОГБУЗ «Дорогобужский противотурберкулезный диспансер» для выполнения следующих работ в главном корпусе (стационаре) по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, п.Верхнеднепровский, ул.Советская, д.21: проведение контроля за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды и загрязненностью химическими веществами воздушной среды; оснащение палат настенными комбинированными светильниками (общего и местного освещения); оснащение палат специальными светильниками ночного освещения.
В соответствии с данным решением судом ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области возбуждено соответствующее исполнительное производство.
Ввиду неисполнения Департаментом Смоленской области по здравоохранению в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, ДД.ММ.ГГГГ в отношении заявителя судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России вынесено постановление об установлении нового срока исполнения уполномоченным органом требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нарушением которого ДД.ММ.ГГГГ в отношении Департамента Смоленской области по здравоохранению судебным приставом-исполнителем СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России составлен протокол №559 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, а постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №№-АП Министерство здравоохранения Смоленской области признано виновным в совершении указанного административного правонарушения и подвергнуто административному штрафу в размере 50 000 руб.
Согласно п.1 ст.48 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются взыскатель и должник.
В соответствии с ч.ч.3, 4 ст.49 названного Закона взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства, в частности, на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом. О замене стороны исполнительного производства правопреемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ст.52 Федерального закона от 02.10. 2007 г. №229-ФЗ).
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 26.01.2017 №73-р/адм взыскатель по исполнительному производству №14921/17/980678-ИП - ОГБУЗ «Дорогобужский противотуберкулезный диспансер» реорганизован в форме присоединения к ОГБУЗ «Дорогобужская центральная районная больница», в результате чего ОГБУЗ «Дорогобужский противотуберкулезный диспансер» как юридическое лицо 02.08.2017 прекратило свою деятельность.
Взыскание судебным приставом-исполнителем с должника исполнительского сбора и установление нового срока для исполнения упомянутых выше требований исполнительного документа имело место после реорганизации взыскателя, тогда как данных о замене судебным приставом-исполнителем стороны исполнительного производства (ОГБУЗ «Дорогобужский противотуберкулезный диспансер») на момент установления нового срока исполнения требований исполнительного документа и возможности исполнения Министерством этих требований до осуществления замены взыскателя его правопреемником материалы дела не содержат.
Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотрена ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Наличие ранее вынесенного и вступившего в законную силу постановления о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет ответственность по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Между тем достоверных данных о том, что за неисполнение в установленный срок требований названного исполнительного документа должник был ранее привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, не имеется; указание на это в обжалуемом постановлении отсутствует, как отсутствуют в материалах дела и вступившие в законную силу акты о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.17.15 и ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства. Вместе с тем в данном случае для квалификации действий Министерства по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ материалы дела не позволяют утверждать, что на момент установления должнику нового срока исполнения и составления протокола об административном правонарушении (05.10.2023) квалифицирующий признак повторности в действиях заявителя отсутствовал.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст.26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.2.1 данного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Институт пересмотра не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст.ст.30.1 - 30.10 КоАП РФ) основан на положениях Конституции РФ и предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях.
В этих целях суд наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела начальником отделения – старшим судебным приставом СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России приняты не были. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
При таком положении, учитывая, что годичный срок давности привлечения Министерства здравоохранения Смоленской области к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, не истек (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ), постановление от ДД.ММ.ГГГГ №№-АП как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ. №№-АП, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Смоленской области, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд путем подачи жалобы в 10-дневный срок со дня получения либо вручения копии судебного акта.
Судья А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 2023. |
УИД: 67RS0002-01-2023-006326-16
Подлинный документ подшит в материалы дела №12-797/2023