№
Мировой судья: ФИО2
(дело №)
УИД 68МS0034-01-2023-000337-40
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 мая 2023 г. с. Староюрьево
Староюрьевский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Митрофановой О.А.,
при секретаре Пустынниковой О.С.,
с участием ответчика Журавлева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Журавлева Виктора Алексеевича на решение мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области от 21 марта 2023 г. по гражданскому делу по иску АО «Тамбовская сетевая компания» к Журавлеву Виктору Алексеевичу о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось в суд с иском к Журавлеву В.А. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных исковых требований АО «Тамбовская сетевая компания» (далее АО «ТСК») указало, что с 01.01.2019 АО «ТСК» приступило к деятельности в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Тамбовской области.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), а также правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8 (18) Правил № 1156).
Ссылаясь на п.п. 2.1, 3.4 Договора, Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на I и II полугодия 2019 г., Нормативы накопления ТКО на территории Тамбовской области, утвержденные приказом Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 10.05.2017 № 43 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тамбовской области», полагает, что ОАО «ТСК» за период с января 2019 г. по июль 2021 г. ответчикам были оказаны услуги по вывозу ТКО в объеме 4,03 м3, что отражено в расчете задолженности.
В связи с тем, что ответчик ненадлежащим образом выполнял принятые на себя обязательства по договору в части своевременной и полной оплаты услуг, по состоянию на 26.12.2022 у него за период с января 2019 г. по июль 2021 г. образовалась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 2297,56 руб.
Поскольку судебные приказы мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области о взыскании с ответчика задолженности отменены определениями мирового судьи Староюрьевского района Тамбовской области от 06.03.2020 и 24.09.2021 в связи с поступившими возражениями ответчика, просит взыскать с Журавлева В.А. в пользу АО «ТСК» в лице Тамбовского филиала задолженность за фактически потребленную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 г. по июль 2021 г. в размере 2297,56 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области от 21 марта 2023 г. исковые требования АО «ТСК» удовлетворены. С Журавлева В.А. в пользу Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходамиза период с января 2019 года по июль 2021 года в размере 2297 (две тысячи двести девяносто семь) рублей 56 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Журавлев В.А. ставит вопрос об отмене данного решения и принятии нового, по тем основаниям, что дома №14 и № 15 находятся на одном земельном участке, имеющем один кадастровый номер. В доме № 14 с 2005 года никто не зарегистрирован и не проживает, указанный дом используется им как надворная постройка.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца АО «ТСК» просит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу Журавлева В.А. без удовлетворения.
Представитель истца АО «ТСК» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в заявлении, адресованном суду, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В связи с тем, что представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания по правилам ст. 113 ГПК РФ, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Тамбовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, представитель истца ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании ответчик Журавлев В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что он является собственником жилого дома № 14, расположенного по ул. Центральной д. Скобелевка, Староюрьевского района, Тамбовской области. Данный жилой дом расположен на одном земельном участке с жилым домом № 15, в котором он фактически зарегистрирован и проживает. Ранее дом № 14 принадлежал его матери, однако после ее смерти, последовавшей в 2005 г., в данном доме никто не зарегистрирован и не проживает, он использует данный дом как надворную постройку, где содержатся только куры. Полагает, что поскольку в доме №14 по ул. Центральной никто не зарегистрирован и фактически не проживает, он не должен оплачивать коммунальные платежи за вывоз мусора, так как за вывоз мусора он оплачивает по адресу своей регистрации и фактическому месту проживания. Соответствующие справки им истцу были предоставлены, однако никакого перерасчета истец не сделал. Полагает, что истец не выполняет свои функции, поскольку не представил доказательств, подтверждающих объем вывезенного мусора от дома № 14 по ул. Центральной д. Скобелевка, кроме того, договор на вывоз мусора он с истцом не заключал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно данной апелляционной жалобы, суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность собственника помещения по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными с организациями, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в установленном законом порядке, предусмотренастатьями 153 и 155Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 5 статьи 30Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что собственник жилого дома или части дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целейЖилищного кодекса Российской Федерациии иных правовых актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В пункте 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ закреплено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами является публичным (часть 1 ст. 24.7 Закона 89-ФЗ).
Договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор заключает в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), а также правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. 148 (1) Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
В соответствии с п. 148 (11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) – со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (п. 8 (18) Правил № 1156).
Как установлено судом и следует из материалов дела истец АО «ТСК» с 01.01.2019 осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчику Журавлеву В.А. региональным оператором АО «ТСК» как собственнику жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Староюрьевский район, д. Скобелевка, ул. Центральная, д. 14 в период с января 2019 г. по июль 2021 г. была оказана услуга по вывозу твердых коммунальных отходов.
Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов была оказана ответчику региональным оператором ОАО «ТСК» на условиях типового договора, заключенного между сторонами в соответствии с Правилами № 354.
Публичная оферта (договор) на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами была размещена в печатном издании – общественно-политической газеты «Тамбовская жизнь» от 28.12.2018 г., а также на официальном сайте АО «ТСК» (https://oaotsk.ru).
В связи с тем, что в срок, установленный АО «ТСК» на заключение договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребитель не направил оператору заявку на заключение договора в письменной форме, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором была оказана в соответствии с условиями типового договора и соглашения.
Таким образом, поскольку письменный договор между сторонами в спорный период отсутствовал, в соответствии сПравилами№ 354, договор заключен путем совершения конклюдентных действий.
Согласно условиям типового договора, региональный оператор обязуется принимать ТКО, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а потребитель, в свою очередь, обязуется оплачивать услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга, по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора (п.п. 1.6 договора).
Таким образом, оказание региональным оператором услуги по обращению с ТКО предполагается в обязательном порядке всем потребителям, без исключения, на условиях типового договора, при этом, собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, и обязаны оплачивать услуги по обращению с ТКО в срок и по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора, что отражено в п.п. 1.6 типового договора.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика о том, что у него с ОАО «ТСК» не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является не состоятельными, поскольку, как указано выше, данный договор заключен путем совершения конклюдентных действий, в связи с чем, в силу условий типового договора оплата услуг по обращению с ТКО в срок и цене, установленной в договоре, является обязательной.
Доказательств заключения соответствующего договора с третьими лицами, а также доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, ответчиком не представлено.
Доводы ответчика о том, что у него по спорному адресу отсутствует мусор, в связи с чем, он услугами истца не пользуется, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в силу закона не может ставиться в зависимость от количества мусора, образующегося в процессе жизнедеятельности ответчика, являющегося собственником спорного жилого помещения.
Кроме того, дома № 14 и № 15 по ул. Центральной д. Скобелевка Староюрьевского района Тамбовской области находятся на государственном кадастровом учете, каждому из которых присвоен свой кадастровый номер, кроме того, указанные дома являются жилыми, что ответчиком не оспаривается.
Правильность расчета задолженности ответчиков подтверждается материалами дела, задолженность рассчитана в порядке, установленном Единым тарифом на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, в том числе, тариф на I полугодие 2019 г. установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19.12.2018 № 186-В в размере 580,29 руб./м3 с НДС, на II полугодие 2019 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 13.06.2019 № 44-В в размере 575,83 руб./м3 с НДС, на I полугодие 2020 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 № 205-В в размере 549 руб. (НДС не облагается), на II полугодие 2020 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 18.12.2019 № 205-В в размере 570,92 руб. (НДС не облагается), на I полугодие 2021 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2020 № 136-В в размере 570,92 руб. (НДС не облагается), на II полугодие 2021 г. - установлен приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.12.2020 № 136-В в размере 591,57 руб. (НДС не облагается).
В связи с тем, что указанные выше жилые дома - № 14 и № 15, собственником которых является ответчик, являются жилыми, с кадастрового учета не сняты, при расчете объема соответствующей коммунальной услуги истец обоснованно руководствуется п. 148 Правил № 354, согласно которому, при отсутствии постоянного и временного проживающих в жилом помещении граждан, объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, оснований для признания неверным произведенного истцом расчета задолженности у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы ответчика о том, что в силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ он не обязан вносить соответствующие коммунальные платежи, поскольку не зарегистрирован в спорном жилом помещении и фактически в нем не проживает, не основаны на законе, поскольку из положений ч. 11 ст. 155 ЖК РФ следует, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на иное толкование норм материального права и переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для изменения или отмены оспариваемого судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 328 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка Староюрьевского района Тамбовской области от 21 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавлева Виктора Алексеевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья О.А. Митрофанова
Мотивированное определение изготовлено и подписано 6 июня 2023 г.