по жалобе по делу об административном правонарушении
1 ноября 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу защитника Арефьевой О.М., действующей в интересах Соловьева А.И., на постановление судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 сентября 2022 года, делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесенное в Соловьева Алексея Ивановича,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 9 сентября 2022 года Соловьев А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Соловьева А.И. – Арефьева О.М, ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что начальнику управления было выдано представление № от 16 мая 2022 года об устранении нарушений, со сроком представления информации о результатах его исполнения – не позднее 17 июня 2022 года; 8 августа 2022 года управлению было направлено уведомление финансового органа, из которого следовало, что требования представления в части восстановления в бюджет города суммы 15000 рублей не выполнено в установленный срок. Между тем в установленный срок Управлением была исполнена обязанность рассмотреть представление административного органа, о чем орган был уведомлен в письменной форме о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах письмом от 16 июня 2022 года. 22 июня 2022 года было выдано предписание № 1, согласно которому в срок до 1 сентября 2022 года необходимо восстановить в доход бюджета г. Чебоксары неправомерно принятые и оплаченные расходы за счет средств бюджета г. Чебоксары в размере 15000 рублей. Данное предписание управлением было исполнено ранее установленного срока. Кроме того, суд не проверил законность вынесенного представления, доказательств законности требований в части возврата неправомерно принятых и оплаченных расходов в сумме 9000 рублей административным органом не представлено. Полагает что по делу отсутствует умысел на совершение правонарушения.
В судебном заседании защитник Арефьева О.М., действующая в интересах Соловьева А.И., жалобу поддержала, пояснила, что ответ на представление дан 16 июня 2022 года путем помещения в ячейку финансового управления города Чебоксары, что предусмотрено между всеми структурными подразделениями г. Чебоксары. Судом при рассмотрении дела не проверена законность представления. Между тем, районным судом вынесено решение о прекращении производства по делу о привлечении Соловьева А.И. по ст. 15.14 Ко АП РФ за нецелевое расходование средств бюджета в размере 3500 рублей. В настоящее время 15000 рублей внесены в кассу управления. Однако, по мнению защитника, средства возвращены не правомерно, нецелевого расходования средств бюджета не имелось. Соловьев А.И. и управление не осуществляет бухгалтерское обслуживание, поэтому просили рассрочку.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии со статьей 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (пункт 1).
Под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Основанием для привлечения Соловьева А.И. постановлением судьи к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили выводы о том, что он, будучи начальником управления физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары, допустил невыполнение в установленный срок до 17 июня 2022 года представления финансового управления администрации г. Чебоксары от 16 мая 2022 года № (далее также - представление) о рассмотрении результатов проверки, устранении нарушений и принятии мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений, информировании указанного органа о результатах исполнения с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, в срок не позднее 17 июня 2022 года.
Согласно представлению, выданному по результатам проведенного финансовым управлением администрации г. Чебоксары на основании приказа финансового управления администрации г. Чебоксары от 11 марта 2022 года № о проведении контрольного мероприятия, Управлению физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары, предписывалось
1) обеспечить соблюдение норм и требований бюджетного законодательства, законодательства РФ и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, муниципальных правовых актов г. Чебоксары в ходе осуществления закупок по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
2) не допускать нецелевого и неправомерного использования средств бюджета г. Чебоксары;
3) направлять сведения о бюджетных обязательствах в Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике в установленном законом порядке;
4) восстановить в доход бюджета г. Чебоксары неправомерно принятые и оплаченные расходы за счет средств бюджета г. Чебоксары по приобретению подарочного комплекта «...» в сумме 9 ООО рублей, средства бюджета г. Чебоксары, направленные по нецелевому назначению в сумме 6 ООО рублей.
МБУ «...» рассмотреть результаты проверки, принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений, в том числе: 1) обеспечить соблюдение норм и требований законодательства ПФ и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; 2) осуществлять оплату постановленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в соответствии с действующим законодательством и условиями контрактов (договоров). Информацию о результатах исполнения данного представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение и заверенных надлежащим образом, установлено представить не позднее 17 июня 2022 года (л.д.30-37). Данное представление получено Соловьевым А.И. 17 мая 2022 года.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Положения названных норм во взаимосвязи со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 названного кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
По делу об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, выяснению подлежит вопрос о законности предписания (представления) указанного органа, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Предписание (представление) выносится контролирующим органом лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства. При этом предписание (представление) должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на положениях закона.
Вместе с тем в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении судом первой инстанции должным образом не проверена законность представления финансового управления администрации г. Чебоксары от 16 мая 2022 года №.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ представление должно содержать информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из материалов дела, начальником управления физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары дан ответ на представление о том, что закупки малого объема проводятся в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» в соответствии с требованиями закона о закупках и бюджетного законодательства, а также в соответствии с приказом № от 15 июля 20220 года Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам; по факту выявленных нарушений в части нецелевого и неправомерного использования средств бюджета г. Чебоксары и несвоевременной оплаты постановленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) обязуются усилить внутренний финансовый контроль, выявленные нарушения устранить и в дальнейшем их не допускать. В письме также содержится просьба согласовать график платежей в связи с отсутствием внебюджетной деятельности (л.д. 38).
Данное письмо поступило в финансовое управление администрации г.Чебоксары 21 июня 2022 года.
21 июня 2022 года в адрес Соловьева А.И. направлено письмо, подписанное начальником финансового управления г. Чебоксары, о том, что документы, материалы и информацию, подтверждающую устранение и (или) принятия указанных в представлении от 16 мая 2022 года № мер по устранению причин и условий допущенных нарушений, необходимо было предоставить до установленного органом внутреннего муниципального финансового контроля срока, т.е. не позднее 17 июня 2022 года; в соответствии с п. 20 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» утв. постановлением Правительства РФ № 1095 от 23 июля 2020 года, обращение, содержащее основания для продления срока исполнения представления, может быть направлено органу контроля не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока исполнения представления, вместе с тем, обращение в адрес финансового управления г. Чебоксары не поступало; на основании изложенного не представляется возможным согласовать график возмещения неправомерного и нецелевого использования средств бюджета г. Чебоксары после истечения срока исполнения представления (л.д. 39).
В протоколе об административном правонарушении должностным лицом также указано, что ответ на представление управлением дан от 16 июня 2022 года (вх. от 21 июня 2022 года), о том, что закупки малого объема проводятся в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд» в соответствии с требованиями закона о закупках и бюджетного законодательства, а также в соответствии с приказом № от 15 июля 2022 года Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам. По факту выявленных нарушений в части нецелевого и неправомерного использования средств бюджета г. Чебоксары и несвоевременной оплаты постановленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) обязуются усилить внутренний финансовый контроль, выявленные нарушения устранить и в дальнейшем их не допускать; т.ч. представлен график согласования платежей в целях продления срок исполнения представления, с указанием причины невозможности исполнения представления в срок ввиду отсутствия внебюджетных средств. 21 июня 2022 года в адрес Соловьева А.И. направлена информация о невозможности согласования графика возврата платежей, поскольку сроки продления представления истекли.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Соловьева А.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Соловьева А.И. состава вмененного административного правонарушения.
Между тем при рассмотрении дела по существу судьей районного суда не дана оценка ответу, подписанному начальником управления физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары Соловьевым А.И. от 16 июня 2022 года, содержащему информацию о результатах рассмотрения представления от 16 мая 2022 года. Судом не учтено, что то обстоятельство, что должностное лицо не согласилось с содержанием ответа (п. 1-3), не может служить основанием для привлечения лица к административной ответственности за неисполнение предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля.
При этом судьей районного суда не исследовался вопрос о том, когда было направлено письмо, подписанное Соловьевым А.И., в адрес финансового управления, были ли нарушены сроки направления ответа об исполнении предписания. Также судом не выяснялся вопрос о том, в связи с чем управление физической культуры и спорта администрации г. Чебоксары просило согласовать график платежей.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законность представления фактически проверена не была, тогда, как эти обстоятельства имеют существенное значение для выяснения вопроса о законности выданного представления и разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности за его неисполнение.
Таким образом, судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание изложенное, постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 9 сентября 2022 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 9 сентября 2022 года делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Соловьева Алексея Ивановича отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова