Дело № 2 – 56/2023 копия
УИД № 81RS0001-01-2023-000094-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 июня 2023 года с. Коса
Косинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Андросенко О.В.
при секретаре судебного заседания Коробейниковой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО1, ФИО5, действующей и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа о признании членами семьи первоначального заявителя, права на получение жилищной субсидии по дате очередности первоначального заявителя, возложении обязанности включить в список граждан-участников жилищной программы,
у с т а н о в и л :
Истцы ФИО4, ФИО5, ФИО1, обратились в суд с иском к администрации Косинского муниципального округа Пермского края с требованиями признать ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО2 членами семьи ФИО3 – первоначального заявителя жилищной программы, на момент его смерти 26.05.2011, с правом признания права истцов на получение жилищной субсидии в порядке наследования и с возложением обязанности включить ФИО4 в список участников жилищной программы по дате первоначальной постановки на учет ФИО3 с 24.03.2011 г. в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи из четырех человек.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ФИО3, являясь инвалидом, состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 24.03.2011 с составом семьи из четырех человек, совместно с ФИО4 – супругой, ФИО5 – дочерью, ФИО1 и ФИО2 – внучками. После смерти ФИО3 26.05.2011 учетное дело переоформлено на ФИО4, однако, постановлением от 28.02.2023 истец ФИО4 снята с учета по причине отсутствия правовых оснований для переоформления учетного дела до внесения изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», позволяющих в случае смерти заявителя сохранять право на получение жилищной субсидии за членами его семьи на основании Федерального закона № 212-ФЗ от 17.07.2011. Истцы, выражая несогласие с действиями ответчика, указывают на обстоятельства отсутствия в законодательстве запрета на указанное правопреемство, при этом, считают, что поскольку на момент смерти первоначального заявителя совместно с ним проживали, соответственно все они обладают правом на получение жилищной субсидии, как члены его семьи, с учетом даты постановки на учет умершего ФИО3 и его очередности предоставления жилищной субсидии.
Впоследствии истцы уточнили исковые требования, согласно которым просили суд признать ФИО1 и несовершеннолетнюю ФИО2 членами семьи ФИО3 – первоначального заявителя жилищной программы, на момент его смерти 26.05.2011, с правом признания права истцов на получение жилищной субсидии в порядке наследования и с возложением обязанности включить ФИО4 в список участников жилищной программы по дате первоначальной постановки на учет ФИО3 с 21.02.2000 г. в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи из четырех человек.
В судебном заседании представитель истцов адвокат ФИО11 настаивала на заявленных требованиях, с учетом их уточнения, по доводам, изложенным в иске.
В предыдущем судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 и ФИО5, действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО2 пояснили, что при жизни ФИО3 всегда к своим внучкам ФИО1 и ФИО2 относился, как к своим дочерям, совместно проживая по одному адресу, нес расходы на их содержание, воспитывая, заменял им отца, все жили одной дружной семьей, имея общее хозяйство и расходы.
Представитель ответчика ФИО8, действующая на основании доверенности, против иска возражала в полном объеме, указав, что право членов семьи на получение жилищной субсидии в случае смерти заявителя введено 01.01.2012 и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерство строительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на исковое заявление указаны доводы, аналогичные высказанной в судебном заседании позиции ответчика, в связи с невозможностью явки представителя Министерства на основании ст.167 ГПК РФ просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Косинский район Пермского края с 1992 года относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи (в редакции Федерального закона № 212-ФЗ от 17.07.2011).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
На основании подп. "г" п. 17 (2) Правил, в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено право на обеспечение жилым помещением (получение социальной выплаты) семей умерших (погибших) граждан, в состав семьи для определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, включаются следующие члены семьи умершего (погибшего) гражданина в случае, если право на получение социальной выплаты установлено ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, члены семей умерших граждан, указанных в подп. "з" п. 5 настоящих Правил, признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подп. "в" или "г" п. 17 настоящих Правил на дату его смерти.
При этом, согласно ч. 5 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Аналогичное положение в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищной субсидии, содержится в подп. "в" п. 17 Правил.
Из материалов дела следует и судом установлено, что на основании заявления от 17.02.1999 ФИО3 состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «Пенсионеры» с 21.02.2000. Из содержания заявления следует, что ФИО3 в качестве членов своей семьи указывал, в том числе супругу ФИО4, дочь ФИО5 (л.д. 16-17). Впоследствии, в заявлениях от 23.05.2006, 18.02.2008, 24.03.2009, 13.01.2010 в качестве члена своей семьи, также указывал и внучку ФИО1, 2005 г.р. (л.д. 20, 31, 32, 33, 34).
Постановлением главы Косинского муниципального района от 24.03.2011 семья заявителя ФИО3 переведена из списка категории «Пенсионеры» в список категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» (л.д. 36), на основании справки о второй группе инвалидности от 09.03.2011 (л.д.35).
ФИО3 умер 26.05.2011 (л.д. 55).
Постановлением главы Косинского муниципального района от 14.06.2011 учетное дело переоформлено на супругу ФИО4 в связи со смертью заявителя ФИО3 (л.д.38).
Постановлением администрации Косинского муниципального округа Пермского края от 28.02.2023 семья ФИО4 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 70).
Письмом от 01.03.2023 администрация Косинского муниципального округа Пермского края уведомило ФИО4 о причинах принятия такого решения, ссылаясь на отсутствие правового регулирования по переоформлению учетного дела на члена семьи в связи со смертью заявителя в 2011 году (л.д. 71).
Суд считает, что выводы ответчика основаны на неправильном понимании норм материального права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 № 212-ФЗ вступил в действие с 01.01.2012 (ст. 2 данного закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом № 125-ФЗ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство указанный закон в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал, следовательно, применение к отношениям Федерального закона № 125-ФЗ в редакции Федерального закона № 212-ФЗ допустимо как улучшающие положение данных лиц.
Действия по отказу в переоформлении учетного дела на ФИО4 и признании за ней права на получение жилищной субсидии, как за членом семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение такой субсидии, но умершего до 01.01.2012, привели к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного ст.19 Конституции Российской Федерации, к неравному положению лиц, принадлежащих к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии).
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение жилого помещения.
Таким образом, позиция ответчика относительно того, что из положений Федерального закона № 125-ФЗ в ранее действовавшей редакции, не следует сохранение права на получение жилищной субсидии умершего гражданина за членами семьи участника такой программы, основана на ошибочном понимании закона.
Разрешая требования относительно признания ФИО1, ФИО2 в качестве членов семьи ФИО3 на день его смерти 26.05.2011, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что ФИО5 является дочерью ФИО3 (л.д. 14), а ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются дочерями ФИО5 (л.д. 62, 65), следовательно, родственная связь заявленных в иске лиц с первоначальным заявителем установлена.
Согласно архивной справке от 02.03.2023 № 115 в документах архивного фонда администрации Косинского сельского совета за 2007-2011 г.г. в хозяйстве ФИО3 – главы семьи, значились жена ФИО4, дочь ФИО5 и внучки ФИО1, 2005 г.р. и ФИО2, 2011 г.р. (л.д. 12-13).
Данные обстоятельства подтверждены выпиской из похозяйственной книги адреса хозяйства: <адрес>2 (л.д. 103-107).
Согласно сведениям о регистрации по адресу: <адрес>2, с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован ФИО3 (л.д. 79); ФИО4 – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80); ФИО5 – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81); ФИО1 – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 82); ФИО2 – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83).
Свидетели ФИО9 и ФИО10 суду показали, что знают семью истцов длительное время, на момент проживания с ФИО3 истцы вели с ним общее хозяйство, живя вместе по одному адресу. В данной семье всегда был общий кошелек, финансами распоряжались совместно, у внучек отца не было, и ФИО3 не только оказывал значительную материальную поддержку в их содержании, но и принимал участие в их воспитании.
Таким образом, с учетом степени родства, сведений похозяйственной книги, адресной и архивной справок, показаний свидетелей, и установленного обстоятельства нахождения на иждивении, как своей матери ФИО5, так и своих бабушки ФИО4 с дедушкой ФИО3, а также принимая во внимание, что сам ФИО3 при написании заявления на получение жилищной субсидии указывал в качестве члена своей семьи, в том числе и внучку ФИО1, суд приходит к выводу о совместном проживании и ведении общего хозяйства ФИО3 со своими внучками ФИО1 и ФИО2 в качестве членов одной семьи, что в данном случае влечет юридические последствия, поскольку необходимо в связи с участием истцов в программе по получению социальной выплаты в связи с выездом из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в рамках наследования права ФИО3, очередность предоставления субсидии у которого должна быть определена с учетом изменившихся условий 09.03.2011 (с категории «Пенсионеры» на «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства») согласно ст.2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в редакции, действующей до 01.01.2012.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО4, ФИО1, ФИО5, действующей и в интересах несовершеннолетней ФИО2 к администрации Косинского муниципального округа Пермского края удовлетворить в полном объеме.
Признать ФИО1, ФИО2 членами семьи ФИО3-участника комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", на момент его смерти 26.05.2011 г.
Признать за ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО2 право на получение жилищной субсидии по дате первоначальной постановки на учет ФИО3 с 21.02.2000 г. в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства».
Возложить обязанность на администрацию Косинского муниципального округа Пермского края включить ФИО4 в список граждан-участников комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по дате первоначальной постановки на учет ФИО3 с 21.02.2000 г. в категории «Инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи из четырех человек.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Андросенко
Копия верна. Судья О.В. Андросенко
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2023
Судья О.В. Андросенко