Дело № 2-794/2022
УИД 42RS0037-01-2022–001325-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Юргинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Сергеевой-Борщ О.Б.,
при секретаре Фахрутдиновой Е.С.,
рассмотрев в
г.Юрга Кемеровской области 30 мая 2022 г.
в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Юрге и Юргинском районе к Муниципальному унитарному предприятию «Комфорт» в защиту неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства,
ус т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Юрге и Юргинском районе в соответствии со ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ) обратилось кМуниципальному унитарному предприятию «Комфорт» (далее по тексту-МУП «Комфорт»)в защиту неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства и просит судобязать МУП «Комфорт»:
установить санитарно-защитную зону для комплекса котельной с производственными помещениями МУП «Комфорт»,расположенными по адресу: *** в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», в срок, установленный решением суда;
разработать программу производственного контроля и проводить систематически замеры качества атмосферного воздуха и физических факторов на границе промплощадки котельной МУП «Комфорт» по адресу:*** либо на границе установленной санитарно-защитной зоны и на границе ближайшей жилой застройки.
Исковые требования обоснованы следующим.
МУП «Комфорт» в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: не установлена санитарно-защитная зона для комплекса котельной с производственными помещениями МУП «Комфорт» расположенными по адресу: *** в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; не разработана программа производственного контроля; не проводятся систематически замеры качества атмосферного воздуха и физических факторов на границе промплощадки котельной МУП «Комфорт» по адресу:***, либо на границе установленной санитарно-защитной зоны и на границе ближайшей жилой застройки.
Представитель истца, представитель ответчика просят рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 4,5 ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства с точки зрения относимости и допустимости и по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Юрге и Юргинском районе подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 2Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 20 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено следующее:
Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно п. 2.1. Сан ПиН 2.2.1/2.2.11200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 2.2 Сан ПиН 2.2.1/2.2.11200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Согласно п. 3.4 Сан ПиН 2.2.1/2.2.11200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ.
В силу п. 1 ст. 30 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании установлено, что владельцем комплекса котельной с производственными помещениями, расположенными по адресу: *** является МУП «Комфорт».
В соответствии с Сан ПиН 2.2.1/2.2.11200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» вышеуказанные котельные отнесены к источникам воздействия на среду обитания и здоровья человека, вокруг данных объектов в обязательном порядке устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зон).
Санитарно-защитная зона уменьшает воздействие загрязнения на атмосферный воздух.
Из материалов дела установлено, что МУП «Комфорт» в нарушение СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»: не установлена санитарно-защитная зона для комплекса котельной с производственными помещениями МУП «Комфорт», расположенными по адресу: *** в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»; не разработана программа производственного контроля; не проводятся систематически замеры качества атмосферного воздуха и физических факторов на границе промплощадки котельной МУП «Комфорт» по адресу:***, либо на границе установленной санитарно-защитной зоны и на границе ближайшей жилой застройки.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Суд считает определить ответчику срок для установления санитарно-защитной зоны для комплекса котельной с производственными помещениями- до 15 мая 2024 г.
В соответствии со ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по данному гражданскому делу государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика МУП «Комфорт» в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Юрге и Юргинском районе к Муниципальному унитарному предприятию «Комфорт» в защиту неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Комфорт»:
в срок до 15 мая 2024 года установить санитарно-защитную зону для комплекса котельной с производственными помещениями Муниципального унитарного предприятия «Комфорт», расположенными по адресу: *** в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»;
в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу разработать программу производственного контроля и систематически производить замеры качества атмосферного воздуха и физических факторов на границе промплощадки котельной Муниципального унитарного предприятия «Комфорт», расположенной по адресу: ***, либо на границе установленной санитарно-защитной зоны и на границе ближайшей жилой застройки.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Комфорт»в местный бюджет государственную пошлину в размере6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: -подпись- Сергеева-Борщ О.Б.
Мотивированное решение суда составлено 06 июня 2022 г.