Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-165/2023 ~ М-90/2023 от 31.03.2023

Дело № 2-165/2023

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 года                                                                        город Томари

Томаринский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи                   Солодковой М.Ю.,

при помощнике судьи                                  ФИО1,

с участием прокурора                                     ФИО2,

представителя КУМС МО «ТГО»                 ФИО3,

представителя администрации МО «ТГО» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о.прокурора Томаринского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности со дня вступления решения суда в законную силу ограничить несанкционированный доступ людей, заложив все проемы и входы в здания, а также установить ограждения, знаки безопасности с надписями в соответствии с п. 4.3 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» на территории домов, расположенных в селе Красногорск, в селе Черемшанка и в селе Пензенское Томаринского района Сахалинской области, а также обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести дома, вывезти и утилизировать отходы сноса зданий, строительный мусор,

установил:

31 марта 2023 года и.о.прокурора Томаринского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (исх.от 30.03.2023 №13-2023) к КУМС МО «ТГО», в котором просит возложить на ответчика обязанность со дня вступления решения суда в законную силу ограничить несанкционированный доступ людей, заложив все проемы и входы в здание, а также установить ограждение, знаки безопасности с надписями в соответствии с п. 4.3 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» на территории дома, расположенного по адресу: село Красногорск Томаринский район, по улице Калинина, 29, а также обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести дом, расположенный по указанному адресу, вывезти и утилизировать отходы сноса указанного здания, строительный мусор (дело №2-165/2023).

В указанный день от и.о.прокурора Томаринского района поступили исковые заявления к КУМС МО «ТГО» о возложении аналогичной обязанности в отношении: дома, расположенного по адресу: село Черемшанка Томаринского района, по улице Гагарина, д.5 (дело №2-166/2023); дома, расположенного по адресу: село Черемшанка Томаринского района по улице Ленина, дом 7 (дело №2-167/2023); дома, расположенного по адресу: село Черемшанка Томаринский по улице Луговая, дом 5 (дело №2-168/2023).

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Томаринского района проведена проверка исполнения законов при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в результате которой установлено, что на территории муниципального образования Томаринский городской округ расположены расселенные, но не снесенные жилые дома по адресам: село Красногорск Томаринский район, по улице Калинина, 29; в селе Черемшанка Томаринского района: по улице Гагарина, д.5; по улице Ленина, дом 7; по улице Луговая, дом 5.

Основанием для признания дома 29 по улице Калинина села Красногоскр аварийным и подлежащим сносу послужило заключение специализированной организации ООО «Проектный комплекс «Интеграл» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, согласно которому физический износ жилого дома на момент проведения обследования составляет 75 %.

Дом 5 по улице Гагарина села Черемшанка признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения специализированной организации ООО «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстрой» о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома, согласно которому жилой дом является аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключения специализированной организации ООО «Проектный комплекс «Интеграл» по результатам инженерного обследования жилого дома №7 по улице Ленина села Черемшанка физический износ жилого дома на момент проведения обследования составляет 85 %.

На основании заключения специализированной организации ООО «Центральная строительная лаборатория «Сахалинстрой» по результатам инженерного обследования жилого дома №5 по улице Луговая села Черемшанка, данный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу

Доступ к зданиям по указанным адресам не ограничен, входы в здания и оконные проемы не заложены, ограждение территории, на которых находятся здания, отсутствует, в связи с чем, в него возможен свободный доступ граждан, в том числе несовершеннолетних. Таким образом, за данными объектами надлежащий просмотр и содержание не осуществляется, они находятся в технически опасном состоянии, что создает опасность для жизни и здоровья людей, допускается возможность беспрепятственного проникновения посторонних лиц, в том числе в целях совершения противоправных деяний, террористических актов, подготовки к их совершению либо сокрытию следов их совершения, хранения оружия, предметов, добытых преступным путем, либо запрещенных к использованию на территории Российской Федерации, а также травматизму любой степени тяжести, в том числе несовершеннолетних, которые в силу возраста склонны к посещению таких мест. Непринятие органом местного самоуправления должных мер к ограничению доступа граждан к расселенным аварийным домам, создается реальная угроза безопасности населения, проживающего на территории муниципального образования, а значит создается опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, проживающих в городском округе.

Определением судьи от 02 мая 2023 года указанные гражданское дела по искам прокурора района объединены в одно производство.

13 июня 2023 года от прокурора Томаринского районо поступило уточнение искового заявления в части дома 5 по улице Луговая села Черемшанка, в котором просили возложить на Комитет ранее указанные обязанности в той же редакции, изменив только населенный пункт, где расположен данный дом – село Пензенское Томаринского района, улица Луговая, дом 5.

Протокольным определением суда от 03 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области.

Протокольным определением суда от 24 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство строительства Сахалинской области.

Протокольным определением суда от 15 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечена администрация МО «Томаринский городской округ».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Яндакова А.Б. исковые заявления прокурора, объединенные в одно производство, поддержала с учетом уточнения от 13 июня 2023 года, по основаниям, изложенным в нем, полагала что заявленные требования ясны, не требуют уточнения с учетом приведенных требований ГОСТа и жилищного законодательства.

Представитель ответчика Сидорова Е.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась в части возложения обязанности по сносу дома, вывозу и утилизации мусора, как не входящей в компетенцию Комитета, полагала заявление данного искового требования некорректным, в части способа ограничения несанкционированного доступа к многоквартирным домам, поскольку указанные в иске СП, не распространяются на Комитет при реализации данной обязанности и ограничивают Комитет в способе ограничения данного доступа. Кроме того полагала срок для исполнения обязанностей недостаточным с учетом объема работ и требований в том числе Закона №44-ФЗ, полагала избыточными требования в части ограждения домов, вывоза и утилизации отходов после сноса указанных домов и строительного мусора, данные мероприятия исполняются подрядчиками при заключении соответствующих контрактов. При этом у Комитета в настоящее время нет полномочий по организации сноса МКД, по направлению заявки на субсидию в Министерство строительства Сахалинской области, данные обязанности в нормативных актах органа местного самоуправления четко не обозначены, но в силу Положения об администрации МО «ТГО» относятся к полномочиям и компетенции последней.

Представитель администрации МО «Томаринский городской округ» Даурцева К.Д., действующая на основании доверенности от 02.05.2023, представила отзыв, в котором не согласилась с требованиями прокурора, полагала, что обязанность по организации сноса МКД признанных аварийными и подлежащими сносу относится к компетенции КУМС МО «Томаринский городской округ», в остальной части – требования избыточны и не подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц Министерства ЖКХ Сахалинской области и Министерства строительства Сахалинской области, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не присутствовали, от Министерства строительства Сахалинской области 11 августа 2023 года поступил отзыв, в котором указали о надлежащем исполнении обязательств согласно условиям соглашений о предоставлении субсидий при поступлении соответствующих заявок на 2019, 2020, 2021 годы, перечислении денежных средств муниципалитету в установленные сроки и на конкретные мероприятия, предусмотренные Государственной программой. В 2022, 2023 годы мероприятие «снос ветхого и аварийного жилья производственных и непроизводственных зданий» в соглашения, заключенные с администрацией не включено, заявок в адрес Министерства на предоставление субсидии для реализации мероприятий по сносу ветхого и аварийного жилья не поступало.

Выслушав доводы представителей сторон, третьего лица изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») противодействие терроризму основывается на принципах обеспечения защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Из пункта 4.3 СП 325.1325800.2017. «Свод правил. Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 28.08.2017 № 1170/пр) площадка демонтажа (сноса) и участки производства работ должны быть ограждены в соответствии с ГОСТ Р 58967 с установкой знаков безопасности и надписями в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, на собственнике лежит обязанность по обеспечению надлежащего состояния своего имущества.

Из анализа указанных правовых норм следует, что обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности от несанкционированного проникновения в помещения заброшенного неиспользуемого здания возложена на собственника помещения.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальной собственностью МО «Томаринский городской округ», утвержденным Собранием городского округа МО «Томаринский городской округ» от 19 февраля 2021 г. N 42/290, Комитет является иным органом местного самоуправления муниципального образования «Томаринский городской округ», осуществляющим управление муниципальным имуществом муниципального образования, в том числе осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества. (п.п. 3.1.1, 3.1.7 Положения)

Принимая во внимание указанные пункты Положения, КУМС МО «Томаринский городской округ» является надлежащим ответчиком.

Из материалов дела следует, что дома, расположенные по адресам: село Красногорск Томаринский район, по улице Калинина, 29; в селе Черемшанка Томаринского района: по улице Гагарина, д.5; по улице Ленина, дом 7; в селе село Пензенское Томаринского района, улица Луговая, дом 5, признаны аварийными и подлежащим сносу, являются муниципальной собственностью.

Из акта представленного прокурором от 03 марта 2023 года и актов проверок от 25 июля 2023 года с приложенными фотоматериалами, следует, что в ходе проверки осмотрены вышеуказанные дома. меры по сносу не приняты, проживающие в них лица не установлены.

Судом установлено, что жильцы из аварийных жилых домов по указанным адресам расселены, споров по вопросам изъятия о предоставления взамен иных жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма отсутствуют. Зарегистрированных лиц в данных жилых помещениях не имеется. Данный факт в судебном заседании не оспаривался.

Исходя из действующего Положения о КУМС МО «Томаринский городской округ», а именно пунктов 2.2, 3.1.1, 3.1.34, а также с учетом Положения об администрации МО «Томаринский городской округ», именно КУМС МО «Томаринский городской округ» с учетом переданных ему полномочий и обязанностей является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, и из ответа Министерства строительства Сахалинской области, на которое ссылается представитель ответчика, обратное не следует, комплекс мероприятий, направленных на надлежащее пользование и распоряжение указанными в иске объектами недвижимости, включенными в реестр муниципальной собственности, предусмотрен, в том числе и локальными актами, предусматривающими процедуры формирования заявок и прочей документации в целях организации мероприятий для получения финансирования и организации сноса аварийного жилья.

Таким образом, судом установлено, что ответчиком не обеспечена ликвидация названных аварийных многоквартирных жилых домов, что нарушает права неопределенного круга лиц, муниципального образования «Томаринский городской округ», данные объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии, имеют разрушения, длительное время не используется по назначению, при этом свободный доступ в здания не ограничен, в связи с чем, они является потенциально опасными с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, в связи с чем на ответчике вопреки доводов представителя КУМС МО «Томаринский городской округ» лежит обязанность принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и препятствующие несанкционированному доступу посторонних в данное здание, в том числе несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах, когда непринятием органом местного самоуправления должных мер к ограничению доступа граждан к расселенным аварийным домам создается реальная угроза безопасности населения, проживающего на территории муниципального образования, следовательно, создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, проживающих в городском округе, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности -принять меры по сносу домов, расположенных по адресам: село Красногорск Томаринский район, по улице Калинина, 29; в селе Черемшанка Томаринского района: по улице Гагарина, д.5; по улице Ленина, дом 7; в селе село Пензенское Томаринского района, улица Луговая, дом 5.

Поскольку многоквартирные дома признаны ветхими и аварийными, имеют повреждения и частично обрушения в части фасада, проемов, в связи с чем доводы прокурора о возможности неограниченного доступа в дома по следующим адресам: село Черемшанка Томаринского района: по улице Гагарина, д.5; по улице Ленина, дом 7; в селе село Пензенское Томаринского района, улица Луговая, дом 5, село Красногорск улица Калинина, дом 29, которые не охраняются, является обоснованным, непринятие мер может повлечь негативные последствия, отмеченные в исковом заявлении. Доказательств невозможности исполнения обязанности по ограничению доступа к вышеуказанным домам либо о принятии таких мер суду не представлено.

При таких обстоятельствах заявленное требование в части возложения на Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» обязанности ограничить несанкционированный доступ людей, заложив все незаполненные проемы и входы в здания по названным адресам, подлежат удовлетворению.

В части срока исполнения данной обязанности суд находит достаточным и разумным срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, с учетом требований СП 325.1325800.2017. «Свод правил. Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации», доводов представителя ответчика и представленных актов проверок, суд учитывает доводы представителя ответчика в части нецелесообразности возложения обязанностей по ограждению данных объектов – МКД, вывозу и утилизации отходов сноса указанных зданий, поскольку данные мероприятия реализуются при проведении непосредственно данного вида работ (снос здания), в этой связи в остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает ответчику срок – 12 месяцев с учетом объема работ, в течение которого должен быть осуществлен снос зданий путем организации соответствующих мероприятий, относящихся к компетенции ответчика.

В остальной части исковые требования и.о.прокурора Томаринского района удовлетворению не подлежат.

В силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что КУМС МО «Томаринский городской округ» является иным органом местного самоуправления, с ответчика, освобожденного от уплаты государственной пошлины, не подлежит взысканию государственная пошлина.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, 29; ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░.5; ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ 7; ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 5.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, 29; ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░.5; ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ 7; ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ 5.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                ░░░░░░░░░ ░.░.

2-165/2023 ~ М-90/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
И.о. прокурора Томаринского района
Ответчики
КУМС МО "Томаринский городской округ"
Другие
Министерство строительства Сахалинской области
Администрация МО "Томаринский городской округ"
Министерство ЖКХ Сахалинской области
Суд
Томаринский районный суд Сахалинской области
Судья
Солодкова Маргарита Юрьевна
Дело на сайте суда
tomarinskiy--sah.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.05.2023Предварительное судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2024Дело оформлено
10.02.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее